
I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ЛОГИКА».
Выпускник начального общего образования научится:
- распознавать простейшие геометрические фигуры и пространственные тела;
- формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения поставленной задачи;
- прогнозировать ожидаемый результат;
- представлять результат индивидуальной и групповой деятельности в форме творческого проекта и рецензии.
-ределять виды отношений между понятиями;
-решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
-находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
-устанавливать ситуативную связь между понятиями;
-рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
-решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Выпускник начального общего образования получит возможность научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
II. Содержание программы
1 класс
• I. Свойства, признаки и составные части предметов (5 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
• II. Действия предметов (6 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
III. Элементы логики (4 часа)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
IV. Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
• V. Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
VI. Развитие творческого воображения (2 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
• VII. Практический материал (2 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Содержание программы
2 класс
• I. Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
• II. Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
III. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
IV. Комбинаторика (4 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
• V. Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
VI. Развитие творческого воображения (2 часа)
Создание собственных картин «Игра с закономерностями» .
• VII. Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Содержание программы
3 класс
• I. Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
• II. Сравнение (2 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
• III. Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
• IV. Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
• V. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
• VI. Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
• VII. Развитие творческого воображения (2 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
• VIII. Практический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Содержание программы
4 класс
• I. Сравнение (2 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
• II. Комбинаторика (2 часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
• III. Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
• IV. Развитие творческого воображения (11 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
• V. Практический материал (3 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
III. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
1. |
Вводный тест. |
1 |
2. |
Сравнение предметов по свойству. |
1 |
3. |
Сравнение предметов по свойству. |
1 |
4. |
Целое и часть. |
1 |
5. |
Знакомство с отрицанием (термин не вводится). |
1 |
6. |
Признаки предметов и значение признаков. |
1 |
7. |
Обобщение по признаку. |
1 |
8. |
Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
1 |
9. |
Описание последовательности действий. |
1 |
10. |
Последовательность действий и состояний в природе. |
1 |
11. |
Логические упражнения. |
1 |
12. |
Целое действие и его части. |
1 |
13. |
Комбинаторика. |
1 |
14. |
Хаотичный и систематический перебор вариантов. |
|
15. |
Одно действие, применяемое к разным предметам. |
1 |
16. |
Промежуточный тест. |
1 |
17. |
Функции предметов. |
1 |
18. |
Логическая операция «и». |
1 |
19. |
Выделение главных свойств предметов. |
1 |
20. |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
21. |
Упорядочивание серии предметов по разным признакам. |
1 |
22. |
Последовательность событий. |
1 |
23. |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
24. |
Комбинаторика. Расстановки и перестановки. |
1 |
25. |
Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). |
1 |
26. |
Развитие творческого воображения. |
1 |
27. |
Развитие творческого воображения. |
1 |
28. |
Наделение предметов новыми свойствами. |
1 |
29. |
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. |
1 |
30. |
Часть-целое (в действиях). |
1 |
31. |
Часть-целое (в действиях). |
1 |
32. |
Итоговый тест. |
1 |
33. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
Тематическое планирование
2 КЛАСС
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
1. |
Входной тест |
1 |
2. |
Выделение признаков. |
1 |
3. |
Различие. |
1 |
4. |
Сходство. |
1 |
5. |
Существенные признаки. |
1 |
6. |
Характерные признаки. |
1 |
7. |
Упорядочивание признаков. |
1 |
8. |
Правила сравнения. |
1 |
9. |
Значение сравнения. |
1 |
10. |
Тест «Сравнение». |
1 |
11. |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
12. |
Отрицание высказывания. |
1 |
13. |
Понятие о классах. |
1 |
14. |
Правила классификации. |
1 |
15. |
Вопросы. |
1 |
16. |
Алгоритм. |
1 |
17. |
Тест «Алгоритм». |
1 |
18. |
Закономерность в числах и фигурах. |
1 |
19. |
Закономерность в буквах и словах. |
1 |
20. |
Комбинаторика. Перестановки. |
1 |
21. |
Комбинаторика. Размещения. |
1 |
22. |
Комбинаторика. Сочетания. |
1 |
23. |
Причина и следствие. |
1 |
24. |
Причинно-следственные цепочки. |
1 |
25. |
Противоположные отношения между понятиями. |
1 |
26. |
Отношения: род-вид. |
1 |
27. |
Упорядочивание по родовидовым отношениям. |
1 |
28. |
Виды отношений. |
1 |
29. |
Тест «Отношения». |
1 |
30. |
Определения. |
1 |
31. |
Ошибки в построении определений. |
1 |
32. |
Суждения. |
1 |
33. |
Итоговый тест. |
1 |
34. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
Тематическое планирование
3 класс
№
п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
1. |
Входной тест. |
1 |
2. |
Закономерности в чередовании признаков. |
1 |
3. |
Классификация по какому-то признаку. |
1 |
4. |
Сравнение предметов по признакам. |
1 |
5. |
Тест «Сравнение». |
1 |
6. |
Состав предметов. |
1 |
7. |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». |
1 |
8. |
Найди отличия. |
1 |
9. |
Действия предметов. Игра «Кто так делает?» |
1 |
10. |
Комбинаторика. Перестановки, размещения. |
1 |
11. |
Функциональные признаки предметов. |
1 |
12. |
Симметрия. Симметричные фигуры. |
1 |
13. |
Логическая операция «и». |
1 |
14. |
Координатная сетка. |
1 |
15. |
Решение логических задач и задач-шуток. |
1 |
16. |
Результат действия предметов. |
1 |
17. |
Обратные действия. |
1 |
18. |
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
1 |
19. |
Тест «Отношения». |
1 |
20. |
Порядок действий, последовательность событий. |
1 |
21. |
Комбинаторика. Размещение, сочетание. |
1 |
22. |
Составление загадок, чайнвордов. |
1 |
23. |
Множество. Элементы множества. |
1 |
24. |
Классификация по одному свойству. |
1 |
25. |
Тест «Классификация». |
1 |
26. |
Способы задания множества. |
1 |
27. |
Сравнение множеств. |
1 |
28. |
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). |
1 |
29. |
Решение задач с использованием понятий о множествах. |
1 |
30. |
Выражения и высказывания. |
1 |
31. |
Высказывания со связками «и», «или». |
1 |
32. |
Отрицание. |
1 |
33. |
Итоговый тест. |
1 |
34. |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
1 |
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
1. |
Входной тест. |
1 |
2. |
Повторение основных мыслительных операций. |
1 |
