System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (баян) / МБОУДОД «Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А.Павлова» / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Баннеры
Баннеры 2020
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение
Письмо Минобразования Чувашии
Независимая оценка качества предоставления образовательных услуг
Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей
Персонифицированное финансирование на сайте ГАУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЭТКЕР" МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
Система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Чувашской Республике
Результаты независимой оценки качества оказания услуг
Сведения о доходах за 2017 год
Сведения о доходах за 2018 год
Сведения о доходах за 2019 год
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (баян)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования детей      

                   Саланчикская  детская  музыкальная школа имени В.А. Павлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

 (баян)

 

 

 

 

                                                                   РАССМОТРЕНА                                           УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                                На педагогическом совете                                Приказом директора

                                                                                                                        МБОУ ДО  «Саланчикская  ДМШ»      МБОУ ДО «Саланчикская ДМШ»

                                                                                                                      Протокол №9 от 26.08. 2015 г.            № 17 от 26.08.2015 г.

                                                                                 Разработчик Андреев А. К.

                                                                                          Преподаватель отделения народные инструменты

 

 

                                                    п. Саланчик.2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 РАССМОТРЕНА                                           УТВЕРЖДЕНА

На педагогическом совете                                Приказом директора

        МБОУ ДО  «Саланчикская  ДМШ»      МБОУ ДО «Саланчикская ДМШ»

Протокол №9 от 26.08. 2015 г.            № 17 от 26.08.2015 г.

 

 

 

 

 

Разработчик:

Андреев Артем Климович  

Преподаватель отделения

                                                                                                   народные инструменты


Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                       

VI.    Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература:

            баян

            

                      учебная литература для ансамблей

- Методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации федеральных государственных программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. 

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  7 (8) – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета Музыкальный инструмент баян 5 -летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 35 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

 Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й  год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

350

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

32

38

350

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

64

76

700

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент» - баян при 5-летнем сроке обучения составляет 700 часов.  Из них: 350 часов – аудиторные занятия, 350 часов – самостоятельная работа.

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

·     формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне.

·     приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·     приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

·     формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·     оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

·     воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

 

 

 

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение       учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне симфонической музыки и другие);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для  ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

                           

 

 

 

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 I полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами  ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне,  (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой).

Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений.

2 четверть

                        Штрихи  non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.

                                                 

II  полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

3 четверть

Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды.  Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

4 четверть

Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор,  Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

Академический зачет.

 

 

 

 

Второй  год   обучения

  I полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

1 четверть

Штрихи  и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы  До, Соль мажор  двумя руками в две октавы. Фа мажор отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Гаммы Фа , До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы.  Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато.  Чтение нот с листа.  Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.

II  полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор,  ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы.   Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке  российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды.  Произведения  старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Третий  год   обучения

 I полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

1 четверть

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, . Произведения классической и народной музыки, эстрадная  музыка. 

2 четверть

                   Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой.

                         

  II  полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

3 четверть

 Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato,  форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. Подготовка итоговой программы.

4 четверть

Подготовка к  итоговой  аттестации.

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Четвертый  год   обучения

 I полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

1 четверть

Штрихи и мелизмы:marccato,staccato,legato. Включение в репертуар произведений крупной формы, гаммы по выбору преподавателя. Гаммы фа, до, соль мажор в терцию Различными штрихами.

2 четверть

                   Уметь выделять  тему-мелодию. Постигают хорактерные приёмы исполнения вариаций.

                         

  II  полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

3 четверть

В работе над крупной формой необходимо подготовить музыкально-художественное мышление. Технические навыки, умение слышать гармонию.

4 четверть

Учащиеся в течении учебного года разучивают и исполняют 3-4 произведения, 2-3 этюда, 4 гаммы по выбору преподавателя.

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пятый  год   обучения

 I полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

1 четверть

Работа с «мелизмами» в музыке. Подбор произведений с использованием мелизмов. Разучивание несложной пьесы с применением мелизмов по выбору ученика. С трёх позиций в сексту на различные виды техники. Длинные арпеджио. Разучивание основного репертуара для выпускных экзаменов. Осмысленная работа над произведениями:фразировкой,штрихами,     меховедением .    

 

2 четверть

Работа над полифоническими произведениями. Разучивание произведений крупной формы  (сонатины, вариации) Маленькие прелюдии и фуги  И.С. Бах.  А  также над обработками народных песен.

 

                         

  II  полугодие

                   Календарные

сроки

                   Темы и содержание  занятий

3 четверть

 Правильное и грамотное применение динамических оттенков, темпа, характера исполнения произведения.    Работа над штрихами. Тремоло, рикошет.

4 четверть

Подготовка к  итоговой  аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования третьего - пятого года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой  аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

 

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамо­ты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне   (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Гамма  До мажор  двумя руками в две октавы. Фа мажор, Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.

Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.

Техника ведения меха.

Упражнения;  этюды (1-2);  пьесы (3-5).

Рекомендуемые упражнения и этюды (баян)

1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре. 

2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда  от звуков  фа, до, соль, ре, ля, ми, си). 

3. Гамма  До мажор  двумя руками в две октавы. Фа мажор , Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.

4. Г.Беренс  Этюд До мажор

5. К.Черни Этюд До мажор

6  Л.Шитте  Этюд  Фа мажор

7. В.Лушников  Этюд

 

     

Примерные исполнительские программы

Баян

1 вариант

1.  Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

2.  «Дождик»

3.  Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова

2 вариант

1. В. Блага «Чудак»

2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

3. Г.Беренс Этюд До мажор

3 вариант

1.  Русская народная песня  «Во саду ли, в огороде»

2.  Русская народная песня «Василёк»

3.  Д.Кабалевский  «Маленькая полька»

4 вариант

1. К.Черни Этюд До мажор

2. Ю.Слонов  «Разговор»

3. Украинская народная песня «Весёлые гуси».

 

Второй год обучения

Гаммы Фа мажор,  До мажор,  Соль мажор,  ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение  новых  выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг.

Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в  ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также  пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.

Примерные исполнительские  программы

Баян

1 вариант

1.Л. Книппер «Полюшко поле»

2. Аз. Иванов  «Полька»,

3. Г.Беренс  Этюд До мажор

2 вариант

1. К.Черни Этюд Соль мажор

2. Русская народная песня «Как на тоненький ледок».

3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр.  В.Бушуева

3 вариант

1. Л.Шитте  Этюд  Фа мажор

2. А.Спаддавекиа  «Добрый жук»

3. Русская народная песня «У нас нонче  суббатея», обр. А.Крылусов

 

 

Репертуар для ансамблей

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» 

Русская народная песня «Степь да степь кругом»

Русская народная песня «Яблочко», обр.В.Грачева

 

Н.Лысенко  «На горе, горе»

В. Ребиков  «Воробышек, воробей»

 

Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина

Русская народная песня «Как под горкой, под горой»,  обр. И.Обликина

 

 

Третий  год обучения

Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы.

Продолжение знакомства с основными музыкальными термина­ми. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес. 

Примерные итоговые  исполнительские программы

Баян

1 вариант

1.   «Ах ты, зимушка-зима» обр. И. Берковича.

2.   А. Гедике. «Маленькое рондо»

3.  «Хоровод» В. Мотов.

2 вариант

1.  В.Моцарт  «Менуэт»

2.  В.Ефимов  «Русский танец»

3.  Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. А. Коробейникова

3 вариант

1. Г.Ф.Гендель  «Сарабанда»

2. В.Гаврилин «Военная песня»

3. Белорусская народная песня «Савка и Гришка», обр. А.Коробейникова

4 вариант

1.  И.С.Бах  «Менуэт»

2.  А.Хачатурян   «Андантино»

3.  Русская народная песня «Уж как по лугу»,  обр.  В.Ефимова

 

1. И.Гайдн  «Менуэт»

2. Б.Барток  «Игра»

3. Русская народная песня «Не летай, соловей», обр. А.Коробейникова

 

Четвертый  год обучения

Учащиеся в течении года исполнят 3-4 произведения, 2-3 этюда. 3 гаммы по выбору преподавателя. Аппликатуру короткого и длинного арпеджио двумя руками. Аппликатуру мажорных гамм в терцию, минорных гамм в трёх видах, минорные арпеджио и аккорды Развитие у обучающихся  навыков ансамблевой игры при игре в дуэтах, трио, квартетах. Исполнение солирующих партий, партий первого или второго баяна.

Примерный репертуар.                                                       

Гёдыке  А .«Маленькое рондо»

Свиридов Г. «Старинный танец»

«Молдавская народная песня» в обр

 Б. Киселёва.

«Я пойду ли, молоденька» Русс нар песня обр В. Алёхина.

«Двух голосная фуга» М. Глинка

«Скерцо» А Даргомыжский. 

Л. Бетховен. «Менуэт»

«Чавашсем самрак ташши» В. Грачев.                                                                

Пятый  год обучения

Примерный репертуар

«Сонатина» И. Плейель.

«Сонатина» К.М. Вебер»Нежное воспоминание» П.Санкан.

«Народный напев» Э. Григ

«Фуга» Г. Гендель.

«Вальс» В. Ребиков.

«Расскажи мотылёк» А. Аренский.

«Зимнее утро» П. Чайковский

«Петушок» Латышская нар песня обр В. Бухвостова.

«Гопак» обр Н. Ризоля.

Г. Гендель «Сарабанда»

В. Моцарт «Сонатина»

«Вешним вечером» В. Алексеев

 

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

1.     Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

             текущий контроль,

             промежуточная аттестация учащихся,

             итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

            систематичность,

            учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои це­ли, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изу­чаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспита­тельные цели и учитывает индивидуальные психологические особенно­сти учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На осно­вании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодо­вые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на опре­деленном этапе обучения. Промежуточная аттестация учащихся проводится в форме контрольного урока. Промежуточная аттестация проводиться каждое полугодие.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от промежуточной аттестации.

           По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 

 

 

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

 

                   VI.      СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

                   Учебная литература

 

                   Баян

1.     Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А.Талакин. М., Советский композитор, 1978   

2.     Альбом начинающего баяниста. Вып.19, 23, 25. Сост. С.Павин. М., Советский композитор, 1979

3.     Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф.Бушуев, А.Талакин. М., Советский композитор, 1970                                                                                                                 

4.     «Альбом для детей и юношества». Сост. А.Коробейников. СПб, «Композитор», 2009

5.     Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В.Алехин. М.,  1978

6.     Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф.Бушуев.  М., Советский композитор, 1975

7.     Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В.Алехин. М., 1969

8.     Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В.Алехин. М., 1978

9.     Баян.  Подготовительная группа. Сост. А.Денисов, В.Угринович.  Киев, «Музична Украина», 1980                                                                                                                     

10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. И.Алексеев, Н. Корецкий. Киев, «Музична Украина», 1981                                                  

11. Баян 4 класс ДМШ. Сост.  А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1980                                                                               12. Баян 5 класс ДМШ. Сост.  А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1982                                        

13. Звучала музыка с экрана. Вып. 1-5. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор 2001

14. За праздничным столом. Вып. 1, 2. О.Агафонов. М., Музыка, 2004                     15. И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция Н.Рукавишникова. М., «Музыка», 1989                                                                                            

16. Музыка советской эстрады. Вып.1, 2. Сост. М.Двилянский. М., Музыка, 1983, 1984                                                                              

17. Музыкальный зоопарк. Е.Лёвина, А.Лёвин.  Ростов-на-Дону, Феникс, 2011           

18. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2.  Сост. А.Доренский.  Ростов-на-Дону, Феникс, 1998

19. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П.Говорушко. Л., 1980   20. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006

21. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 1975

22. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.Грачев, А.Крылусов. М., Музыка, 1975                                                            

23. Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 7. Сост. Ю. Акимова, и А. Талакина. М. 1976                                                             

24. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростов-на-Дону,  «Феникс», 2000                                                                                  

25. Прогрессивная школа игры на баяне. Ю.Акимов, П.Гвоздев.  Часть 1, 2. М., 1971                                                                                            

26. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин. М., «Советский композитор», 1971                                             

27. Популярные обработки народных мелодий для баяна.  М., Музыка, 1989                                                                                                                28. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004                                       

29. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2005

30. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В.Алехин, С.Павин, Г.Шашкин. М., Музыка, 1976                                                                                       

31. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, В.Грачев. М., Музыка, 1971                                                                                   

32. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1979           

33. Хрестоматия баяниста. 5 класс.  Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1997

34. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы.  Сост. А. Крылусов М., Музыка, 1984, 1997                                                                                                    

35. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2002                             

36. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2004                             

37. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2006                           

38. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2007                           

39. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005                                                                                                         40. Школа игры на баяне. Ю.Акимов. М., Советский композитор, 1980

41. Школа игры на баяне. П.Говорушко. М., Музыка, 1971

42. Школа игры на готово-выборном баяне. А.Онегин.  М., Музыка,1976                 

43. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв.  СПб, Композитор, 2004

44. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2008

45. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л.Гаврилов, В.Грачев. М., 1971          

46. Этюды для баяна. Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2006

47. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 2004

 

 

                   Методическая  литература

1.  Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., Советский композитор, 1980

2.  Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., Советский композитор, 1989

3.  Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978

4.  Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.  Л., Советский композитор, 1979

5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978

6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973

7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004

8. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970

9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970

10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975

11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981

12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985

13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982

14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980

15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974

16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985

17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974

18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985

19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977

20. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004

21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980

22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989

23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002

24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989

25. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978

26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978

27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982

28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001

 29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004

30. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978

31. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., Советский композитор, 1979

32. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987

 

                   Учебная литература для  ансамблей

1. 50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов. Б.Марана. Новосибирск, 1997                                                                                      

2. Ансамбли  русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов. Вып 1. И.Обликин,    М., Музыка, 2003                                                                                                                  

3. Ансамбли аккордеонистов.  Выпуски 1-6. Составитель В.Розанов. М., Музыка, 1969-1976                                                                                                               

4. Ансамбли баянов. Выпуски 2, 3. Сост. В.Розанов. М., Музыка,1971-1972                  5. Ансамбли баянов.  Выпуски 4, 5. Сост. Л.Гаврилов. М., Музыка,1973-1974 

6. Ансамбли для баянов и аккордеонов. Р.Гречухина.   СПб, Композитор, 2003      

7. Баян в музыкальной школе. Ансамбль.  М., Советский композитор, 1982                                                                                                                8. Вместе весело играть. Пьесы и обработки для дуэта баянов (аккордеонов)

Ю.Смородникова. М., 2004 Репертуар для ансамблей русских народных инструментов выпуск 9 М. 1968     

9. Произведения для ансамблей баянистов. Л.Колесов. Вып.1. М., Музыка, 1994

10. Пьесы, обработки, ансамбли. В.Бухвостов. М., Музыка, 2003                                            

11. Пьесы для ансамблей аккордеонистов.   Сост. Р.Бажилин, М., «Издательство Владимира Катанского», 2000

12. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999                                                                                   

13. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999

14. Эстрадный калейдоскоп. 2-4 классы ДМШ. В.Шулешко. Вып.1. М., Музыка, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение
Реквизиты
<Апрель 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Rambler's Top100 TopList