
Занятие по познавательному развитию с детьми старшей группы «Знайки»
Опытно-экспериментальная деятельность.
Тема: «Что прочнее: бумага или ткань»
Провела: воспитатель Шихранова Ирина Леонидовна
Цель: закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей создания бумаги;
- уточнить знания о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие:
- способствовать развитию речи в ходе исследовательской деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность.
- продолжать развивать умение делать выводы, основываясь на собственный опыт.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей.
Технологии: исследовательская деятельность, личностно – ориентированный подход.
Материал и оборудование:
- стаканчики с водой,
- листы бумаги,
- лоскутки ткани на каждого ребёнка.
Формы организации:
Познавательно – исследовательская: наблюдения за изменениями предметов под воздействием воды; решение проблемных ситуаций. Продуктивная: проведение опытов. Коммуникативная: вопросы к детям, ситуативная беседа, рассказывание о производстве бумаги.
Ход:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Воспитатель: – Ребята, вы любите сюрпризы? Тогда приготовьтесь. я приготовила для вас сюрприз. Но мне нужны помощники, Богдана и Лера, поможете мне.
- Закройте глаза и послушайте.
Воспитатель: - Что это за шум?
Дети: - Шелестит бумага!
Воспитатель: - Правильно ребята это шелестит бумага.
Воспитатель: - Кто скажет, какими изделиями из бумаги мы пользуемся с вами в жизни?
Ответы детей: - Книги, раскраски, альбомы, салфетки и др.
Воспитатель: - Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает. Воспитатель: - А можно ли сшить одежду из бумаги? (нет) Из чего сшита ваша одежда?
Ответы детей: - Из ткани.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему не шьют одежду из бумаги?
Воспитатель: - Вы хотите проверить, что прочнее: бумага или ткань? - У нас всё приготовлено на столах, давайте разделимся на несколько групп и будем проводить опыты, проверять. Как можно проверить что прочнее: бумага или ткань? (предложения детей). Вы можете подойти к столам, проверяйте, сравнивайте, а потом всем расскажете, что вы узнали. Согласны? Дети подгруппами проводят опыты по выбору.
Опыт 1. «Определи на ощупь» (дети берут ткань в руки и гладят её, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Какой лист бумаги на ощупь? - Какой на ощупь лоскуток ткани?
Дети: - Лист бумаги гладкий, и ткань гладкая.
Воспитатель: - Значит можно сшить одежду и из бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Давайте проверять дальше.
Опыт 2. «Мнется - не мнется» (дети берут ткань в руки и мнут её, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Бумага сильно помялась, ткань помялась, но не сильно. Воспитатель: - Что можно сделать с тканью?
Дети: - Погладить.
Воспитатель: - А бумагу?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Что может сейчас произойти с бумагой, если будем её разглаживать?
Дети: - Может порваться.
Опыт 3. «Что крепче?» (дети берут ткань в руки и пробуют порвать её, затем бумагу).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Ткань не рвётся, а бумага легко рвётся.
Воспитатель: - Чтобы разорвать ткань, что можно использовать?
Ответы детей: - Можно разрезать ножницами (берут ножницы и режут ткань)
Воспитатель: - Что вам легче было разрезать?
Дети: - Бумагу легче резать.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Бумага тоньше.
Воспитатель: .Мы сможем узнать, какую одежду можно будет легко постирать, если она испачкается – бумажную или из ткани.
Опыт 4. «Мокнет – не мокнет» (дети опускают ткань в ванночку с водой, затем стирают, выжимают и достают, то же самое проделывают с листом бумаги).
Воспитатель: - Что произошло с тканью? - Что произошло с бумагой?
Дети: - Бумага размокла и потеряла форму, ткань можно выжать и просушить.
Воспитатель: – Какую одежду можно будет постирать, если она испачкается?
Дети: - Из ткани.
Воспитатель: - Так можно сшить одежду из бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему?
Воспитатель: - Что же прочнее бумага или ткань?
Дети: - Ткань.
Итог опытно-экспериментальной деятельности:
Воспитатель: - С какими материалами мы проводили опыты? Что вы узнали нового? Что прочнее: ткань или бумага?
Ответы детей: - Ткань прочнее, чем бумага.