Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мижеркасинская основная общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской республики
Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
по музыке ( 1-4 классы)
на уровне начального общего образования
(предметная область « Искусство»)
Составитель:
Васюкова С.В., учитель первой квалификационной категории
Семенова Н.С., учитель первой квалификационной категории
с.Мижеркасы
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1.Личностные результаты:
Ученик научится:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Делать выбор в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, какой поступок совершить.
Ученик получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
·с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
1.2. Метапредметные результаты:
Ученик научится:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
работать по предложенному учителем плану.
Отличать верно выполненное задание от неверного.
сотрудничать учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ученик получит возможность научиться:
·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ученик получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
·с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1.3. Предметные результаты:
1 класс
Обучающийся научится:
· формировать представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
· формировать общее представление о музыкальной картине мира;
· узнавать основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
· формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развивать художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
· воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Обучающийся получит возможность научиться:
· реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на народных музыкальных инструментах);
· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
· Обучающийся научится:
определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
· узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
· проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
· воспринимать музыку различных жанров;
· откликаться эстетически на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
· воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
· узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
· исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
· владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
· определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
· демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Во 2 классе
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
· определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
· понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
· узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
· узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
· продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
· продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
· высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
· показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
· откликаться эмоционально на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
· продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
В 3 классе
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
· демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
· проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
· выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
· эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
· показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
· знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
· уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
· различать музыкальные инструменты, входящие в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
· определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
В 4 классе
Предметные результаты:
представлять роль музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
иметь основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
Слушание музыки
Выпускник:
изучит музыкальные произведения и называет имена их авторов.
определит характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
узнает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
различит народную и профессиональную (композиторскую) музыку; балет, оперу, мюзикл, произведения для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
определит жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
Хоровое пение
Выпускник:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Исполняет грамотно и выразительно песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования:
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
1 класс
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Музыка вокруг нас |
16 |
2. |
Музыка и ты |
17 |
|
Итого: |
33 |
2 класс
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Россия – Родина моя. |
3 |
2. |
День, полный событий |
6 |
3. |
О России петь – что стремиться в храм. |
7 |
4. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
3 |
5. |
В музыкальном театре |
7 |
6. |
В концертном зале |
3 |
7. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье |
5 |
|
Итого: |
34 |
3 класс
№ урока |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Россия – родина моя |
5 |
2 |
День, полный событий |
4 |
3 |
О России петь – что стремиться в храм |
4 |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло |
4 |
5 |
В музыкальном театре |
4 |
6 |
В концертном зале |
6 |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
7 |
|
Всего |
34 |
4 класс
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Россия –Родина моя |
5 |
2. |
О России петь – что стремиться в храм |
4 |
3. |
День, полный событий |
7 |
4. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло |
5 |
5. |
В концертном зале |
3 |
6. |
В музыкальном театре |
4 |
7. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
6 |
|
Итого: |
34 |