Старшая группа |
1. Рассматривание картины «Улица города»
2. Беседа с решением проблемных ситуаций
3. «Школа пешеходных наук» (итоговое комплексное занятие) |
1. Рисование «Улица города», «Регулируемый перекресток»,«Дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице»
2. Аппликация «На нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус» |
1. Мосты для разного вида транспорта»
2. «Светофор» (из бумаги)
3. «Улица города»
(из строительного материала) |
Подготовительная группа |
1. Рассказ воспитателя «Служебный транспорт»
2. Беседа по картине «Машины на мосту»
3. Беседа «На чем люди ездили и ездят»
4. Беседа «Улица города»
5. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
6. Пересказ рассказа «Санки»
7. «Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие) |
1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «Нарисуй любой вид транспорта»
2. Аппликация «Транспорт) «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобу и троллейбус»
3. Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация) |
1. «Наша улица»
2. «Грузовые машины»
3. «Станции метро» |
Примерная тематика целевых прогулок
Старшая группа:
• улица;
• правила поведения на улице;
• наблюдение за транспортом;
• прогулка пешехода;
• переход;
• перекресток;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
• улицы и перекрестки;
• правила дорожного движения;
• наблюдение за работой светофора;
• наблюдение за движением машин и работой водителя;
• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
• значение дорожных знаков;
• знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
• пешеходный переход (подземный и наземный);
• островок безопасности.
Требования к передвижению с группой детей
· Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
· Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих дорогу, до тех пор, пока дети не пройдут.
· Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны держатся дети.
· Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.
Рекомендации родителям младших дошкольников
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.
В этом возрасте ваш малыш должен знать:
• на дорогу выходить нельзя;
• дорогу переходить можно только со взрослыми, держась за руку. Вырываться нельзя;
• переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
• пешеходы - люди, которые идут по улице;
• когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;
• машины бывают разные - это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);
• когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;
• чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора:
Красный цвет — движенья нет,
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Рекомендации родителям старших дошкольников
Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором, и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.
На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.
Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте).
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:
· ходить по тротуару следует с правой стороны;
· прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться;
· переходить дорогу полагается только шагом;
· необходимо подчиняться сигналу светофора;
· в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть;
· нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;
· входить в транспорт и выходить из него можно только, когда он стоит;
· играть можно только во дворе.
ПАМЯТКА
«Организация занятий по обучению дошкольников
безопасному поведению на улице»
Особенности обучения дошкольников безопасному поведению на улице
1. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице:
· умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
· умение различать величину транспорта;
· умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
· знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
· понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
· понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
2. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
· развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
· обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
· формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
3. Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей, однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д.
4. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.
5. В общую программу воспитания дошкольников обязательно должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность». Очень важно, чтобы дети сознательно относились к своим и чужим поступкам, понимали, что является правильным, а что неправильным, умели сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно и т. д.).
6. Примерная тематика занятий с дошкольниками:
· «Дорога в дошкольное учреждение»;
· «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению»;
· «Предвидение опасности на улицах»;
· «Виды транспортных средств»;
· «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке»;
· «Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги»;
· «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров»;
· «Виды и сигналы светофоров»;
· «Пешеходный переход» (подземный, надземный и наземный "зебра") ;
· «Дорожные знаки для пешеходов»;
· «Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей».
7. Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:
· ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, пешеходный переход, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));
· познакомить с основными видами транспортных средств;
· определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в дошкольное учреждение; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;
· разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;
· рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;
· научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;
· обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.
8. При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:
· воспитанники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;
· дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;
· дети из старшей группы запоминают не больше пяти-шести признаков предмета (цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета).
9. Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:
· моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
· самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
· интерактивный опрос;
· коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Обучение основам безопасного поведения
детей младшего дошкольного возраста
1. В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение, и значение зеленого сигнала, как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус,троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
2. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
Обучение основам безопасного поведения
детей среднего дошкольного возраста
1. На занятиях в группе педагог может дать детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
2. На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности именно на территории детского сада. Воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
3. На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
Обучение основам безопасного движения
детей старшего дошкольного возраста
1. В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить их с основными понятиями дорожного «словаря».
2. Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
3. И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупного и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке педагог наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход, переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.
4. На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
Обучение основам безопасного поведения
детей подготовительной группы
К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они - будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.
ПАМЯТКА
«Оформление информационного уголка
безопасности дорожного движения»
1. Оказание методической помощи руководителям дошкольных образовательных учреждений и педагогам по оформлению информационного уголка по пропаганде безопасности дорожного движения («уголка безопасности») является одной из форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Правовой основой, регламентирующей эту деятельность, являются:
· Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
· приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
· Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 100, в которой предусмотрена разработка различных методических материалов для дошкольных образовательных учреждений, в том числе по оформлению информационного уголка по пропаганде безопасности дорожного движения («уголка безопасности»).
3. В каждом дошкольном образовательном учреждении в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендуется оформлять информационный уголок.
4. «Уголок безопасности» представляет собой выставочные стенды (один или два-три), на которых расположены необходимые информационные, справочные, статистические, аналитические, пропагандистские, обучающие и наглядные материалы по пропаганде безопасности дорожного движения.
5. Стенды с надписью: «Информационный уголок по пропаганде безопасности дорожного движения» должны быть размещены на видном месте в вестибюле дошкольного учреждения, чтобы родители (или взрослые, сопровождающие дошкольников) могли ознакомиться с содержанием представленных на них материалов.
6. На стендах можно сделать специальные «карманы» из прозрачного материала, удобные для размещения и периодического обновления материалов. В «карманах» в качестве образцов могут находиться современные учебно-методические разработки, публикации периодической печати, наглядные иллюстрации (небольшого формата) по тематике дорожной безопасности.
7. Теоретически и практически значимые материалы для оформления стендов предоставляются в дошкольное учреждение инспектором по пропаганде местного подразделения Госавтоинспекции. Предварительно все материалы для дошкольников и их родителей (или взрослых, сопровождающих детей в дошкольное учреждение) изучаются сотрудниками подразделения Госавтоинспекции и воспитателями на предмет исключения ошибок по правилам дорожного движения и обязательного учета зрительного, смыслового и эмоционального восприятия информации дошкольниками и их родителями.
8. Материалы «уголка безопасности» должны быть актуальными, полезными, интересными и художественно оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, реально отображающие особенности дорожного движения на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.
9. При оформлении «уголка безопасности» не следует упрощать его содержание размещением на стенде всем известной и не интересной информации. Материалы, размещаемые в «уголке безопасности», должны периодически обновляться, привлекать внимание дошкольников и их родителей.
10. Представленный на стендах материал необходимо распределить по рубрикам, например: «Внимание, дети!», «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для вас, родители!» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов).
11. «Уголок безопасности» должен полностью отражать профилактическую работу, проводимую совместно подразделением Госавтоинспекции, органомуправления образованием и дошкольным учреждением. По оформлению и содержанию «уголка безопасности» можно в определенной степени наглядно изучить как положительный опыт данной работы, так и своевременно принять меры по устранению недостатков в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ
для оформления «уголка безопасности»
1. В рубрике «ДТП с участием дошкольников в городе, микрорайоне» могут быть размещены статистические, аналитические, информационно-справочные материалы. В «карманах» стенда размещаются справки, отражающие:
- статистику дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием дошкольников-пешеходов и пассажиров в городе, микрорайоне (с указанием конкретных улиц города, дат, дней недели, времени суток, возраста ребенка, кратким анализом конкретных причин и условий, в результате которых произошли ДТП);
- ежемесячные данные о детском дорожно-транспортном травматизме, количестве погибших и получивших травмы детей.
2. В рубрике «Информация для дошкольников» должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Все наглядные материалы должны быть познавательными и обучающими.
3. В рубрике «Для вас, родители!» могут быть представлены следующие материалы:
- схема основных маршрутов безопасного движения родителей (или взрослых, сопровождающих детей) по территории, прилегающей к дошкольному учреждению;
- письменная информация обо всех имеющихся опасностях по маршрутам движения и изменениях в состоянии дорожного движения на прилегающей территории;
- информация с советами для родителей;
- информация обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении по безопасности дорожного движения с указанием дат, сроков проведения, сообщениями о ходе подготовки к ним, участии родителей и подведении итогов;
- краткая информация с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возрастных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице;
- информация об автогородках, автоплощадках в городе, микрорайоне, в дошкольном учреждении, где дети могут получить знания по правилам дорожного движения и сформировать умения и навыки безопасного поведения улице;
- информация о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения.
ПАМЯТКА
«Формы работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма»
1. Формы работы с педагогами:
· информационно-практические обучающая образовательная деятельность;
· анкетирование;
· тестирование;
· консультации;
· выставки;
· мастер-классы;
· изготовление методических игр и пособий;
· обзор литературы;
· педагогические советы;
· семинары;
· конкурсы педагогического мастерства.
2. Формы работы с детьми:
· целевые прогулки;
· свободная продуктивная деятельность;
· музыкально-игровые досуги;
· праздники;
· театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);
· учебно-тренировочные комплексные занятия на территории велогородка;
· беседы;
· выставки;
· тематическая неделя по правилам дорожного движения;
· чтение художественной литературы;
· участие в акциях «Водитель, сохрани мне жизнь»;
· игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная);
· изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
· конкурсы, викторины, турниры.
3. Формы работы с родителями:
· родительский всеобуч (образовательная деятельность для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ);
· родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
· сотворчество родителей и воспитателей;
· межсемейные проекты;
· совместные досуги;
· анкетирование;
· консультации;
· беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
· совместное составление фото- и видеоматериалов;
· информационные «корзины».
ПАМЯТКА
«Термины дорожного движения»
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.
Дороги включают в себя следующие элементы:
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или необозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаком и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п. ).
Железнодорожный переезд - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Опасность для движения - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и стой же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей и грузов.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км\ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 4 00 кг.
Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
Разрешенная максимальная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальному массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, а также человек, обучающий вождению.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а так же лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходу приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Регулировщик - лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Организованная пешая колонна – группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
Организованная перевозка группы детей - специальная перевозка двух и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы движения.
Темное время суток - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
Недостаточная видимость - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.
Опасный груз - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанеси вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
ПАМЯТКА
«Примерная тематика целевых прогулок
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
Младшая группа:
· знакомство с дорогой;
· наблюдение за работой светофора;
· наблюдение за транспортом;
· пешеходный переход.
Средняя группа:
· знакомство с дорогой;
· наша улица;
· сравнение легкового и грузового автомобилей;
· наблюдение за светофором;
· правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.
Старшая группа:
· элементы дороги;
· правила поведения на дороге;
· наблюдение за транспортом;
· прогулка пешехода;
· переход;
· перекресток;
· сигналы светофора;
· наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
· правила поведения на остановке;
· прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
· улицы и перекрестки;
· правила дорожного движения;
· наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;
· наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
· значение дорожных знаков;
· правила поведения на остановке и в общественном транспорте
· пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);
· пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый.
ПАМЯТКА