System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по учебному предмету музыкальная литература на 2015-2016 учебный год. / МБОУДОД «Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова» / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Баннеры
Баннеры 2020
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Письмо Минобразования Чувашии
Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг
Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей
Персонифицированное финансирование на сайте ГАУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЭТКЕР" МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Чувашской Республике
Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Сведения о доходах за 2017 год
Сведения о доходах за 2018 год
Сведения о доходах за 2019 год
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по учебному предмету музыкальная литература на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова»

Шумерлинского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Утверждаю:

                                                                             Директор

                                                                            

                                                                                   ___________С.Д.Анисимов

                                                                             Приказ № 17 от 26.08.2015г.

 

 

 

             

.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по учебному предмету

 музыкальная литература

на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос.Саланчик – 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Обсуждена и одобрена на

            Педагогическом совете Учреждения

            Протокол № 9 от 26.08.2015г.

 

 

 

 

 

 

                                          

                            Утверждена:

                         на Педагогическом совете Учреждения

                            Протокол № 9 от 26.08.2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Составитель:

          преподаватель

          Федярова Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

                                    

                               Содержание.

  1.Пояснительная записка. 

  2. Основные формы и методы работы на уроке.

  3.Механизм оценки.

  4.Прогнозируемый результат.

  5.Годовые требования по классам.

  6.Тематическое планирование учебного материала.

  7.Используемая литература.

                                              

                                                 Пояснительная записка.

     Дисциплина «музыкальная литература» в системе эстетического воспитания и музыкального  образования в рамках детской музыкальной школы принадлежит ответственная роль развитии в обучающихся способность понимать  художест-  венную красоту музыки и стимулировать их стремление воспроизводить  прек -  расное, совершенствовать свои  исполнительские навыки,развивать музыкальное мышление.

      Изучение музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных

дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более

быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей обучающихся.

          Предлагаемая общеразвивающая учебная программа является составной частью комплексной  образовательной общеразвивающей учебной  программой  для ДМШ. Она модифицирована на основе Типовой учебной программы  по учебному предмету музыкальная литература, утверждённой  Минкультуры  РФ для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования детей 4 летним сроком обучения - авторы ( А.Лагутин , Э.Смирнов. Москва 1982г.)

   Общие задачи:

 - побудить  у обучающихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и     

   разбору музыкальных произведений;  

 - приобретение разнообразных музыкальных знаний;

 - развитие разнообразных музыкальных навыков, умения сознательно  и эмоцио-      

   нально слушать музыку;

                              Основные формы и методы работы на уроке.

 - прослушивание музыки и работа с нотным текстом;

 - объяснение и усвоение новых понятий и терминов;

 - характеристика содержания музыкальных произведений ,жанровых особенностей

   структуры и выразительных средств;

 - самостоятельная работа с учебником, справочной литературой, запоминание  и             

   узнавание музыки;

 - объяснение материала в форме рассказа или беседы;

 - использование смешанных видов искусств;

 - демонстрация музыки в сочетании с её наблюдением по нотам;

 - посещение концертов и музыкальных вечеров;

 - привлечение к участию в музыкально-просветительской деятельности;

                                            

 

                                                  

                                               

                                              

                                                  Механизм оценки.

   Объект контроля:

 - наличный уровень знаний и умений;

 - учебная работа обучающихся;

 - динамика музыкального развития;

 - устная выборочная проверка;

 - фронтальный опрос;

 - обобщающая проверка знаний в виде контрольных уроков, тестов, в т. ч. и в     

    письменной форме;

                                                                       

                                                Прогнозируемый результат.

- слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

- запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки;

- грамотно излагать впечатления и мысли о музыке»

- рассказать о пройденных произведениях и их содержании, свободно пользуясь    при этом необходимой терминологией;

 

                                           Годовые требования.

      Проверка успеваемости и учёт знаний проводятся в форме контрольных уроков, куда входят вопросы:

 - теоретические;

 - музыкально-исторические, связанные с объяснением музыкальных понятий                            

   и терминов в современной музыкальной жизни в музыкальных произведениях;                                     

 - оформление рефератов;

 - музыкальные викторины, КВН;  

    Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобща-  ющей  проверки на контрольном уроке.Итоговые отметки являются  годовые, которые  определяются на основании четвертных и с учётом тенденции роста обучающихся.

   Итоговая отметка за последний год обучения идёт в свидетельство об  окон-

чании музыкальной школы.                        

                                          Первый год обучения.  

     Первый год обучения носит ознакомительный характер. Основная цель – пробудить у обучающегося интерес к слушанию, разбору музыкальных произ-   ведений,  к приобретению разнообразных музыкальных знаний.

     Учебный материал,  предлагаемый для изучения,  располагается по дидакти-  ческому принципу – в порядке возрастания его сложности.                                  Основные формы работы:

-прослушивание музыки и работа с нотными текстами хрестоматии;

-характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей;

-усвоение новых понятий и терминов, жанров - песня, танец, марш;

-ознакомление с выразительными средствами музыки;

-знакомство с музыкальными инструментами;

-музыкальные тембры с жанрами- опера, балет;

-самостоятельная работа над текстом учебника, повторение пройденных      произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки;

    В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдения и знания, помогать  им осмыслить предшествующий опыт общения музыкой. Обуча -    ющиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут обучающимся  приобрести знания  и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

                                           Второй год обучения.    

    Знакомство с творчеством зарубежных композиторов. Программа строится на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко- худо- жественном процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.     В программу включены крупнейшие представители западно-европейской музыки 18-19 веков: И.С. Бах, Й.Гайдн. В.А.Моцарт, Л.Бетховен. Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют  расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем  впервые знакомит с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Гайдн» затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и  Шуберта.    Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое, исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития обучающегося. Задача биографических уроков - в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно-воспитательное и позновательное значение.Биографический  рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе.Он содержит сведения исторического,бытового,художественного и музыкально-теоретического харакера.На таких уроках возможно исполь- зование фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращении к воспоминаниям современников.                                          

                                          Третий год обучения.

     Изучение русской классической музыки второй половины 19 века, творчества русских композиторов-классиков : М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, А.П.Боро-  дина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также три обзорных урока: введение, подготавливающее тему «Глинка», беседу о русской музыке 2-ой половины 19 века, знакомящую с наиболее значительными явлениями передовой русской музыкальной культуры 60-70-годов прошлого столетия, и в заключении содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца 19- начала 20 веков. Изучение  отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы. Основное внимание в этом разделе уделяется опере ведущему жанру русской классической музыки.           Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут обучающимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер обучающиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов.

      Знакомство с симфоническими произведениями М.И.Глинки, А.П.Бородина, Римского-Корсакова, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать обучающимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

                                   Четвёртый год обучения.    

   Программа строится на изучении советской и современной музыки.В этот раздел входят темы,посвященные творчеству С.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И.Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Возросший уровень развития познавательных способностей обучающихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуры сочинений, что полезно совершенствования музыкальной культуры обучающихся  .

      Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей жизни должно способ - ствовать воспитанию интереса, уважения и любвьи обучающихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.

      Изучение современной музыки должно быть тесно связано с музыкально-общественной жизнью страны, своего края, республики.

      Курс музыкальной литературы завершается изучением  чувашской профессиональной музыки : первой чувашской оперы «Шывармань» -  Фёдора Васильева, «Нарспи» - Г.Хирбю, балет «Сарпиге» - Ф.Васильева, симфонической музыки чувашских композиторов, современной чувашской музыки.

 

                                                                                       

 

 

                                                                                       

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Утверждаю:                                                                                                                                

                                                                                        Директор Учреждения

                                                                                        _________С.Д.Анисимов                

                                                                               Приказ № 17 от  26.08.2015г.

 

Тематическое планирование учебного материала

по предмету музыкальная литература (первый год обучения).

          

              Количество уроков: 34                                                    

 

№№

                                         Тема урока

Кол.час.

    1

Легенды о музыке. Легенда об Орфее. Из былины о Садко.

1

    2

Музыка в нашей жизни

1

    3

Содержание музыкальных произведений

1

    4

Выразительные средства музыки

1

    5

Русские народные песни. Песни. Романс.

1

    6

Мелодия и речитатив в романсе

1

    7

Музыка и слова в фольклоре

1

    8

Песни довоенных и военных лет

1

    9

Песни о борьбе за мир и дружбу народов

1

   10

Маршевая и танцевальная музыка. Песни - марши

1

   11

Инструментальные марши

1

   12

Танцы народов СССР

1

   13

Танцы народов Европы

1

   14

Контрольный урок по маршевой и танцевальной музыке

1

   15

Народная песня и ее использование в произведениях композиторов-классиков

1

   16

Обработки народных песен композиторами-классиками

1

   17

Народные песни в произведениях Мусоргского и Римского-Корсакова

1

   18

Народная песня в произведениях П.И. Чайковского

1

   19

Лядов. «Восемь русских народных песен для оркестра»

1

   20

Повторение по народной музыке

1

   21

П.И. Чайковский «Времена года»

1

   22

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

1

   23

С.С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер»

2

   24

Повторение по программно-изобразительной музыке

1

   25

Музыка в театре Э.Григ «Пер Гюнт»

2

   26

П.И. Чайковский.  Балет «Щелкунчик»

2

   27

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

4

   28

Обобщающий урок

1

  

                                                                                     

                                                                                      

 

                                                                                       Утвержда.:                                                                                                         

                                                                                       Директор Учреждения

                                                                                       _________С.Д.Анисимов                 

                                                                               Приказ № 17 от  26.08.2015г.

 

Тематическое планирование учебного материала

           по предмету музыкальная литература(второй год обучения).

 

        Количество уроков: 34

 

№№

 п/п

Тема урока

Количество уроков

   1

Введение. Биография и творчество Гайдна

1

   2

Сонатно-симфонический цикл. Симф. Ми ь мажор

1

   3

Гайдн. Соната ми минор

1

   4

Повторение творчества Гайдна

1

  

   5

 

Контрольная работа по творчеству Гайдна

 

1

   6

Биография и обзор творчества Моцарта

1

   7

Моцарт. Симфония соль минор

1

   8

Моцарт. Соната ля мажор

1

   9

Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

2

  10

Повторение по творчеству Моцарта

1

  11

Бетховен. Творческий и жизненный путь

2

  12

Бетховен. Соната №8 «Патетическая»

2

  13

Обобщающий урок

1

  14

Бетховен. Симфония до минор №5

2

  15

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

1

  16

Повторение по творчеству Бетховена

1

  17

Шуберт. Биография и обзор творчества

1

  18

Шуберт. Песни

1

  19

Шуберт «Неоконченная симфония»

1

  20

Фридерик Шопен. Биография и творчество

1

  21

Шопен. Мазурки

1

  22

Шопен. Этюды. Прелюдии

1

  23

Шопен. Ноктюрны

1

  24

Повторение по творчеству Шопена

1

  25

Бах. Биография и обзор творчества

1

  26

Бах. Сюиты

1

  27

Бах. Полифоническое произведение

1

  28

Бах. Фуга

1

  29

Повторение творчества Баха

1

  30

Обобщающий урок

1

                                                                                                                                                       

                                                                          

                                                                                

                                                                    Утверждаю:

                                                                    Директор _________С.Д.Анисимов                 

                                                                                 Приказ № 17 от 26.08.2015г.                     

                                           

         Тематическое планирование учебного материала

по предмету музыкальная литература (третий год обучения).

         

     Количество часов: 34

№№ пп

Тема урока

Кол.час.

   1

Введение. Русские композиторы - классики

1

   2

М.И. Глинка. Биография и обзор творчества

2

   3

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

4

   4

М.И. Глинка. «Вальс - фантазия»

1

  5

М.И. Глинка. Фантазия «Камаринская»

1

   6

М.И. Глинка. Романсы

1

   7

Урок повторение по творчеству М.И. Глинки

1

   8

А.С. Даргомыжский. Биография и обзор творчества

1

   9

А.С. Даргомыжский. Романсы и песни

1

  10

Беседа о «Могучей кучке»

1

  11

А.П. Бородин. Биография и обзор творчества

1

  12

Обобщающий урок

1

  13

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

3

  14

А.П. Бородин. Симфония №2 си минор «Богатырская»

1

  15

Повторение по творчеству А.П. Бородина

1

  16

М.П. Мусоргский. Биография и обзор творчества

1

  17

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

3

  18

М.П. Мусоргский. Песни

1

  19

Повторение по творчеству М.П. Мусоргского

1

  20

Н.А. Римский-Корсаков. Биография и обзор творчества

2

  21

Беседа об оркестре

1

  22

Н.А. Римский-Корсаков. Симф.сюита «Шахерезада»

2

  23

Повторение по творчеству Н.А. Римского-Корсакова

1

  24

Обобщающий урок

1

                                                                                                  

                                                                  Утверждаю:

                                                                     Директор  _________   С.Д.Анисимов                                                                                                      

                                                                         Приказ № 17 от  26.08.2015г.

            Тематическое планирование учебного материала

по предмету музыкальная литература(четвёртый год обучения).        

        

          Количество часов: 34                                                           

№№

Тема урока

Кол. час.

   1

Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

3

   2

Повторение по творчеству Н.А. Римского-Корсакова

1

   3

П.И. Чайковский. Биография и творческий путь

2

   4

П.И. Чайковский. Симфония соль минор

1

   5

Обобщающий урок

1

   6

П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»

3

   7

Повторение по творчеству П.И. Чайковского

1

   8

Русские композиторы в конце 19 начала 20 вв.

2

   9

С.С. Прокофьев. Биография и обзор творчества

2

  10

С.С. Прокофьев. Произведение для фортепьяно

1

  11

С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

1

  12

С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

1

  13

С.С. Прокофьев. Седьмая симфония

1

  14

Повторение по творчеству С.С. Прокофьева

1

  15

Д.Д. Шостакович. Биография и обзор творчества

1

  16

Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония

2

  17

Д.Д. Шостакович. Прелюдия и фуга Ре мажор

1

  18

Повторение по творчеству Д.Д. Шостаковича

1

  19

А.И. Хачатурян. Биография и обзор творчества

1

  20

А.И. Хачатурян. Концерт для скрипки с оркестром

1

  21

Д.Б. Кабалевский. Биография и обзор творчества

1

  22

Д.Б. Кабалевский. Опера «Семья Тараса»

2

  23

Чувашская профессиональная музыка. Ф. Васильев.. Опера«Шивармань»,балет«Сарпике».Г.Хирбю «Нарспи»

2

  24

Обобщающий урок

1

 

 

                                          

 

                                          

                                             Используемая литература.

 

  1. Осовицкая «В мире музыки». М.Москва,1996г.

              2. В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература за IV класс    

                  ДМШ. Москва, «Музыка» 1992г.

  3. Кондратьев М.Г.Чувашская музыкальная литература.Чебоксары 1982г

  4. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран.

      Москва. «Музыка» 1979г.

  5.Смирнова Э. Русская музыкальная литература.

      Москва «Музыка» 1989г. 

  6.Прохорова И.,Скудина Г. Советская музыкальная литература.

                    Москва. «Музыка» 1978г.

  7.Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса ДМШ.

                Москва. «Музыка» 1978г.

    8. Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран.

                 Москва. «Музыка» 1978г.

              9. Хрестоматия по русской музыкальной литературе.

                  Москва. «Музыка» 1982г.      

            10. Хрестоматия по советской музыкальной литературе.

                  Москва. «Музыка» 1982г.      

            11. Культура чувашского края.  Чебоксары 1995.

            12. «Сто опер».Ленинград  «Музыка» 1981г.            

            13. Краткий музыкальный словарь. Ленинград  «Музыка» 1989г.

              14. Н.Новиков. «У истоков великой музыки». Лениздат,1989г.

15. М.Ильин., А.П.Бородин. Москва «Правда» 1983г.

16. Л.Барсова., Н.А.Римский-Корсаков. Лениздат,1989г.

              17. Б.Никитин.,П.И.Чайковский. Москва. «Знание»,1990г.

            18. Ю.Илюхин «Музыкальная культура Чувашской Республики».

                  Москва. «Музыка» 1967г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение
Реквизиты
<Апрель 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Rambler's Top100 TopList