System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по учебному предмету фортепиано на 2015-2016 учебный год / МБОУДОД «Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова» / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Баннеры
Баннеры 2020
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Письмо Минобразования Чувашии
Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг
Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей
Персонифицированное финансирование на сайте ГАУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЭТКЕР" МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Чувашской Республике
Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Сведения о доходах за 2017 год
Сведения о доходах за 2018 год
Сведения о доходах за 2019 год
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по учебному предмету фортепиано на 2015-2016 учебный год

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова»

Шумерлинского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Утверждаю:

                                                                             Директор

                                                                             ___________С.Д.Анисимов

                                                                             Приказ № 17 от 26.08.2015г.

 

 

 

             

.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по учебному предмету

фортепиано

на 2015-2016 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос.Саланчик – 2015г.

 

 

         

 

  Обсуждена и одобрена на

  Педагогическом совете Учреждения

  Протокол № 9 от 26.08.2015г.

 

 

 

 

 

 

                                          

                        Утверждена:

                       на Педагогическом совете Учреждения

                         Протокол № 9 от 26.08.2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Составитель:

          преподаватель

          Федярова Людмила Владимировна

 

 

 

 

 

 

                                      Содержание.

  1. Пояснительная записка.

  2. Основные задачи программы.

  3. Контроль и учёт успеваемости.

  4. Цели и задачи.

  5. Методы и формы работы с обучающимися.

  6. Составление индивидуального плана и характеристики ученика.

  7. Проведение урока.

  8. Работа над музыкальными произведениями.

  9. Работа над этюдами,гаммами,упражнениями  и другими видами    

     фортепианной техники. 

10.Требования по гаммам по классам.

11. Контроль и учёт успеваемости, итоговые (переводные и выпускные)     

      требования.

12.Годовые требования по классам.

13.Примерный учебный план по классам.

14.Рекомендованная литература.

 

Пояснительная записка к рабочей программе

по учебному предмету фортепиано.

       Данная общеразвивающая учебная программа является составной частью комплексной образовательной учебной программой для ДМШ. Она модифицирована на основе учебной программы по учебному предмету фортепиано, утверждённой Минкультуры РФ для учебных заведений культуры и искусств дополнительного образования детей (Москва 2002г.) и имеет свои специфические черты, рассчитана на обучение детей от 7-18лет.    

Срок реализации -7 лет. Занятия по учебному предмету фортепиано в музы-  кальной  школе проводится в объёме, определённом действующими  учеб - ными планами – 2 часа в неделю.

                                               Цель  программы.

      Настоящая программа ориентирована на:

 - обучение детей игре на фортепиано, расширение их музыкальных спо-

    собностей, воспитание образованных музыкантов, владеющих навыка-     

     ми игры на инструменте, способных раскрыть художественное содер-  

     жание исполняемых произведений;

  -  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее

    самореализации;

  -  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний

    и уровню образовательной программы (ступени обучения) кар­тины мира;

  -  интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

   - формирование человека и гражданина, интегрированного в современ­ное     

    ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

   - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

     Она строится так, чтобы не только обучить ребёнка приёмам игры на    фортепиано, но и создать для него благоприятные условия и оказать помощь в освоении им музыкального материала.             

                         Основные задачи программы:

- развитие у обучающегося комплекса музыкально-творческих способ-      ностей (музыкальный слух, ритмическое чувство, память, двигательно-моторные, «технические» способности, художественно- образное мышление, фантазия, воображение и т.д.);

- формирование умения грамотно, технически и стилистически    точно, художественно выразительно исполнить сольную инструментальную программу;

- развитие навыков самостоятельной работы учащегося над музыкальным произведением;

-              приобретение умений грамотного чтения музыки с листа, способности анализировать качество исполнения, дать словесный комментарий  к музыкальному произведению;

- создание условий для развития личности ребенка;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий: для социального, культурного и профессионального   

  самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его    

  интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- взаимодействие преподавателя дополнительного образования с семьей.

     Таким образом,  дополнительное образование детей – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы допобразования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени её освоения.

    Вопросам эстетического воспитания подрастающего поко­ления в нашей стране уделяется большое внимание. В системе музыкального образования ДМШ являются наиболее массовым звеном. Учитывая, что подавляющее большинство детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования и что, лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные училища, учебные программы состав­лены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность де­тям с самыми различ-  ными музыкальными  данными, занимаясь по индивидуальным планам, при - общаться к музыкальной культуре. Урок в классе по специальности является основной формой учебной и воспитательной работы. На преподавателя по специальности возлагается ответственная задача музыкального разви­тия обучающихся, воспитания, формирования морального обли­ка и т. д.

     Основной формой учебной и воспитательной работы является   урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя  с учеником.

   За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения из репертуара ДМШ, а также сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

    Особенность ДМШ  заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух школах—общеобразовательной и музыкальной. Большинство детей учатся «для себя». Поэтому одна из задач педагога - «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.

   Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

    В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что большинство произведений предназначается для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

 

Контроль и учет успеваемости.

      Успеваемость обучающихся по специальности учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических зачетах, экзаменах, конкурсах,концертах, прослушиваниях к ним и т.д.

Экзамены проходят 1 раз в год (в мае), а в 7-м классе  выпускной экзамен. 

Контрольный урок-разновидность зачета, во время которого весь класс в один день играет определенную программу, проводится в конце I и III четверти. Контрольный урок оценивается отметкой по пятибалльной системе. В конце II четверти проводится промежуточная аттестация-академический концерт (зачёт).

На концерте исполняются 3 произведения (полифония или крупная форма, пьеса или этюд)

    На всех экзаменах-вступительных, переводных и выпускных — обучающемуся выставляется оценка.

     Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.

    Форма индивидуальных занятий в специальных классах создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки его возможностей (с учетом эмоциональ­ности, общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и связанными с этим конкретными и дифференциро­ванными педагогическими задачами и методами работы.

    От преподавателя требуется большое педагогическое мастер­ство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей, постоян­ное стремление вызвать у них любовь  к музыке , живой ин­терес к занятиям.

    Преподаватель должен наблюдать за  поведением ученика в школе, поддерживать тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями обучающегося, систематически просматривать табеля успеваемости по общеобразова-   ной школе.

   Успешное музыкальное развитие обучающихся в значительной степени  зависит от правильной    посадки за инструментом и  выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех ее звеньях-плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Большое внимание надо уделять естественному положению первого пальца  и кистевым  движениям.

     Необходимо добиваться, чтобы ребенок удобно и естест­венно сидел за инструментом, не допуская сгорбленного поло­жения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпу­су или неестественно отставленных в сторону локтей и т. д.

    Тщательная работа в этим направлении и повседневный контроль как преподавателя, так и самого обучающегося  пре­дотвратит излишнее мы-   шечное напряжение,тормозящее раз­витие и вызывающее профессиональ-    ные заболевания рук.

                                             Цели и задачи.

Методы и формы работы с обучающимся.

    Преподаватель инструментального класса - основной воспитатель. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетиче­ские представления и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.

    В практике лучших педагогов эстетическое воспитание осуществляется в различных формах - от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений концертов, театров, музеев с последующим их об­суждением.Эстетические представления обучающегося формируются на ре­пертуаре, которые они изучают и в зависимости от того, в какой мере ра­бота над ним ориентирована на подлинно художественное воспитание.

   Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и му­зыкальную) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психичес­ких и физических усилий. Столкнувшись с большим объемом школьных за­даний и целым потоком новой информации, дети начинают понимать, что учение - это прежде всего труд, требующий от них большого терпения, внимания, умственных и эмоциональных усилий, самокритичности. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование, В занятиях музыкой педагог должен предот­вратить этот критический момент и заранее сформировать у ребенка же­лание учиться в музыкальной школе. Если все же замечается падение ин­тереса ученика к занятиям, необходимо срочно искать новые стимулы и формы работы.

     Перед начинающим учеником нельзя ставить сразу большое количест­во задач. Это нарушает основной дидактический принцип "доступности и последовательности в обучении", вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций

       Изучаемые произведения в первые годы обучения не должны быть большими  по протяженности. При введении в работу нового, более сложного матери­ала, важно соблюдать постепенность. Объяснения следует делать краткие и конкретные, подкрепляя их исполнением на инструменте.

      Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и навыки иг­ры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкаль­ного развития и образования обучающегося. Поэтому начальному этапу обуче­ния следует уделить пристальное внимание.

     Ответить на вопрос - стоит готовить обучающегося к профессиональной музы­кальной деятельности  или нет, часто нелегко. Положительный ответ может быть дан лишь в тех случаях, когда налицо явно выраженные музыкальные способности. Но не менее важно и наличие у ребенка интереса к музыке. Дети, серьезно увлекшиеся ею, часто развиваются значительно успешнее, чем те, кто относится к ней индифферентно, хотя обладают большими спо­собностями. Уже в средних классах школы, а иногда и раньше, выделяется группа ребят, проявляющих себя в занятиях более активно, быстрее разу­чивающих произведения, выразительнее их исполняющих. Таких обучающихся нельзя задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в большем количестве, смелее продвигать их в техническом от­ношении, предоставлять им возможность чаще выступать публично. Обес­печивая таким обучающимся более быстрое освоение техники игры на инстру­менте, необходимо уделять самое пристальное внимание и их общемузы­кальному развитию, заботиться о том, чтобы они больше слушали музыку, читали с листа, аккомпанировали, играли в ансамблях, а обучающиеся на струнных и духовых - в оркестре, т. е. развивались всесторонне.

    Неустанной заботой должны быть окружены и ученики со скромными способностями к музыке, не намеривающиеся впоследствии заниматься ею профессионально. Таких, как правило, а классе бывает большинство. Истинный педагог должен находить удовлетворение, воспитывая их как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников любительско­го музицирования, людей, которые в дальнейшем смогут создать атмо­сферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье. К таким уче­никам следует предъявлять достаточно высокие требования, памятуя, что воспитание любителей - дело серьезное.

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.  

  Индивидуальные планы - важный документ, характеризующий процесс развития обучающегося. Успехи во многом зависят от целесообразноcти занятий, поэто­му педагогические требования к обучающемуся должны быть дифференцирова­ны. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, намно­го превышающие музыкально-исполнительские возможности  учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Необходимо помнить, что непосильная художественная задача является зачастую еще более вредной, чем непосильная техническая, так как приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузке ребенка. Лишь в отдельных случаях составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмо­трено последовательное и гармоничное развитие обучающегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и техничес­кого развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.В начале учебного года преподаватель представляет индивидуальные планы обучающегося.

 

                                          ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА.

    Воспитательные задачи, стоящие перед педагогом, так же как и мето­ды его работы с обучающимся, реализуются в основном на уроке, проводи­мом  в форме индивидуального занятия с ребенком.

   Сложная проблема, возникающая на каждом уроке - сочетание задач, связанных с текущей работой и с целостным процессом развития обучающегося. В практике малоопытных педагогов именно вторая проблема часто остает­ся без внимания. Не умея планировать работу с учеником на длительный период времени, педагоги решают лишь частные, ситуативные задачи, от­чего развитие ученика тормозится.

   Педагогу необходимо составить себе достаточно ясное представление об основных задачах работы с учеником на длительный период времени, а затем на каждом уроке гибко, в соответствии с обстоятельствами, их ре­шать. Начинающие педагоги должны воспитывать в себе чувство времени, умение сделать на уроке все наиважнейшее - проверить домашнее зада­ние, поработать над самым необходимым. В разучиваемых произведениях дать новое задание к очередному уроку.

   Работу по чтению нот с листа, подбору по слуху и транспозиции, над уп­ражнениями, гаммами и другими техническими формулами целесообраз­но распределять таким образом, чтобы один урок посвящать, например, чтению нот, подбору и транспозиции, а другой - игре упражнений и техни­ческих формул. Время, отведенное на уроках этой работе, будет постепен­но сокращаться, ввиду необходимости концентрации внимания на прохож­дении репертуара, но ее следует вести систематично, активно и целеуст­ремленно на протяжении всего периода обучения.

   В первые годы обучения (в подготовительной группе, в 1, 2 классах) можно использовать и мелкогрупповые формы проведения уроков, т. е, по­свящать урок целиком или какую-либо его часть занятиям с двумя-тремя учениками одновременно. При этом образуется общий резерв времени, который может быть реализован (без создания перегрузок) в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося. Педагог получает возмож­ность организовать различные внутриклассные ансамбли, продуктивнее работать над развитием навыков чтения с листа, подбора по слуху, транс­понирования и др., заниматься расширением музыкального кругозора ре­бенка.

   Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере любви к детям и му­зыке. Такие занятия становятся для ребенка особенно привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному развитию.

 

    РАБОТА  НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕ­ДЕНИЯМИ.                                             

     

место в решении задач воспитания и обучения.

    С самого начала работы над произведением важно увлечь ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить.

    Уже с первых лет надо приучать детей осмысливать исполняемую музы­ку и в доступной для них форме ее анализировать. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарак­теризовать произведение:

- его образную сферу, жанровые особенности; использованные в нем выразительные средства;

- разобраться в особенно­стях тем и их развития;

- определить форму;

- уметь пояснять встречающие­ся ремарки и термины, уметь их произносить на иностранном языке (для изучения терминов полезно завести специальную тетрадь). Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит.

    При работе с обучающимся над произведением педагогу важно определить последовательность решения различных задач и спланировать их.

     Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хо­рошую, наиболее подходящую для ребенка аппликатуру. Заботу об этом необходимо проявить именно на раннем этапе работы, т. к. удачно найден­ная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художествен­ных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью сбоев в игре.

    При разучивании музыкальных произведений с младшеклассниками наиболее удобную и целесообразную  аппликатуру следует выбирать педа­гогу.

     В средних и старших классах эту работу должны уметь выполнять са­ми обучающиеся, при контроле и с помощью преподавателя.

     С учениками младших классов целесообразно разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста.Тем самым закладывается основа для последующей самостоятель­ной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежно­стей, допущенных при разборе, особенно устранение фальшивых нот,тре­бует в дальнейшем затраты многих усилий.

        На срединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки, и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных разделов и элементов ткани сочинения. Внимание учащихся концентрируется на достижении выразительности интонирования, на со­отношении звучания разных фактурных планов, на особенностях ритмики, динамики, артикуляции, педализации, а также на преодолении техничес­ких трудностей. Педагогу необходимо постоянно следить за свободой пи­анистического аппарата ученика, за целесообразностью движений в их на­правленности на решение художественных задач.

   Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом. "Собрать" воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов.

   Для активизации самостоятельных занятий ученика можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

- запись учеником в дневник важнейших рекомендаций педагога относительно работы над произведениями, как частных, так и общего характера.

- устный отчет о подготовке домашних заданий (ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.).

- самостоятельный анализ собственного исполнения (ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки);

 - полезно также характеризовать исполнение своего товарища.

- самостоятельная работа над заданным произведением в классе под наблюдением преподавателя.

- использование аудио- видеотехники.          

РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ, ГАММАМИ,УПРАЖНЕНИЯМИ И ДРУГИМИ   ВИДАМИ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ.

    Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над этюдами и умело подобранными разнообразными упраж нениями.

   Дети далеко не всегда проявляют интерес к работе над инструктивными этюдами, техническим материалом, нередко выполняют ее вяло, резко снижает ее эффективность. Эту работу следует сделать возможно более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с учеником придумывать к упражнениям какие-нибудь назва­ния, образно передающие их характер, побуждать детей самим создавать варианты к некоторым упражнениям.

   Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от художественных ис­полнительских задач. Отсюда и методы работы над этюдами: исключается грубая, бессмысленная "долбежка", равно как и "болтливое" отыгрывание. Спокойный, но не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем по отдельным разделам формы и целиком.

   необходимые условия для продуктивных занятий:

- следует всемерно способствовать тому, чтобы ученик возможно рань­ше научился самостоятельно работать над этюдами;

- представлял зависи­мость технических приемов от характера звучания произведения;

- понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, типе техники;

- накапливал средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказок педагога.

   При исполнении этюдов и упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Обо всем этом, как и  о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Можно в качестве упражнений использовать песенные попевки и другие мелодические фигуры.

   Игра  гамм в младших класса» преследует цель не только развитие беглости пальцев, но и прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладения певучим плавным достижения четкой артикуляции пальцев. В дальнейшем перед учеником  ставится задача постепенного увеличения темпа. Стремление к быстроте должно сочетаться с усилением слухового контроля за четкостью и ровностью звучания. В старших классах гаммы полезно играть, используя образную динамику и различные ритмические группировки.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ГАММАМ.

   ПЕРВЫЙ КЛАСС.

   Подготовительные упражнения к гаммам в виде различных последований пальцев (нон легато, затем легато) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

   Мажорные гаммы  в две октавы каждой рукой отдельно; в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симме­тричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

 

   ВТОРОЙ КЛАСС.

   Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы; Фа мажор двумя руками в прямом движении; минорные гаммы: Ля, Ми, Ре (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.

 

    ТРЕТИЙ КЛАСС.

     Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом дви­жении; в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликату­рой; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические): ля, ми, ре, соль - в прямом движении двумя руками в две октавы;  хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш; тонические трезвучия с об­ращениями аккордами по три звука в пройденных тональностях двумя ру­ками; арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.

 

   ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС.

   Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в че­тыре октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодиче­ские): ля, ми, си, ре, соль, до, фа - двумя руками в прямом движении в че­тыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в противоположном - от Ре и Соль диез;  тонические трезвучия с обращениями аккор­дами по три или четыре звука (в зависимости от величины рук) в этих же то­нальностях; арпеджио короткие двумя руками; арпеджио длинные без об­ращений каждой рукой отдельно в трех-четырех гаммах от белых клавиш.

 

   ПЯТЫЙ КЛАСС.

   Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы; 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении; ми­норные гаммы до 4-х знаков включительно (натуральные, гармонические и мелодические), в прямом движении двумя руками в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном - от Ре и Соль диез; тонические трезвучия с обращениями по три или четыре звука (в зависимости от величины рук); арпеджио короткие двумя руками;  длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.

 

   ШЕСТОЙ КЛАСС.

    Все мажорные и минорные гаммы; мажорные - в прямом и противопо­ложном движении в четыре октавы; несколько гамм в терцию и дециму; ми­норные (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движе­нии в четыре октавы; 1-2 гаммы (гармонические и мелодические) с симме­тричной аппликатурой в противоположном движении; хроматические гаммы в прямом движении от всех звуков, в противоположном - от Ре и Соль диез; тонические трезвучия с об­ращениями по  три или четыре звука; арпеджио короткие двумя руками,  арпе­джио ломаные каждой рукой отдельно; арпеджио по звукам доминантсептаккорда длинные каждой рукой отдельно, двумя руками в 2-3-х тонально­стях; доминантсептаккорд - построение и разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш; уменьшенный септаккорд - пост­роение и разрешение, арпеджио по звукам уменьшенного септаккорда ко­роткие каждой рукой отдельно во всех пройденных тональностях.

 

   СЕДЬМОЙ  КЛАСС.

    Все мажорные и минорные гаммы; мажорные - в прямом и противопо­ложном движении в четыре октавы; несколько гамм в терцию и дециму; ми­норные (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движе­нии в четыре октавы; 1-2 гаммы (гармонические и мелодические) с симме­тричной аппликатурой в противоположном движении; хроматические гаммы в прямом движении от всех звуков, в противоположном - от Ре и Соль диез; тонические трезвучия с об­ращениями по  три или четыре звука; арпеджио короткие двумя руками,  арпеджио короткие, ломаные обеими руками во всех тональностях; арпеджио длинные обеими руками во всех тонально­стях; доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками от белых клавиш; уменьшенный септаккорд длинными  арпеджио двумя руками от белых клавиш.

       

     КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ.

     ИТОГОВЫЕ (ПЕРЕ­ВОДНЫЕ И ВЫПУСКНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ.

 

    Успеваемость учащихся ДМШ в исполнительских классах учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, кон­трольных у роках, а также открытых концертах, прослушиваниях к ним и т. д.

   Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными пла­нами в выпускных классах (5 и 7 кл.).

   На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах профессиональ­ной ориентации составляются в соответствии с Приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в музыкальные учебные заведения среднего звена. Помимо исполнения программы, для учащихся классов профессиональной ориентации проводится проверка самостоя­тельно подготовленного в течение часа музыкального произведения, а так­же собеседование по этому произведению и исполняемой программе (время проведения данного испытания определяется учебным заведени­ем).

   В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступа­ют на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпуск­ной программы.

    В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академичес­ких концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником для прослушивания определенное количество произведений (минимум 3-4), различных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые), для показа на академических концертах. Школьные академические концерты рекомендуется проводить систематически (1-2 раза в месяц) на каждом отделе. При такой организации академических концертов педагог получа­ет возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

  Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

  Проверка технической подготовки учащихся, а также умений читать но­ты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведе­нии, подбирать по слуху, транспонировать осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на од­ном-двух контрольных уроках в речение учебного года (в классе в присут­ствии двух-трех педагогов отдела).

   Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся про­водятся с 4 класса, по проверке остальных (перечисленных выше) навыков и умений - с 3 класса. На контрольный урок выносятся: одна мажорная и одна минорная гаммы со всеми изучаемыми в данном классе технически­ми формулами.

  Итоговая (переводная) оценка выпускника должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты собеседования по исполняемым произведениям, активность работы учащегося на протяжении всего обучения в школе.

Если ученик не справляется с произведениями  данного класса ,  целесообразно обратиться к произведениям  предыдущего класса.               

               

                            ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  ПО КЛАССАМ

 

ПЕРВЫЙ КЛАСС.

   В течении учебного года педагог должен проработать с учеником  8-9 музыкальных произведений. Сюда войдут: народные песни, пьесы пе­сенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этю­ды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) - легкие сонатины и вариации.

Следует практиковать:

- подбор по слуху и пение от разных звуков попевок, а затем, на протяжении всего года - песен {например "Во поле бе­резка стояла");     

 - освоение нотной грамоты; простейшие упражнения в чте­нии нот с листа;             -  ансамблевое музицирование (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки).

ВТОРОЙ КЛАСС.

1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-9 музыкальных произведений, 2 полифонических произведения,2 произведения крупной формы, 2-3 пьес (включая 1-2 ансамбля),  1-2 этюда.

2.  Следует упражняться в чтении с листа мелодий с несложным сопро­вождением в виде опорных звуков гармоний в басу, игре с педагогом в че­тыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров,подборе по слуху пе­сенных мелодий ("Заинька, попляши", "Маленькой елочке") с простейшим сопровождением, транспонировании песенных мелодий (например,"Как пошли наши подружки") из До мажора в ближайщие тональности. Предпологается работа над упражненями для развития различных видов техники (в том числе типа мордента, группетто), а также над разви­тием навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов.

 

ТРЕТИЙ КЛАСС.

1.   В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных музыкальных произведений (в том числе нескольких в поряд­ке ознакомления), 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 2-3 пьес (включая 1-2 ансамбля),  1-2 эюда.

2.  Следует упражняться в чтении с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса), игре в ансамбле,подборе по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение.

3.  Мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми,Фа, Си-бемоль в прямом движении, в противоположном - гаммы с симметричной аппликатурой, минорные гаммы(трех видов) ля. ми, ре,соль - в прямом движении в три октавы двумя руками. Игра простейших кадатов к нескольким мажорным и минорным гаммам: тоника-субдоминанта-тоника; тоника-доминанта-тоника; хроматические гаммы от всех клавиш, арпеджио короткие по четыре звука

 

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС.

1.   В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных музыкальных произведений (в том числе нескольких в поряд­ке ознакомления):

-  2 полифонических произведения;

-  1-2 произведения крупной формы;

-  2-3 пьес включая 1-2 ансамбля);

-  2-3 этюда.

2. Следует продолжать чтение с листа постепенно усложняющихся про­изведений различных жанров музыкальной литературы (уровень труднос­ти примерно на два класса ниже" изучаемых учеником);

- дальнейшее освое­ние навыков игр в ансамбле на материале легких переложений отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки;

- подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;

- транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

- продолжается работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивиду­альных потребностей и возможностей ученика;

 - продолжается работа над развитием кистевой техники (упражнения в секстах).

                                                          

 

                                                       ПЯТЫЙ КЛАСС.

1    В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных музыкальных произведений (в том числе нескольких в поряд­ке ознакомления):

-   2 полифонических произведения;

-   1-2 произведения крупной формы;

-   2-3пьес (включая 1 ансамбль);

-   1-2этюда;

-   все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;

-   2-3 мажорные гаммы в терцию в прямом движении;

- минорные гаммы до четырех знаков включительно в прямом движении в четыре октавы;   

-   хроматические гаммы от всех клавиш, арпеджио короткие по четыре звука, арпеджио длинные двумя руками в двух-трех тональностях, доминантсептак-корд - построение и разрешение, арпеджио короткие  во всех пройденных тональностях.

 

ШЕСТОЙ КЛАСС.

1.   В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений (в том числе нескольких в порядке ознакомления):

-    2 полифонических произведения;

-    1-2 произведения крупной формы;

-    1-2 пьесы (включая 1 ансамбль);

-    1-2 этюда;

-    все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;

-  2-3 мажорные гаммы в терцию в прямом движении;

-    минорные гаммы до четырех знаков включительно в прямом движении в четыре октавы; хроматические гаммы от всех клавиш, арпеджио короткие по четыре звука, арпеджио длинные двумя руками в двух-трех тональностях, доминантсептаккорд - построение и разрешение, арпеджио короткие  во всех пройденных тональностях.

СЕДЬМОЙ КЛАСС.

1.В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 различных музыкальных произведений (в том числе нескольких в порядке ознакомления):

-   1-2 полифонических произведения;

-   1-2 произведения крупной формы;
 -   1-2 пьесы (включая один ансамбль);
 -   1-2 этюда;

-   продолжение занятий по чтению с листа, подбору по слуху и  транспониро- ванию постепенно усложняющихся пьес, этюдов, музыкальных отрывков.

-    учащиеся. готовящиеся к поступлению в музыкальное училище, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при  исполнении  гамм более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, расширяя требования, указанные в шестом классе.

                                                                                                                                                                

                                                                         

                                                                             

 

 

 

                                                                                Утверждаю:

                                                                                Директор

                                                                                 __________С.Д.Анисимов

                                                                                 Приказ № 17 от 26.08.2015г.

                                     

                                    Примерный учебный план

                               по учебному предмету фортепиано

на 2015-2016 учебный год.

                               

       1 класс.

    1.Упражнения на нон легато и легато.

    2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорд.

    3.Жучка.Польская народоная песенка.

    4.Вальс собачек. А.Артоболевская.

    5. Веселые гуси. Русская народная песня.

    6.Этюд.Е.Гнесина.

    7.Пойдём по гулять.С.Степшина.

    8. Коровушка. Детская песня.

    9.Этюд до мажор. Е. Гнесина.

  10. Русская песня.

  11Осень. Детская песенка.

  12. Летят гуси. Украинская народная песня.

  13.Ёлочка. В.Красин.

  14. Воробей.Н.Руббах.

      

        2 класс.

    1. Мажорные гаммы до мажор, ми мажор и ля минор.      

    2.Ария. Г.Пёрсел.

    3.Старинная французская песенка.

    4.За городом качки плывут.

    5 Ой, лопнул обруч. Украинская народная песня

    6.Курочка Н.Любарский.

    7.Менуэт. Л.Моцарт.

    8.Анданте. Й.Гайдн.

    9.Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня.

  10.Полька. М.Глинка.

  11.Как под яблонькой зелёной.

  12. Этюд. Е.Ляховицкая.

  13.Этюд.А.Николаев.

  14.Этюд.Ре минор А. Лешгорн.

  15.Этюд.Е.Гнесина.

  16. Гречаныки. Обр.Е.Ляховицкая.

  17.Колыбельная.П.Филипп.

 

 

     3 класс\

  1.Гаммы До мажор,Соль мажор,Ре мажор,Ля мажор,Ми мажор.

  2.Этюд № 3. К.Черни.

  3.Этюд Соль мажор. К Черни.

  4.Вальс. К-М-Вебер.

  5.Калинка. Рус.народ.песня обр.Е Ляховицкая.

  6.Каприччио. В.Гаврилин.

  7.Вальс. П.Чайковский.Отрывок из балета «Спящая красавица».

  8.Менуэт. Л.Моцарт.

  9.Волынка. Л.Моцарт.

10. Немецкий танец. Л.Бетховен.

11. Тарантелла.Н. Леви.

12. Клоуны. Д. Кабалевский.

 

       4 класс.

    1.Гаммы мажорные - до, соль, ре, ля, ми.

    2.Гаммы минорные - ля, ми.

    3.Рондо. Р. Глиэр.

    4.Камаринская. Обр. П.И. Чайковского.

    5.Колыбельная.  Г.Свиридов.

    6. Клоуны. Д.Кабалевский.

    7.Родина слышит. Д.Шостакович.

    8.Этюд. И.Беркович.

    9.Солдатский марш. Р.Шуман.

  10.Вариации на тему Р.Н.П. Д.Кабалевский

  11.Прелюдия. Э.Тетцель.

  12.Этюд. А. Лешгорн.

  13.Пьеса. А. Гедике.

 

 

                                  Рекомендованная литература

                                      (используемая в работе)

   1.Фортепианная игра. Составитель Н.Николаев.

   2.Юный пианист.Вып.№1. составитель Л.И.Ройзман  и  В.А.Натансон.

   3.Школа игры на фортепиано. Сос.Н.Кушинников  и  М.Соколов.

   4.Форепианная техника. Составитель  В.Натансон,В.Дельнова,      

      В.Малинников.

   5.Фортепиано.  2 класс. Изд. «Музична» Украина.

   6.Музыка для детей.  Сост. К.С.Сорокин.

   7.Первая встреча с музыкой. А.Артоболевская.

   8.Сборник фортепианных пьес, этюдов  и  ансамблей.   

      Сост.С.Ляховицкая, Изд. «Музыка» Ленинград 1975 год.

 

 

                 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение
Реквизиты
<Апрель 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Rambler's Top100 TopList