System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО» / МБОУДОД «Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова» / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Баннеры
Баннеры 2020
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Письмо Минобразования Чувашии
Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг
Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей
Персонифицированное финансирование на сайте ГАУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЭТКЕР" МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Чувашской Республике
Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Сведения о доходах за 2017 год
Сведения о доходах за 2018 год
Сведения о доходах за 2019 год
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОЛЬФЕДЖИО»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Саланчикская музыкальная школа им. В.А. Павлова»

Шумерлинского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«СОЛЬФЕДЖИО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. Саланчик

2015 г.

 

РАССМОТРЕНО                                                    УТВЕРЖДЕНО

на Методическом совете                                    Приказом директора

МОУ ДОД «Саланчикская ДМШ»                                    МОУ ДОД «Саланчикская ДМШ»

Протокол №____от ________________               №_____от ____________________

 

 

 

 

                                                                                  Разработчик:

                                                                                  Кирюшина Людмила Ивановна

                                                                                  преподаватель теоретических

дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I.         Пояснительная записка                                                             

            - Характеристика учебного предмета, его место и роль в                                                               образовательном процессе;

            - Срок реализации учебного предмета;

-                     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

-                      образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

            - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

            - Цель и задачи учебного предмета;

            - Обоснование структуры программы учебного предмета;

            - Описание материально-технических условий реализации учебного                             предмета;

 

II.       Содержание учебного предмета                                                        

            - Учебно-тематический план;

                        - Распределение учебного материала по годам обучения;

                      - Формы работы на уроках сольфеджио;

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся

                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                            

            - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

            - Критерии оценки;

            - Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                      

                       

VI.     Список учебно-методической литературы         

            - Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования  МК СССР – 1984 год «Сольфеджио» - Т. А. Калужской.

Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

·                    Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

·                    Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;

·                    Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

·                    Выработка у обучающихся слуховых представлений.

 

В работе над реализацией вышеизложенных задач, используются  следующие формы и методы:

Формы работы:

-       пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых     тяготений;

-       сольфеджирование музыкальных примеров в одно- и двухголосном          изложении, в том числе и с листа;

-       интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;

-       слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;

-       метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);

-       различные виды творческих работ: подбор басового голоса,             аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст, до           сочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших жанровых пьес,            выполнение вариаций на предложенную тему и т.д.;

-       транспонирование;

При работе над закреплением теоретического материала и для удобства выполнения письменных практических работ, рекомендуется использовать «Рабочие тетради по сольфеджио».

Методы работы:

-          Словесный;

-          Наглядный (использование пособий «Столбица», «Подвижная нота»,       «Светофор», «Музыкальное лото», дидактические карточки, ритмо-     карточки, таблицы аккордов и интервалов, принадлежности для         дидактических игр);

-          Проблемно-поисковый;

-          Метод игровой мотивации (использование многочисленных            дидактических игр);

-          Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального        опроса);

Отличительные особенности программы:

Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДМШ, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контенгент обучающихся и особенности образовательного процесса данной музыкальной школы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

 

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 7 лет обучения для отделения фортепиано и 5- летнее для отделения народных инструментов. Возраст детей приступающих к освоению программы 6-9 лет.

В соответствии с учебным планом, на предмет «Сольфеджио» отводится 51 час в год, из расчета - 1,5 часа в неделю.

 

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

- вокально – интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метроритма;

- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.

 

Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности как музыканта – профессионала, так и любителя.

Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.

Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.

  

 

 

Формы проведения уроков и домашних заданий:

 

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается   проведение новых форм:

-Интегрированный урок (сольфеджио + музыкальная литература, сольфеджио                   + хор);

-          Открытые уроки с присутствием родителей;

-          Зачет по накопленным творческим навыкам;

-          Контрольный урок-эстафета в младших  классах;

-          Урок – путешествие;

-          Урок – состязание;

-          Конкурсы, викторины,  познавательные игры по сольфеджио.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также  способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.

Младшие классы:

-                     задания на сольфеджирование;

-                      пение интонационных упражнений;

-                      выполнение ритмических упражнений;

-                      транспонирование;

-                      подбор мелодии и аккомпанемента, досочинение мелодий на заданный                    ритм (и другие творческие задания);

-                      анализ произведений (в том числе исполняемых в классе на                                         инструменте).

Старшие классы:

-                     письменные теоретические задания;

-                     задания на сольфеджирование;

-                      пение интонационных упражнений;

-                      выполнение ритмических упражнений;

-                      транспонирование;

-                      подбор мелодии и аккомпанемента.

 

Примерные условия реализации данной программы:

-          Наличие учебных групп (не менее 3 человек);

-          Наличие учебных пособий для обучающихся, методической литературы;

-          Наличие фоно- и аудиотеки;

-          Наличие дидактического раздаточного материала;

-          Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и        хоровому классу, музыкальной литературе;

-          Соблюдение межпредметных связей;

-          Сотрудничество разных музыкальных учебных заведений, обмен опытом;

-          Активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио,          самообразование педагогов.

 

 

II.               СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общие задачи:

-          Привить детям любовь и интерес к музыке

-          Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально- художественного вкуса

-          Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей

-          Развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой    активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании

-          Формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков

-          Приобретение элементарных знаний  по музыкальной грамоте

Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков

-          умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой        интонации и четкой артикуляции;

-          пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным    расширением диапазона;

-          пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических            попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

-          мажорного и минорного трезвучия от звуков;

-          пение в унисон;

сольфеджирование и пение с листа:

-          пение несложных песен с текстом  с сопровождением и без него;

-          транспонирование песенок от разных звуков;

-          пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и             вниз, поступенные ходы;

-          скачки на тонику и опевание;

-          ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾; 

-          целая нота, размер  4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

-          затакт: четверть, две восьмые;

воспитание чувства метроритма:

-          ощущение равномерности пульсирующих долей;

-          осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

-          повторение ритмического рисунка;

-          навыки тактирования, дирижирования;

-          сольмизация муз. примеров;

-          исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

-          исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без  него;

-          узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):

-                   определение на слух и осознание : характера музыкального                                          произведения, лада. количества фраз, размера, темпа,  динамических                                     оттенков, устойчивости   отдельных оборотов;

-                   отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;

-          анализ несложных мелодических оборотов;

музыкальный материал:

П. Чайковский “Полька”, “Шарманшик поет”, “Немецкая песенка”.

Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”

Л. Бетховен “Контрданс”,

Раков “Полька”,

С.Рахманинов” Итальянская полька”

музыкальный диктант:

-          подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и    воспроизведение ее на нейтральный слог;

-          письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

-          запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

-          мелодий в объеме 2-4 тактов  в пройденных тональностях;.

воспитание творческих навыков:

-          допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в     пройденных тональностях;

-          сочинение и досочинение   мелодии на заданный ритм и текст;

-          сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным           произвелдениям;

-          подбор баса к выученным мелодиям;

-          запись несложных сочиненных мелодий;

-          подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных          тональностях;

                Методы реализации этих задач:

-          Метод развивающего обучения;

-          Проблемно-поисковый метод;

-          Метод игровой мотивации;

-          Наглядный метод;

Прогнозируемый результат.

По окончании первого класса  обучающийся должен:

-          узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их          характеризовать;

-          петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-          интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-          знать необходимый теоретический материал;

-          написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4        такта;

-          прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм      ритмослогами и записать его;

-          определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾;

-          досочинить ответную фразу на знакомый текст;

-          читать с листа легкие муз. примеры.

 

 

 

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Срок обучения 7 и 5 лет

Таблица 1

№№

Наименование раздела, темы

 

вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь-ная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

I.четверть Музыкальный звук и его качества, звукоряд, регистры, октавы                                                                    

Урок

2,5

1

1,5

2

Скрипичный ключ и ноты первой октавы

Урок

2,5

1

1,5

3

Метр, ритм, восходящий и нисходящий звукоряд

Урок

2,5

1

1,5

4

Динамические оттенки,мелодия и аккомпанимент

Урок

2,5

1

1,5

5

Тон, полутон, знаки альтерации

Урок

2,5

1

1,5

6

Такт, тактовая черта, размер 2/4

Урок

2,5

1

1,5

7

Лад, тональность, гамма До мажор

 Урок

2,5

1

1,5

8

Устойчивые и неустойчивые звуки

Урок

2,5

1

1,5

9

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

II.четверть. Вводные ступени лада, опевание устойчивых ступеней

Урок

2,5

1

1,5

11

Ноты второй октавы

Урок

2,5

1

1,5

12

Строение мажорной гаммы, тональность Соль мажор, тетрахорд

 Урок

2,5

1

1,5

13

Басовый ключ, ноты малой октавы

Урок

2,5

1

1,5

14

Размер 3/4

Урок

2,5

1

1,5

15

Паузы

Урок

2,5

1

1,5

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

     2,5

1

1,5

17

III.четверть. Тональность фа мажор

Урок

2,5

1

1,5

18

Музыкальная фраза, запев, припев

Урок

2,5

1

1,5

19

Интервалы. Первоначальные сведения

 Урок

 

5

2

3

20

Понятие кансонанс и диссонанс

Урок

2,5

1

1,5

21

Тональность Ре мажор

Урок

2,5

1

1,5

22

Транспонирование

Урок

2,5

1

1,5

23

Главные ступени лада

 Урок

2,5

1

1,5

24

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

    1

1,5

25

IV.четверть. Одноименные тональности

Урок

2,5

1

1,5

26

Размер 4/4, целая нота

Урок

2,5

1

1,5

27

Ритм четыре шестнадцатых

Урок

2,5

1

1,5

28

Затакт

Урок

2,5

1

1,5

29

Секвенция

Урок

2,5

1

1,5

30

Повторение пройденного материала

Урок

5

2

3

31

Подготовка к контрольному уроку

Урок

2,5

1

1,5

32

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

85

34

51

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общие задачи:

-          на основе выработанных во 1 классе умений и навыков вести дальнейшую         работу над формированием музыкального мышления, развитием       музыкального слуха ,музыкальной памяти, закреплением усвоенных            понятий и терминов;

-          продолжить изучение новых теоретических сведений;

-          расширять творческие приемы развития слуха на основе импровизации.

 

Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков:

-          пение гамм и упражнений ,ступеней  или отдельных мелодических           попевок , тетрахордов;

-          пение  тона и полутона на слог и названием звуков

-          пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;

-          пение простейших секвенций;

-          пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.

сольфеджирование и пение с листа:

-          пение несложных песен с текстом  с сопровождением и без него;

-          пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;

-          пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;

-          чередование пения вслух и « про себя»;

-          ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾ и новые: четверть с точкой и восьмая;

-          целая нота, размер  4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

-          затакт: четверть, две восьмые.

воспитание чувства метроритма:

-          повторение ритмического рисунка ритмослогами;

-          выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;

-          узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-          дирижирование в размерах 2/4,  3/4 , 4/4;  

-          сольмизация музыкальных  примеров;

-          ритмическое остинато, ритмический канон;

-          ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;

-          ритмический диктант

 

воспитание музыкального восприятия:

-          определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада. количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-          отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора  в мелодическом и гармоническом виде;

-          анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение  по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

-          пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.

музыкальный материал:

-          П. Чайковский “вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;

-          Ф. Шуберт “Вальс”;

-          С. Прокофьев « Вальс».

-          музыкальный диктант:

-          подготовительные упражнения; 

-          запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

-          диктант с предварительным разбором;

-          запись мелодий, подобранных на фортепиано;

 

воспитание творческих навыков:

-          допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков

-          импровизация  мелодии на заданный ритм и текст

-          сочинение мелодических вариантов фразы

-          подюор второго голоса с использованием пройденных интервалов

-          подбор баса к выученным мелодиям

-          запись сочиненных мелодий

-           

Прогнозируемый результат.

-          По окончании  второго класса  обучающийся должен:

-          узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать

-          петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков

-          интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения

-          знать необходимый теоретический материал

-          написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов, уметь транспонировать его в  знакомые тональности

-          уверенно строить ,определять ,петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы

-          прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его

-          определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾

-          петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков

-          допевать до тоники незавершенную короткую фразу

-          импровизировать ответную фразу на знакомый текст

-          читать с листа легкие муз. примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

Таблица 2

1

I.четверть Повторение основного материала,изученного в 1 классе

Урок

2,5

1

1,5

2

Тональность Ре мажор

Урок

2,5

1

1,5

3

Лига, нота с точкой, размер 3/4

Урок

2,5

1

1,5

4

Интервал секунда, его выразительные свойства

Урок

2,5

1

1,5

5

Четверть с точкой и восьмая, секунды на ступенях мажора

 урок

2,5

1

1,5

6

Тональность Соль мажор

Урок

2,5

1

1,5

7

Параллельный минор

Урок

2,5

1

1,5

8

Строение минорной гаммы. Гамма ля минор

Урок

2,5

1

1,5

9

Гаммы ми минор и ре минор

 Урок

2,5

1

1,5

10

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

    1

1,5

11

II.четверть. Три вида минора. Тональность Ми минор

Урок

2,5

    1

1,5

12

Секунды в миноре. Бекар

Урок

2,5

1

1,5

13

Интервал терция, его выразительные свойства

Урок

2,5

1

1,5

14

Тональность Си минор. Терции на ступенях мажора и минора

Урок

2,5

1

1,5

15

Интервал квинта. Терции в двухголосном звучании

Урок

2,5

1

1,5

15

Строение трезвучия

Урок

2,5

1

1,5

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

    1

1,5

17

III.четверть. Ре минор

 Урок

2,5

1

1,5

18

Интервал кварта, его выразительные свойства

Урок

2,5

1

1,5

19

Ритм четыре шестнадцатых

Урок

2,5

1

1,5

20

Си бемоль мажор. Кварта на V ступени мажора и минора

Урок

2,5

1

1,5

21

Понятия — мотив, фраза, каденция

 Урок

2,5

1

1,5

22

Соль минор. Восьмая пауза

Урок

2,5

1

1,5

23

Прима и октава. Вершина и основание интервала

Урок

2,5

1

1,5

24

Интервальная последовательность. Двухголосное пение

Урок

2,5

1

1,5

25

Секвенция

Урок

2,5

1

1,5

26

IV.четверть. Знаки увеличения длительностей. Фермата

Урок

2,5

1

1,5

27

Интервал секста. Его выразительные свойства

Урок

2,5

1

1,5

28

Секста на III и V ступенях мажора и минора

Урок

2,5

1

1,5

29

Построение интервалов от заданного звука

Урок

2,5

1

1,5

30

Увеличенное и уменьшенное трезвучия. Построение их от заданного звука

Урок

2,5

1

1,5

31

Повторение пройденного материала

Урок

2,5

1

1,5

32

Подготовка к контрольному уроку

Урок

2,5

1

1,5

33

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

85

34

51

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общие задачи:

-            закрепление и углубление знаний и навыков, полученных во 2 класс,      дальнейшее развитие музыкального слуха, укрепление вокально-        интонационных навыков;

-            закрепление изученных и освоение новых теоретических сведений;

-            дальнейшее развитие творческих способностей.

 

Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков

            пение:

           мажорных и минорных гамм (3 вида);

-                      тонических трезвучий и их обращений в пройденных тональностях;

-                      мелодических оборотов, включающих в себя скачки с 1ступени на 5,             опевание устойчивых ступеней, движение по тетрахордам, трезвучию и   его обращениям;

-                      пройденных интервалов в тональности и вне лада;

-                      диатонических секвенций;

-                      упражнений в переменном ладу;

-                      интервалов двухголосно;

-                      трезвучий трехголосно;

-          упражнений на обращение трезвучий.

музыкальный материал:

М Глинка”Полька”, П.Чайковский ”Мой Лизочек” , С. Прокофьев” Марш.             Майкапар”Мотылек”,

Р.Шуман “ Дед Мороз” и др. 

музыкальный диктант

все формы устного диктанта

письменный диктант в объеме 4-8 тактов, включающий освоенные       мелодические обороты и ритмические группы

-  воспитание творческих навыков

- импровизация на заданный ритм и текст

- импровизация ответного предложения в параллельной тональности

-сочинение   жанровых разнохарактерных мелодий с использованием            пройденных интервалов, аккордов, мелодических оборотов в тональностях до        3-х знаков.

-подбор аккомпанемента

запись сочиненных мелодий  

Прогнозируемый результат.

По окончании третьего  класса  обучающийся должен:

-                       интонационно чисто петь пройденные гаммы, интервалы и аккорды;

-                       знать необходимый теоретический материал;

-                       написать мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов;

-          выполнять все виды работ, которые предусмотрены программными                            требованиями.

-                        

3 класс

Таблица 3

1

I.четверть Повторение основного материала пройденного во 2 классе

Урок

2,5

1

1,5

2

Тональности до 3-х знаков при ключе

Урок

5

2

3

3

Три вида минора

Урок

5

2

3

4

Ладовое разрешение интервалов

 урок

5

2

3

5

Обращения интервалов

Урок

2,5

    1

1,5

6

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

    1

1,5

7

II.четверть Трёхчастная репризная форма

Урок

5

2

3

8

Тональность Фа диез минор

Урок

2,5

1

1,5

9

Обращения трезвучий

 Урок

5

2

3

10

Ритмический канон

Урок

2,5

1

1,5

11

Ритм восьмая две шестнадцатых

Урок

2,5

    1

1,5

12

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

    1

1,5

13

III.четверть Тональность ми бемоль мажор

Урок

2,5

1

1,5

14

Гармоническое остинато

Урок

2,5

1

1,5

15

Главные ступени лада

 Урок

2,5

1

1,5

16

Трезвучия главных ступеней

Урок

5

2

3

17

Тональность До минор

Урок

2,5

1

1,5

18

Интервал ув.2 в гармоническом миноре

Урок

5

2

3

19

Ритмический рисунок две шестнадцатых и восьмая

 Урок

2,5

1

1,5

20

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

21

IV.четверть Повторение обращения интервалов и аккордов

Урок

5

2

3

22

Переменный лад

Урок

5

2

3

23

Размер 3/8

Урок

2,5

1

1,5

24

Подготовка к контрольному уроку

Урок

2,5

1

1,5

25

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО

 

85

34

51

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 воспитание музыкального восприятия

-              определение на слух и осознание в произведении его жанровых   особенностей, характера формы, лада, размера, темпа, ритма, интервалов     и аккордов;

-              мелодических оборотов, имеющих движение по  звукам трезвучий         главных ступеней, Д7, пройденных интервалов;

-              анализ интервалов и аккрдов в ладу и взятых изолированно;

-              знакомство с функциональной окраской Т S D.

музыкальный материал:

-      используется материал из программы по выбору педагога

музыкальный диктант:

-              устный диктант;

-              письменный диктант из 8-10 тактов, включающий пройденные      ритмические группы и мелодические обороты;

 

воспитание творческих навыков:

-              импровизация и досочинение мелодии, периода повторного строения;

-              сочинение подголосков к мелодии

-              подбор басового голоса

-              пение мелодий с собственным аккомпанементом

-              запись сочиненных мелодий    


Прогнозируемый результат.

По окончании четвертого  класса  обучающийся должен:

-              уверенно и чисто интонировать пройденные гаммы, аккорды, интервалы,                     мелодические и   гармонические обороты;

-              строить и определять аккорды и интервалы в ладу и от звука;

-              знать весь пройденный теоретический материал;

-              анализировать элементы музыкального языка в прослушанных     произведениях и по нотному тексту;

 

4 класс

Таблица 4

1

I.четверть Повторение основного материала пройденного в 3 классе

Урок

2,5

1

1,5

2

Параллельные тональности до трёх знаков

Урок

2,5

1

1,5

3

Три вида минора

Урок

2,5

1

1,5

4

Интервалы на ступенях мажора и минора

Урок

2,5

1

1,5

5

Пунктирный ритм

 Урок

2,5

1

1,5

6

Тональность Ми мажор

Урок

2,5

1

1,5

7

Обращения трезвучия (повторение)

Урок

2,5

1

1,5

8

Тональность До диез минор

Урок

2,5

1

1,5

9

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

II.четверть. Синкопа

 Урок

2,5

1

1,5

11

Построение интервалов вне лада

Урок

5

2

3

12

Тритоны

Урок

2,5

1

1,5

13

Трезвучия главных ступеней

Урок

5

2

3

14

Пауза шестнадцатая

Урок

2,5

1

1,5

15

Интервал Ув.2 в гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

III.четверть.    Размер 6/8

 Урок

2,5

1

1,5

18

Тональность Ми бемоль мажор

Урок

2,5

1

1,5

19

Ритм триоль

Урок

2,5

1

1,5

20

Сексты на ступенях мажора и минора

Урок

2,5

1

1,5

21

Доминантсептаккорд

 Урок

2,5

1

1,5

22

Интервал септима

Урок

2,5

1

1,5

23

Секстаккорды и квартсекстаккорды от звука

Урок

2,5

1

1,5

24

Различные способы изложения двухголосия

Урок

2,5

1

1,5

25

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

26

IVчетверть. Тональность Си мажор

Урок

2,5

1

1,5

27

Тональность Соль диез минор. Дубль диез

Урок

2,5

1

1,5

28

Хроматизм в мелодии. Проходящий и вспомогательный хроматизмы

Урок

2,5

1

1,5

29

Модуляция и отклонения

Урок

2,5

1

1,5

30

Повторение пройденного материала

Урок

2,5

1

1,5

31

Подготовка к Контрольному уроку

Урок

2,5

1

1,5

32

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

85

34

51

 

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общие задачи:

-              дальнейшее развитие мелодического, ладо-функционального, внутреннего       слуха;

-             проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний;

-             постепенное усложнение музыкально-дидактического материала;

-               укрепление музыкальной памяти,  введение новых форм музыкального   диктанта;

-             выработка устойчивых слуховых представлений.

  Формы реализации этих задач.

формирование вокально-интонационных навыков

       пение:

- гамм, ступеней, мелодических оборотов с использованием альтерированных ступеней;

-             трезвучий главных ступеней с обращениями, Ум 53 на седьмой ступени;

-             пройденных интервалов и аккордов;

-             обращений трезвучий (мажорных и минорных) от звука;

-             Д7 от звука с разрешением в одноименные тональности;

-             интервальных и  аккордовых последовательностей;

-             4-х голосное пение Д7 с разрешением

-           одно- и двухголосных секвенций однотональных и модулирующих.

сольфеджирование и пение с листа

 пение:

-  мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими  оборотами,элементами хроматизма и модуляции

-  с листа мелодий с движением по звукамД7, Ум53, включающих интонации Ув2, Ум7, тритонов

-             2-х голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом.

-             транспонирование с листа на секунду вверх и вниз

-             синкопы внутри тактовые и межтактовые

-             воспитание чувства метроритма

-             ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей

-             ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые

-             новие ритмические группы вразмере 6/8

-             переменный размер

-             ритмический ансамбль

-             ритмический диктант

-              воспитание музыкального восприятия

-             определение на слух и осознание : характера муз. произведения, лада,    формы количества фраз, размера, темпа , динамических оттенков,          ритмических особенностей;

-             функций аккордов, гармонических оборотов

-             мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и            интервалов

-             анализ простейших альтераций в мелодии

-             анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу  и отдельно от        звуков

-              анализ каденций в периоде

-          музыкальный материал:

предусмотренный программой по выбору преподавателя

-          музыкальный диктант

-          разные формы устных диктантов

-          письменный диктант в объеме 8-10 тактов

-          ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа                          воспитание творческих навыков    

-          импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода

-          разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием пройденных элементов музыкального языка

-          сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания

-          знакомство с фигурациями  

-           

Прогнозируемый результат.

По окончании пятого  класса  обучающийся должен:

-          уверенно владеть приобретенными умениями и навыками

-          осознанно воспроизводить аккорды и интервалы в тональности и от звука4

-          использовать полученные теоретические знания в практике;

-          интонационно чисто петь музыкальные примеры, в том числе и с листа

-          определять на слух пройденные аккорды и интервалы.

 

 

5 класс

Таблица 5

1

I.четверть. .Повторение основного материала пройденного в 4 классе

Урок

2,5

1

1,5

2

Повторение тональностей до 4 знаков при ключе

Урок

2,5

1

1,5

3

Диатонические инервалы

Урок

2,5

1

1,5

4

Тритоны (повторение)

 урок

2,5

1

1,5

5

Ладовая альтерация

Урок

2,5

1

1,5

6

Трезвучия главных ступеней с обращениями

Урок

2,5

1

1,5

7

Квинтовый круг тональностей

Урок

2,5

1

1,5

8

Период. Предложение. Каденция

 Урок

2,5

1

1,5

9

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

II.четверть. Ув.2 и М.7 в гармоническом миноре

Урок

2,5

1

1,5

11

Д7 и его обращения

Урок

5

2

3

12

 Триоль

Урок

2,5

1

1,5

13

Гармонический мажор

 Урок

2,5

1

1,5

14

Альтерированные аккорды субдоминантовой группы

Урок

2,5

1

1,5

15

Хроматизмы в мелодии

Урок

2,5

1

1,5

16

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

17

III.четверть Тональность Ре бемоль мажор

Урок

2,5

1

1,5

18

Более сложные ритмические группы в размере 6/8

Урок

5

2

3

19

Тональность Си бемоль минор

 Урок

2,5

1

1,5

20

Фигурации аккордов

Урок

2,5

1

1,5

21

Модуляция и отклонение в тональность Доминанты

Урок

5

2

3

22

Переменный размер

Урок

2,5

1

1,5

23

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

24

IV.четверть Квартоквинтовый круг тональностей. Порядок появления диезов и бемолей

Урок

2,5

1

1,5

25

Модулирующие секвенции

Урок

2,5

1

1,5

26

Модуляции в тональность 2 ступени

Урок

2,5

1

1,5

27

Буквенные обозначения звуков и тональностей

Урок

2,5

1

1,5

28

Органный пункт

Урок

2,5

1

1,5

29

Повторение пройденного материала

Урок

2,5

1

1,5

30

Подготовка к Контрольному уроку

Урок

2,5

1

1,5

31

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

 

ИТОГО:

 

85

34

51

 

ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общие задачи:

-             дальнейшее развитие мелодического, ладо-функционального, внутреннего       слуха;

-             проработка пройденных и усвоение новых теоретических знаний;

-             введение  более  сложного  музыкально-дидактического материала;

-             укрепление музыкальной памяти;

-             накопление музыкально- слуховых представлений;

 

Формы реализации этих задач:

формирование вокально-интонационных навыков

       пение:

-             гамм, ступеней, мелодических оборотов с хроматизмами и альтерацией

-             звукоряда гармонического мажора

-             пентатоники

-             Д7  с обращениями

-             Ум 5/3 в гармоническом мажоре и миноре

-             характерные интревалы в гармоническом мажоре

-             последовательности аккордов и интервалов

-             аккорды и интервалы от звука с разрешением  

-             одно- и двухголосных секвенций

 сольфеджирование и пение с листа

       пение:

-             мелодий с хроматизмами и модуляциями, движением по звукам Д 7 и его           обращений.

-             2-х голосных примеров с элементами альтерации, в том числе и дуэтом

-             мелодий в пентатонике

-             транспонирование с листа на секунду и терцию

-             размер 3/2

-             воспитание чувства метроритма

-             ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, в        том числе и переменном размере

-             ритмический ансамбль

-             ритмический диктант

-              воспитание музыкального восприятия

-             определение на слух и осознание: характера муз. произведения, лада,     формы количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков,           ритмических особенностей

-             функций аккордов, гармонических оборотов

-             типа полифонии

-             мелодических оборотов с движением по звукам пройденных аккордов и            интервалов

-             анализ простейших альтераций в мелодии

-             анализ аккордов и интервалов в последовательности в ладу и отдельно от         звуков

-              анализ каденций в периоде

-              модуляций в параллельную тональность, тональность доминанты

музыкальный материал:

-          предусмотренный программой по выбору преподавателя

музыкальный диктант

-          разные формы устных диктантов

-          письменный диктант в объеме 8-10 тактов

-          ритмические длительности четверть с точкой и две шестнадцатые, синкопа

 

воспитание творческих навыков    

-          импровизация и сочинение ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, а также модулирующего периода

-          разнохарактерных и разножанровых мелодий с использованием    пройденных элементов музыкального языка

-          сочинение и запись мелодий без предварительного проигрывания

-          знакомство с фигурациями

-          подбор аккомпанемента   

 

Прогнозируемый результат.

По окончании шестого  класса  обучающийся должен:

-          приобрести устойчивые  навыки и умения по всем видам работ на уроках                   сольфеджио;

-          иметь достаточный уровень слуховых представлений;

-          знать необходимый теоретический материал;

-          применять свои знания и умения в практике;

 

6 класс

Таблица 6

1

I.четверть Повторение основного материала пройденного в 5 классе

Урок

2,5

1

1,5

2

Гармонический мажор (повторение)

Урок

2,5

1

1,5

3

Характерные интервалы гармонического мажора (Ув.5/3)

Урок

2,5

1

1,5

4

Тональность Ре бемоль мажор

 Урок

2,5

1

1,5

5

Тональность Си бемоль минор

Урок

2,5

1

1,5

6

Субдоминанта в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

7

Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре

Урок

2,5

1

1,5

8

Ритм триоль (шестнадцатые)

Урок

2,5

1

1,5

9

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

10

II.четверть Малый вводный септаккорд

 Урок

2,5

1

1,5

11

Ув.5 и Ум.4 в гармоническом мажоре

Урок

2,5

1

1,5

12

Уменьшенный вводный септаккорд

Урок

2,5

1

1,5

13

Переменный размер

Урок

2,5

1

1,5

15

Ритмические группы с залигованными нотами

Урок

2,5

1

1,5

16

Хроматизм, альтерация.

IV повышенная ступень в мажоре и в миноре

Урок

2,5

1

1,5

17

Отклонение, модуляция в параллельную тональность, в тональность доминанты

Урок

2,5

1

1,5

18

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

19

III.четверть Обращения Д7 от звука, интервальный состав

 Урок

5

2

3

20

Тональность Фа диез мажор и Ре диез минор

Урок

2,5

1

1,5

21

Ум.5/3 на II ступени  в миноре и гармоническом мажоре

Урок

5

2

3

22

Тональность Соль бемоль мажор и Ми бемоль минор

Урок

2,5

1

1,5

23

Энгармонизм тональностей с 6-ю знаками при ключе

Урок

2,5

1

1,5

24

Квинтовый круг тональностей

 Урок

2,5

1

1,5

25

Промежуточный контроль

Контрольный урок

2,5

1

1,5

26

IV.четверть Пентатоника

Урок

2,5

1

1,5

27

Тональности до семи знаков

Урок

2,5

1

1,5

28

Диатонические интервалы

Урок

2,5

1

1,5

29

Характерные интервалы

Урок

2,5

1

1,5