System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Программа экологического воспитания / Экологическая страничка на сайте нашей школы / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Программа экологического воспитания
Доклад об экологической ситуации в Чувашской Республике
Экология - веление времени
Особо охраняемые природные территории Чувашской Республики
Экологические проекты
Экологические тропы Янтиковского района
Учим любить природу Чувашии
Видео об экологии
Отряд юных экологов Янтиковской СОШ
Переодические издания по экологии
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Программа экологического воспитания

Программа  экологического воспитания

«ЭКОЛОГИЯ – НАУКА О ДОМЕ»

Подготовила классный руководитель 9А класса

Михайлова Альбина Петровна

«Нужно учить так, чтобы люди,
насколько это возможно,
приобретали знания не из книг,
но из неба и земли, из дубов
и буков, то есть знали и изучали
самые  вещи, а не чужие
только наблюдения и
свидетельство о вещах».
Ян Амос Каменский.

Цель программы:
  • сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей природной среде.
    расширить объем интереса к природе.
  • развить личностно – значимое отношение к познанию  природы, понимая и уважая её, определить место человека в
    окружающем мире.
  • формирование экологического целесообразного поведения личности

Задачи программы:
Обучающая:  углубить и расширить знания об экологии   и задачах экологии, об экологических факторах и их влияние на всё живое.
Развивающая:                                                                                                                                                                                            −  развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность;
−  научить анализировать информацию;
−  выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательная:  − привлечь внимание воспитанников к проблемам охраны природы;
− помочь ощутить красоту и гармонию в природе;
−воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.

                                   

Ожидаемые результаты:
1.  Исследовательские умения:
− Приобретение учащимися практических экологических и природоохранительных навыков;
− Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях.
2.  Организационно – пропагандистские умения:
− Применение знаний законодательства об охране природы;
− Планирование практических дел по охране природы;
− Пропаганда здорового образа жизни.
3.  Поведенческие умения:
− Формирование умений правильного поведения в природе.
4.  Опознавательные умения:
− Распознание объектов природы.
5.    Воспитанники должны уметь наблюдать за природными явлениями,  за взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное.
6.   Воспитанники должны проявлять бережное отношение к живым   организмам.
7.  Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление,   эмоционально - волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические проблемы.

Актуальность программы:
Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология.  Экология  –  это наука о нашем общем доме, она охватывает  жизнь на планете, в стране, регионе. Это наука о доме, в котором живем все мы  –  и люди, животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым  последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения. Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы  –  это наше общее богатство,  а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Структура программы экологического воспитания«Экология – наука о доме».

Программа построена по блоковой схеме, причем каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в то же время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Программа включает в себя четыре основных направления:
- познавательно-занимательные занятия по экологическому воспитанию. Воспитанники центра, играя познают основы экологии. На занятиях я даю  образовательный материал;
- нравственно-экологическое воспитание  учит воспитанников бережному отношению к природе, животным;
-  наглядная деятельность подразумевает совместное изготовление стенгазет, информационных листов, плакатов;
-  практическая деятельность формирует у детей навыки поведения на природе.

1. Познавательно – занимательная экология.

        Как известно, экологическое образование служит одним из важнейших условий обеспечения экологической безопасности, сохранения и укрепления здоровья всех возрастных и социальных групп населения. При этом особенно важно обеспечить экологическую образованность школьников – детей и подростков, будущих граждан России.

         Каждому человеку с ранних лет необходимо постичь искусство общения с природой, окружающей средой и учиться хозяйствовать на земле.

        Полученные знания на занятиях, беседах нужно подкреплять делом. Например, это может быть наблюдения за изменениями в природе. Игры наиболее радостный вид деятельности для изучения экологии. Игры и игровые моменты позволяют развивать у ребят экологически правильную деятельность.

       Вся моя работа в центре для несовершеннолетних направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.

Цель:
− формирование ответственного отношения к окружающей среде.
− воспитание начальных навыков экологической культуры.
Задачи:
− формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
− формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
− развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Ожидаемые результаты.
− воспитать добрых, отзывчивых людей, ценителей прекрасного;
− формирование умений правильного поведения в природе;
− обогатить знания о природе.

План мероприятий.

 

№п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

1.

Кроссворды, загадки, пословицы, поговорки о природе.

 

В течение года

2.

Игра – викторина:  «В гостях у Флоры».

 

Январь

3.

Занятие-игра:  «Путешествие в страну её величества воды».

 

Февраль

4.

Беседа: «Мы и природа».

 

Март

5.

Тематические викторины.

 

Ежемесячно

6.

Занятие:  «Наша Земля – наш дом».

 

Апрель

7.

Игра – занятие: «В мире птиц».

 

Май

8.

Наблюдения за природными явлениями.

 

Ежедневно

9.

Занятие: «Экологические вести».

 

Июнь

10.

Беседа: «Хлеб всему голова».

 

Июль

11.

Чтение рассказов и стихов о природе.

 

Август

12.

Занятие – игра: «В мире животных».

 

Сентябрь

13.

Беседа: «Насекомые».

 

Октябрь

14.

Занятие-игра: «Осторожно, Ртуть!»

 

Ноябрь

15.

Беседа: «Что мы знаем о пыли».

 

Декабрь

16.

Тематические конкурсы рисунков.

В течение  года

2. Нравственно- экологическое воспитание.

Нравственно  –  экологическое воспитание  –  это становление нравственно  –  экологической позиции  личности, объем и качество её взаимодействия с окружающей средой. Самоценность природы  –  вот основная черта новой, экологической
культуры, нового мировоззрения, которые мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. Бережно относиться ко всему окружающему, охранять не потому, что это принесет пользу человеку, а потому, что это –  природа, в которой всё взаимосвязано, в которой нет ничего ненужного и которая, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим
законам. Изменять эти законы никто не может и не должен. Если мы не изменим своё мировоззрение, а главное  –  не воспитаем новое поколение с новым, экологическим мышлением, на нашей планете вполне может наступить период, когда человечества «уже не будет». Обычно  под нравственно  –  экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно  –  это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, содержали в неволе диких животных, или без должного ухода  –  морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей. Становятся летней забавой ловить на полянах бабочек, стрекоз, рвать много цветов. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат не любить, а уничтожать живую природу. Экологическое воспитание определяется такими понятиями, как «ценности», «отношение», «поведение».

Цель:
  Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе, к людям, как к части природы;
  Донести до сознания детей серьезность характера экологических проблем, возможные пути их предотвращения и преодоления;
  Вызвать у детей стремление защищать, помогать всему живому в окружающей природе.
Задачи:
  Воспитание человека, живущего в согласии с природой и понимающего остроту экологических проблем;
  Формировать у воспитанников диалектический и системный способ мышления, развивать воображение;
  Формировать у воспитанников осознанно  –  правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой.
Ожидаемые результаты:
   Формирование бережного отношения к природе;
   Повышение уровня нравственного экологического воспитания;
   Привитие рационального использования ресурсов природы;
   Формирование экологической ответственности.
Основные понятия по теме.
Бережливость  –  личностное качество, формирующееся главным образом в процессе трудовой деятельности человека и проявляющееся в умении и способности экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия хозяйственной деятельности, намечать наиболее экономные способы хозяйствования,
рассчитывать и обосновывать эффективные пути снижения материалоемкости и энергопотребления, осознавая при этом тот факт, что природа не есть бесконечная кладовая богатств, но система, требующая бережного использования и отношения. Однако в этом свойстве не отражаются вопросы восстановления нарушенных природных равновесий, не подразумевается необходимость возврата природе у нее взятого. Отмеченное противоречие разрешает категория «рачительность».
Рачительность  -  нравственно-экологическое качество, формирующееся в различных видах трудовой деятельности и появляющееся в ситуациях, когда человек, нанося в процессе своего труда определенный ущерб природе, предпринимает ряд действий, направленных на восстановление ее целостности. Рачительность особенно ярко проявляется в трудовой
деятельности сельских тружеников: в чувстве хозяина земли, в нормах трудовой крестьянской этики, в любви и преданности своей родной земле, в сохранении вековых традиций, в национальной специфике отношения к природе и т.д. Формула рачительного отношения к земле проста: «Возвратить земле взятое у нее, не дать земле истощиться».
Рациональность  –  качество, проявляющееся в умении и способности личности разумно и научно обоснованно планировать и использовать имеющиеся природные ресурсы и материалы, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять основные (разумные и необходимые) потребности личности, группы, общества в целом.
Ответственность  –  интегративное личностное качество, обладающее максимально высоким уровнем осознанности и обобщенности, характеризующееся нравственно-правовым содержанием, представляющее собой единство духовно-нравственного и рационально-практического аспектов отношения личности к природе. Экологическая ответственность
проявляется в чувстве долга, в таких действиях, поступках и отношениях личности к природе, которые соответствуют не только моральным принципам, но и правовым нормам. Качества, которыми должен обладать каждый современный человек.

План мероприятий.

 

№п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

1

·         Беседа: «Планета заболела».

·         Беседа «Надо ли охранять поверхность».

 

Январь

2

·         Занятие на тему: «Загрязнение водоёмов».

·         Беседа «Богатства, которые невозможно восстановить».

 

Февраль

3

·         Занятие на тему: «Арктика и человек».

·         Беседа «Горы, которых не должно быть».

 

Март

4

·         Диспут: «Как живут наши меньшие друзья в неволе».

·         Беседа «Пустыня и человек».

 

Апрель

5

·         Вечер вопросов и ответов на тему: «Посмотри вокруг».

·         Беседа «Охрана почвы».

 

Май

6

Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о природе.

 

В течение года

7

·         Разработать и запомнить памятку о правилах поведения в лесу.

·         Беседа: «Луга и человек».

 

Июнь

8

Занятие на тему: «Тундра и человек».

 

Июль

9

Беседа: «Лес – дом для зверей, а мы гости в нем».

 

Август

10

Беседа: «Что такое Красная книга».

 

Сентябрь

11

Беседа: «Красная книга Чувашии».

 

Октябрь

12

Занятие на тему: «Заповедники и заказники нашей страны».

 

Ноябрь

13

Занятие на тему: Степи и человек».

 

Декабрь

3.  Практическая экология.

Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение  контактов воспитанников с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия.
Экскурсия  –  это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна  из сложных форм обучения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы. Велика роль экскурсий в воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Как  писал В.А. Сухомлинский, у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Цели:
− познакомить воспитанников с историей парка;
− развивать наблюдательность, познавательную деятельность;
− прививать любовь к живому, интерес к природе, к своей малой родине.
Задачи:
  Углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;
  Формирование умений по изучению и охране окружающей среды;
  Формирование экологической наблюдательности.
Ожидаемые результаты.
  повышение уровня экологической грамотности;
  развитие творческих способностей у воспитанников;
  обеспечение развития исследовательских навыков, умений, приучение принимать экологически целесообразные решения и приобретение новых знаний.

План мероприятий

№п/п
Наименование мероприятий
Сроки
исполнения
1.
- Зимние развлечения. Экскурсия к Новогодней ёлке.
 - Строительство ледяной горки.
 - Постройка из снега зимних скульптур.
 - Кормление птиц зимой.
Январь
2.
- Экскурсия в город: «Панорама зимнего города».
 
- Кормление птиц зимой.
Февраль
3.
- Посадка цветов.
 - Изготовление скворечников.
Март
4.
- Экскурсия в парк «Пробуждение природы от зимнего сна».
Апрель
5.
- Экскурсия в лес «Скоро лето».
 - Озеленение территории школы.
Май
6.
- Экспедиция на луг «А бабочка крылышками…».
 
Июнь
7.
- Экспедиция в лесу «Сбор ягод».
 - Наблюдения за красотой летней природы.
Июль
8.
- Знакомство с видами грибов.
 - Поход в лес за грибами.
Август
9.
- Конкурс на лучший осенний букет.
 - Конкурс поделок «Здравствуй, осень».
Сентябрь
10.
- Заготовки семян для кормления птиц зимой.
 - Посадка семян цветов под зиму (Тюльпаны).
Октябрь
11.
- Конкурс блюд из даров осени.
 - Изготовление кормушек для птиц.
Ноябрь
12.
- Экскурсия в лес «Лес, словно терем расписной».
 - Кормление птиц зимой.

Декабрь

4.  Наглядная экология.


Ребенок по своей природе пытливый
исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках – в
сказке, в красоте.
(В.А. Сухомлинский)

Наглядность (плакаты, стенгазеты, видеофильмы, рисунки, схемы), являются источником базовых знаний по экологии. Преимущество наглядных пособий в  том, что экологию можно изучать в ярких красках, что повышает интерес ребёнка к науке, делая её более интересной и простой. Я в своей работе ставлю основную задачу  –  сделать общение с воспитанниками интересным и полезным. Наглядные пособия дают целостное представление о современном состоянии экологии как науки и о том, как решаются проблемы взаимоотношения человека и среды его обитания, общества и природы.
Знакомство с экологическими новостями в виде наглядной информации, наверное, самый интересный и действенный способ проникнуться темой сохранения живой природы.
Цели:
− формирование у воспитанников навыков экологического мышления и поведения;
− формирование экологического образования воспитанников на основе наглядности.
Задачи:
− Повышение экологической грамотности.
− Поиск форм деятельности воспитанников, направленных на развитие у них широких познавательных интересов.
− Воспитание экологической ответственности.
Ожидаемые результаты.
- Развитие внимания, наблюдательности.
- Привитие эстетического восприятия.
- Наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к окружающему миру.

Формы и методы работы  наглядной экологии

           

Выпуск  ежемесячного экологического вестника

План мероприятий.

 

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки

исполнения

1.

Новогодний конкурс рисунков.

 

Выпуск стенгазеты «Экологический вестник».

 

Январь

2.

Оформление альбома «Птицы зимой».

 

Февраль

3.

Выпуск газеты о весне.

 

Конкурс рисунков о весне.

 

Март

4.

Фотоконкурс «Живая природа».

 

Апрель

5.

Выпуск стенгазеты «Я и природа».

 

Май

6.

Выпуск летней стенгазеты.

 

Фото – этюды «Природа летом».

 

Июнь

7.

Демонстрация календаря природы.

По временам года

8.

Оформление уголка природы.

По временам года

9.

Создание эстетической картины на территории школы.

 

Сбор летнего гербария.

Июль

10.

Выпуск стенгазеты о животных.

Ежеквартально

11.

Конкурс рисунков на тему: «Природа и  человек».

 

Август

12.

Сбор осеннего гербария.

 

Сентябрь

13.

Фотоконкурс «Красота родных мест».

 

Октябрь

14.

Выпуск стенгазеты – обращения «Берегите природу!».

 

Ноябрь

15.

Конкурс рисунков «Зимние узоры».

Декабрь

Список использованной литературы:

1.  Журнал «Экологический вестник»
2.  Альманах, выпуск  IV, «Экологическое образование и просвещениев Московской области» Москва, М. «Современные тетради», 2008 год.
3.  «Экологическая книга для чтения». М. «Современные тетради», 2006 год.
4.  Завьялова О.Г. Азбука экологии. М.: 1997.
5.  Журнал «Начальная школа» № 5, 6 1998гг. № 6 2000г.
6.  Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. М.: 1998г.
7.  Панарков М.А. Школьные походы в природу. Просвещение М.: 2005.
8.  Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука 2001.

2013 год - Год охраны окружающей среды!
Экологические организации Чувашской Республики
Гринпис России
Всемирный фонд дикой природы
Новости
Голосование
Что вы предпринимаете, чтобы сохранить окружающую среду?





Реквизиты
Rambler's Top100 TopList