System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Родная (чувашская) литература (5-9 кл.) / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Уважаемые посетители! Добро пожаловать на наш сайт!

 

Сведения об Образовательной Организации
Основные сведения
Cтруктура и органы управления ОО
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма(перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
История школы
Воспитательная работа
Cпортзал
Психологическая служба
Информационная безопасность
Политика обработки персональных данных
Публичный доклад директора о деятельности школы
Сведения о среднемесячной зарплате руководителя и заместителей МБОУ "Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова"
Сеть "Интернет"
Совет обучающихся
Трудовое воспитание
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Родная (чувашская) литература (5-9 кл.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мижеркасинская основная   общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

                                                                                                                        

 

Приложение к ООП ООО

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по родной (чувашской) литературе (5-9 классы)

на уровне основного общего образования

(предметная область «Родная (чувашская) литература»)

 

 

 

 

 

 

                                                           Составитель:      

Храмова С.В., учитель высшей квалификационной категории.                              

 

 

 

 

 

с. Мижеркасы, 2018 г.

I.                       Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

При получении основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия) и предметные результаты.

 

Личностные результаты:

1.      Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. У обучающихся будет сформирована компетенция общероссийской и региональной пространственной самоидентификации (пространственно-географические образы России и Чувашии, этническая карта России и Чувашии, межрегиональное разделение труда, межрегиональные экономические связи, полиэтническое межкультурное взаимодействие народов Чувашии и России).

2.      Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3.      Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как  конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

 

Метапредметные результаты:

 

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

              систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

              выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

              заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.  Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·      анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·      выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·      ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.  Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

·      определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·      обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·      определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

·      выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·      выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·      составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·      определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·      описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·      планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.  Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

·      определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·      систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·      отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·      оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·      находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·      работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·      устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·      сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

·      определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·      анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·      свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·      оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·      обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·      фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·      наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·      соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·      принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·      самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·      ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·      демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

·      подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·      объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделять явление из общего ряда других явлений;

·      определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·      строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·      строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·      излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·      самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·      вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·      объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·      выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·      делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

·      обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·      определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·      создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·      строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·      создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·      преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·      переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·      строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·      строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·      анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

·      находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·      ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл          текста, структурировать текст;

·      устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·      резюмировать главную идею текста;

·      преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

·      критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

·      определять свое отношение к природной среде;

·      анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

·      проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·      прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·      распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·      выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

·      определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·      осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

·      формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·      соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

·      определять возможные роли в совместной деятельности;

·      играть определенную роль в совместной деятельности;

·      принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·      определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

·      строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·      корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

·      критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·      предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

·      выделять общую точку зрения в дискуссии;

·      договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

·      организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

·      устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

·      определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·      отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·      представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·      соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

·      высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·      принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·      создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

·      использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

·      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·      выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·      использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·      использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·      создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

 

 

 

Предметные результаты:

5 класс

• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);

• анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

• оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

• определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;

• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

6 класс

• анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

• оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

• интерпретировать художественный текст;

• соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

• выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

• выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 

7 класс

• соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

• выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

• выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,

доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

8 класс

• анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;

• оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;

• интерпретировать художественный текст;

• соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;

• выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;

• выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;

• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;

• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;

осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;

воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,

доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5 КЛАСС

Введение. Отличие художественной литературы от научных книг. Фольклор и письменная словесность. Основные роды слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы.

Фольклор (устное народное творчество).

Халăх юмахĕсем (Народные сказки).  Волшебные, бытовые сказки, о животных. Развитие волшебных сказок через героические деяния, приключенческие моменты. Добро и зло в сказках. Чудесные вещи (предметы) в сказках. Образное представление людей и животных.

Литературная теория. Жанровое многообразие устного народного творчества. Влияние фольклора на развитие литературы.

Литература юмахĕсем (Литературные сказки). Константин Иванов «Икĕ хĕр» (Две дочери).

Литературная теория. Литературная сказка. Сказка как повествовательный жанр. Произведение на основе использованных фольклорных записей, сюжетов с повествованиями. Показ человека с разных сторон, нравоучение в сказках.

 Ваттисен сăмахĕсемпе каларăшсем (Пословицы и поговорки).

Пословицы и поговорки как воплощение творческого потенциала чувашского народа, красивые и мудрые поучения. Их внутренняя красота, выражение трудового опыта.

 Тупмалли (сутмалли) юмахсем (Загадки).

Источник народной мудрости и фантазии. Прямой и переносный смысл загадок.

Литературная теория. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки и загадки, их поэтика.

Произведения о животных, о красоте природы, необходимости её оберегать. («Чĕр чунсем – пирĕн туссем»)

 Мархва Трубина. Рассказ „Чăхпа кушак» (Кошка и курица); Георгий Орлов.  Зарисовка „Çерçи“ (Воробушек); Ева Лисина «Мускав кушакĕсене чапа кăлартăм»; Николай Ишентей. Стихотворение „Чĕп хуралĕнче“ (На страже птенцов); Валери Туркай. Рассказ „Айăп” (Вина). Николай Мăскал. Стихотворение „Выльăх чĕлхи“ (Язык животных).

Образы детей и взрослых в произведениях чувашских писателей. Образы животных в литературном произведении. Идея взаимозависимости мира людей и природы. Нравственные позиции писателей и поэтов.

  

Литературная теория. Виды и жанры произведений.

  

Произведения о родном доме, дружной семье, о передаче нравственных норм от старших младшим.    Тăван кил – ылтăн сăпка»)

   Юрий Скворцов. Рассказ „Амаçури анне“ (Мачеха); Геннадий Волков. Рассказ „Ăслă ача“   (Умный ребёнок), Валентина Элпи «Анне»

Образы детей и взрослых в произведениях чувашских писателей.  Семья как основа нравственных устоев в произведениях чувашских поэтов и писателей.

   Литературная теория. Структура и внутренние законы произведений. Понятие о стихотворной и прозаической речи в литературе.

Произведения о славных сыновьях и дочерях чувашского народа. Народные герои как литературные образы.Вăйли çук та этемрен»)

   Порфирий Афанасьев. Отрывок из поэмы „Кăйкăр“ (Сокол); Тихăн Петĕркки.  Инсценировка по повести „Мальчик из чувашского села Кушка» «Çутталла» (К свету!);  КВУ. 1) К.Петров. Сенкер çăлтăр. 2). А.Николаева. Ывăлăм çинчен.3) А. Кăлкан. Алим

   Произведения чувашских писателей и поэтов, образы людей, которые обрели славу своими делами во благо народа. Народные герои как литературные образы.

Литературная теория. Вид жанра произведения определяется его структурой, событийным рядом и образами.  Прототип.

Произведения о целеустремлённых, чистых душой людях, о трудолюбии, чистоте и бережливости, о смысле жизни, чести, добросовестности, стойкости и выдержки. («Ырă çын пуласси ачаран паллă», «Ĕç çынна илем кÿрет»)

   Марина Карягина. Рассказ „Слива“ (Слива);  Иван Егоров.  Рассказ „Ывăл“ (Сын); Александр Галкин. Басни „Икĕ сăнлă пурнăç“ (Двуликая жизнь), П.Ялкир. Интермедисем (Паллашу. Ăçта тĕрĕслĕх.), „Çÿпĕ“ (Мусор);  Владимир Степанов. Рассказ „Экслюзивлă сăвăм“  (Экслюзивная дойка). Мария Ухсай. Рассказ „Ирхи сывлăм“ (Утренняя роса);  Хветĕр Уяр. Рассказ „Эсир Куçука курман-и?“ (Вы не видели Кузьму?); Елизавета Осипова.  Рассказ „Пахчари хÿшĕ“ (Шалаш в саду).

Образы детей и взрослых в разных жизненных ситуациях и в труде. Рядом с добром идёт зло. Рождение дружбы, богатство души, нравственная стойкость.

   Литературная теория. Жизненная правда и творческая фантазия писателя в художественной литературе.

 Произведения о родине и родных, связи поколений, нравственном долге перед близкими.  Асли ăслă, кĕçĕнни сапăр пултăр»)

 Лидия Сарине.  Рассказ „Цирк курма кайни“ (Как мы ходили в цирк);  Раиса Сарпи.  Рассказ „Эпĕ „тухатмăш карчăкпа паллашни“ (Как я познакомилась со старухой − ”колдуньей”); Архип Александров. Пьеса Тĕрĕс тунă“ (Правильно поступил); Александр Кăлкан.  Рассказ „Пан улми“ (Яблоко).

    Образы взрослых и детей. Нравственные ценности семьи. Почитание старших, послушание, помощь в трудных ситуациях, неприятие жизенных неурядиц, забота о чистоте души.

Литературная теория. Понятие о прозаическом произведении. Особенности прозаических произведений.

Произведения о нормах и правилах поведения в обществе, о неприглядных поступках, потере человеческого облика, о природе, о предупреждении социальной агрессии и противоправной деятельности.

   Валерий Туркай «Айǎп» (Вина); Георгий Ефимов «Хěвел тухнǎ вǎхǎтра» (Когда восходит солнце); Любовь Мартьянова.  Рассказ „Ятсăр троллейбус“ (Троллейбус без номера); Борис Чиндыков.  Рассказ „Аçу“ (Отец).

      Образы подростков и взрослых. Раскрытие в произведениях неприглядного поведения (курение, пьянство), которое приводит к нравственному падению человека. Советы как избавиться от вредных привычек, безволия.

   Литературная теория. Тема, идея и проблема художественного произведения.

Произведения о героизме народа в годы войны и мужестве тружеников тыла.  Героический труд детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

   Ольга Туркай. Новелла „Пахчари çĕмĕрт” (Черёмуха в саду); Сергей Павлов. Рассказ „Ача вăййи мар” (Это не игрушки); Александр Алка. Стихотворение „Ырă ят” (Доброе имя); Николай Мартынов. Рассказ „Юнлă çырла” (Кровавая ягода); Максим Ястран. Шǎплǎхра

Показ жестокости и горечи потерь в призведениях чувашских писателей и поэтов. Раны, принесённые жестокой войной, будут исцелены тогда, когда будет похоронен последний солдат. Признание человеческой жизни величайшей ценностью.

Литературная теория. Роль художественного вымысла в раскрытии характеров персонажей.

Писатели родственных народов (тюркская литература).

Тĕрĕк литературинчен.Абдулла Тукай. Ача амăшĕ сăпка сиктернĕ чух юрланă юрă.

Понятие общности и национального своеобразия. Общее и национально-особенное в литературе. Художественный перевод.

 

6 КЛАСС

Введение. Природа и человек – основные образы художественного произведения. Герой художественного произведения. Герой художественного произведения и его роль в сюжете. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции.

 

Фольклор (устное народное творчество).

Халăх юррисем (Народные песни).  Слова песен в обработке Степана Максимова „Алран кайми аки-сухи“ (Неразлученая с руками соха...), „Уй варринче“ (Посреди поля...).

  Отражение духовной жизни народа в народной песне. 

Литературная теория. Народные песни, их виды. Песня ‒ богатство народа, наиболее развитый и широко распространенный вид словесности.

Литературные (авторские) песни.  Основная мысль, тематика, композиция, образность.

Фёдор Павлов «Вĕлле хурчĕ» (Пчёлка) в его обработке. Илья Тукташ «Хĕл илемĕ» (Краса зимы), музыка А. Орлова-Шузьм.

Литературная теория. Песни литературного происхождения. Мастера песни, исполнители, поэты-песенники, композиторы. 

** Календарлă йăла-йĕрке сăмахлăхĕ (Календарно-обрядовые песни. Словесность календарных и бытовых преданий). Сурхури (Песни сурхури).  Çăварни юррисем (Масленечные песни).

Календарно-обрядовые праздники в определенное время года. В прошлом бытовые праздники имели магическое значение.    

Литературная теория. Произведения календарного обрядового фольклора. Богатство изобразительно-выразительных средств песен.

Произведения о здоровом образе жизни, о телесном, умственном и нравственном состоянии общества.

   Митта Ваçлейĕ. Стихотворение „И мĕн пуян...“ (Чем будешь богат); Юхма Мишши. Басня „Çĕр улми аврипе Мăян“ (Картофельная ботва и лебеда); Иван Лисаев. Рассказ „Чире парăнма çуралман“ (Болезни не поддаюсь); Людмила Сачкова. Рассказ „Оля-Улькка“ (Оля-Улькка). Александр Кăлкан. Басни Хăравçă мулкач“ (Зайчишка-трусишка); Денис Гордеев. Рассказ „Кукăр алăсем“ (Не чисты на руку); Петĕр Эйзин. Стихотворение „Кураканни курать“ (Смотрящий да увидит).

    Показ и высмеивание в произведениях для детей и взрослых лентяев, жестокосердечия, льстецов, любящих пожить за чужой счёт, жадных людей, хвастунов. Отражение человеческих взаимоотношений в баснях. Герои басен.

   Литературная теория. Пафос и аллегория в баснях. Юмор, сатира, сарказм. 

Произведения о межпоколенческом взаимодействии, семейно-родовых отношениях.

Антип Николаев. Рассказ „Юрик асламăшĕ“ (Бабушка Юры); Ева Лисина.  Рассказ „Çăкар чĕлли“ (Кусок хлеба); Лидия Сарине. Рассказ „Кукамай“ (Кугамай); Петĕр Эйзин. Стихотворение „Йăмрапа хурăн“  (Ветла и берёза); Елен Нарпи. Рассказ „Тивĕç“ (Долг); Людмила Сачкова. Рассказ «Ăмсану“ (Зависть);

Образы детей и взрослых. Своеобразный показ добра и зла. Через семейные отношения показываются реалистически или в символистической форме реальные жизненные персонажи.

Литературная теория. Жанровая особенность рассказа. Литературный герой и его роль в сюжете.

Произведения об эстетическом воспитании, об истоках красоты, её форм в живой природе, повседневной жизни.

   Геннадий Айхи. Стихотворение „Çын тата сцена“ (Артист и сцена); Стихван Шавли. Юмористическое стихотворение „Вĕçкĕн Ваççа“ (Хвастун Василий); Валентина Элпи. Рассказ „Илемлĕхе курма пÿрнĕ ача“ (Рождённый видеть красоту).

Воспитание зоркости, наблюдательности, привитие любви к своей малой родине, как источнику сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Показ правды жизни и   завораживающей красоты природы, обучать творческому отношению и красоте души.

   Литературная теория. Функции искусства. Художественное произведение как явление искусства.

Произведения о профессиях; образы людей, которые завоевали доброе имя и заслужили почёт.   

Алексей Воробьев. Стихотворения „Çăкăр“ (Хлеб), „Çурхи хирте“ (В весеннем поле);  Василий Давыдов-Анатри. Рассказ „Кĕтмен инкек“ (Неожиданная беда);  Валери Туркай. Стихотворение „Ниме“ (Помочи).

Образы дететей и взрослых в борьбе добра и зла. Показ сострадания и жестокости, справедливости и чести. Лирические герои, не боящиеся пересудов, окрылённые мечтой и находящие своё счастье.

Литературная теория. Основы стихосложения: ритм и рифма в стихотворной речи.

Произведения о труде и творчестве, о творческих людях, их способностях. Воспевание стремления к свету, просвещению.

Иван Ахрат. Рассказ „Юрлакан кĕленчесем» (Поющие стёкла); Юрий Сементер. Сказка в стихах „Вилĕме улталани“ (Обмануть смерть); Людмила Сачкова. Пьеса „Шăпăрлан“(Озорник); Алексей Трофимов. Отрывки из зарисовок „Çыруллă кĕпе“ (Рубашка с письменами). Геннадий Волков «Ылтǎн çĕр» халап; Иван Ивник «Тул çутǎлать» сǎвǎ; Ç. Элкерĕн «Ешĕл хунав» повесть сыпǎкĕ – «Пуян чǎваш вǎрманĕ»; А.Емельянов «Çырма Куçми» хайлав. 

Показ в произведениях, как герои развивают свой ум, любознательность, кругозор путём чтения, наблюдений и поисков. Могучая сила человека и его истинно человеческие качества, любовь к людям и науке.

   Литературная теория. Портрет литературного героя.

 

7 КЛАСС

Введение. Мастерство художественной словесности. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема. Показ жизни через образы, непосредственно и иносказательно. Художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.)

Фольклор (устное народное творчество).

Истори юррисем (Исторические песни):  «Мамук ханăн пуçне вăрăнтăр! (Пусть вонзится в голову хана Мамука), «Раçăн патша килнĕ тет» (Царь Разин пришёл), «Хура халăх куççулĕсем ай шывсем мар...» (Слёзы людские ай, не вода...).

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы.

Удел хресчен юррисем (Песни удельных крестьян): „Удел хресчен юрри” (Песнь удельных крестьян), «Удельнийăн кантурне» (Контора удельная).

Жизнеутверждающие идеи справедливости, силы, духовной красоты и мира.

Тематика песен в связи с важными событиями в истории народа: 1) жизнь поволжских народов; 2) гнёт татаро-монгол, казанских ханов; 3) образы С. Разина и Е. Пугачёва; 4) борьба за свободу.

Литературная теория. Художественные особенности исторических песен.

Вăйă-улах, хăна юррисем (Хороводные, гостевые и песни на посиделках): „Çĕмĕрт çеçки çурăлсан“ (Когда цветёт черёмуха), „Çерем пусса вир акрăм“ (Вспахал и просо посеял), „Сар хĕр сиксе вăй калать“ (Красна девица, приплясывая, запевает), „Пирĕн урам анаталла“ (Вдоль по улице), „Атте лаша панă пулсан“ (Если б отец лошадь дал).

Литературная теория. Отражение жизни народа в песнях. Разнообразие тематики.

Истори халапĕсем (Исторические предания).

Исторические предания как образный показ как бы реальных событий общественной жизни.

Народная несказочная проза.

Улăп халапĕсем (Предания об Улыпах). 

Предания об Улыпах ‒ устно-поэтический эпос чувашей.  Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству Героическая борьба богатырей племени со злыми чудовищами Нижнего мира.

Литературная теория.  Устная народная проза. Героический эпос.

Произведения о прошлом и будущем родного народа, культуре, традициях и нравственной красоте.

Çеçпĕл Мишши.  Стихотворения „Иртнĕ самана” (Век минувший), „Хурçă шанчăк“ (Стальная вера), „Пуласси“ (Грядущее); Çемен Элкер. Первый вариант эпической поэмы  «Хĕн-хур айĕнче» (Под гнётом); Легенда в стихах „Уксах Тимĕр Пÿлере илни“ (Взятие Биляра Хромым Тимуром); Мария Ухсай. Отрывок из повести „Кăра çилсем“ (Буйные ветры); Александр Артемьев. Отрывок из романа „Хунавлах хăрнисем“ (Увядшие юными).

Показ в произведениях потенциальной силы народа, его судьбы. Идеи, чистота помыслов борцов за новое время и новую жизнь. Своеобразие единой судьбы героев художественных произведений и отдельного человека.

Литературная теория. Роды и виды, способы образного воспроизведения действий.

Произведения об отрицательных чертах в мыслях, чувствах и поведении человека, различных формах асоциального поведения.

Мархва Трубина. Рассказ „Хăнаран” (Из гостей). Игнатий Иванов «Çынна мулшăн туман, мула çыншăн тунă» калав; Геннадий Юмарт. Стихотворение „Выçă куç” (Жадюга).

Порицание неприглядных поступков, некрасивых чувств, призыв к достойному поведению. Понимание настоящих жизненных ценностей. Согласие, просвещение, красота, любовь к жизни помогают побороть зло.

Литературная теория. Лирическое стихотворение (предметно-тематические группы).

Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.

Петĕр Хусанкай.  Стихотворение „Сăмах хăвачĕ“ (Сила слова), отрывок из поэмы «Тăван çĕршыв» (Родина); Александра Лазарева. Рассказ „Урок пуçланчĕ” (Начало урока); Ухсай Яккăвĕ. Стихотворение „Чăваш чĕлхи” (Чувашский язык); Петĕр Хусанкай. Стихотворение „Эпир пулнă, пур, пулатпăр!” (Были мы, и есть, и будем!);Митта Ваçлейĕ «Атăл юрри»; Петĕр Хусанкай «Йыхрав», «Çуралнă çĕр-шывра» сăвăсем.

Красота и выразительность родного языка, его великая нравственная и духовная сила. Слово, общение, речь формируют жизненные цели и дают развитие. Богатство мыслей, широта души в культуре речи.

Литературная теория.  Особенности лирических произведений.  Лирический герой. Переносное значение слова.

Произведения о социальных явлениях, интернациональном характере общественной жизни и культуры, взаимопомощи, значение доверительного и уважительного отношения друг к другу.

  Вениамин Тимаков. Отрывок из повести „Аттемĕрсен сăваплă çĕрĕ“ (Священная земля отцов).

Чувство гражданства, героизма, патриотизма разных народов. Порицание трусости и поступков, причиняющих вред обществу и человеку. Писатели о чувствах гордости, творения, подвижничества и интернационализма.

Литературная теория. Положительные и отрицательные герои. Внешняя и внутренняя красота.

Произведения о согласии ума и сердца. О красоте души и внутреннего мира героя.  Вечная борьба добра и зла.

Юрий Скворцов. Рассказ «Пушмак йĕрĕ» (След башмака); Ю,Скворцов  «Ултăк» калав; Юрий Сементер «Сунăм» сăвă; Ю.Скворцов «Славик» калав.

Проблемы человечности и гуманизма. Разум человека не даётся взаймы, а дается для созидания. Раскрытие души и внутреннего мира подростка.

Литературная теория. Сравнительная характеристика образов. Психологизм, лирические отступления средства усиления характера образов.

Произведения о нравственных законах, определяющих нормы общественной жизни.

Григорий Луч. Рассказ „Чун туйăмĕ” (Душевное чувство); Мĕтри Кипек. Отрывок из повести „Кайăк тусĕ” (Друзья природы).

Вопросы правовой грамотности, неприятие героев, идущих против общечеловеческих норм. Побуждение быть достойным гражданином общества, выполнять гражданский долг, не терять чести.

Литературная теория. Характер конфликта в произведении.

 

8 КЛАСС

Введение. Связь искусства с жизнью. Зарождение и развитие родной (чувашской) литературы. Правда жизни и образы, созданные авторами. Значение художественных произведений в жизни народа, понимание места литературы. Историзм творчества классиков чувашской литературы. 

** Иван Яковлев. Завещание «Чăваш халăхне» (Духовное завещание чувашскому народу). Жанровые признаки завещания, его структура, художественные средства.

Литературная теория. Особенности жанра благопожелания как жанра устного народного творчества, связь с духовной культурой народа.

Фольклор (устное народное творчество).

Родовые памятники письменности. Свадебная словесность. Молитвы и благопожелания. Народная мудрость.

Ăрăмлă сăмахлăх (Магическая (обрядовая) словесность). Образцы магической словесности. Известные чувашские писатели (Е. Рожанский, Н.Бичурин, С. Михайлов, И.Яковлев, К.Иванов, И. Юркин, И. Тыхты, Н. Шелеби. М. Сеспель, П. Хузангай, А. Алга, Я. Ухсай), их участие в сборе древней словесности, их роль в её сохранении.

Туй сăмахлăхĕ (Свадебный фольклор). Вариативность. „Чувашская свадьба ‒ народный праздник».  Синкретизм: музыка, танец и поэзия.

Литературная теория. Образцы магической словесности. Средства поэтического языка. Звуковая и ритмичная организация текста. 

Древние письменные памятники (период до нашей эры – XVII век).

Культура древних   тюрков (Письменные памятники предков). Тексты рунических памятников тюркских каганатов V-VIII вв.

Руна çырăвĕ (Руническая письменность). Чулсемпе пир-авăр çинче упранса юлнă сăмахлăх. Тайна рунической письменности (письменность, сохранившаяся на камне и в орнаменте на холсте). Родовое руническое письмо. Значение древней письменности.

Кашкăр Махмучĕ. "Эр Тунка Улăп вилсен хурланни" (Скорбь о смерти Улыпа Эр Тунга), перевод Виталия Никитина.

Литературная теория. Возникновение жанра элегии.

Культура Волжской Булгарии. Древнетюркские литературные памятники. Тексты на арабском и тюркском языках. Необходимость писать на арабском языке после принятия ислама в Волжской Булгарии. Разгром Волжской Булгарии огнём и мечом, угасание древней письменности. Поучительный характер произведений.

Кавказ тата Атăл çи Пăлхар патшалăхĕн элчисен çырăвĕсем (Письменные памятники Кавказского и Волжско-булгарского периодов). Записки путешественников: жизнь народов Волжского региона – обычаи, еда, праздники и взаимоотношения.

Литертурная теория. Понятие о письменных памятниках.

Культура средних веков. Культурно-литературные ситуации средних веков. Известные имена и события. Издание чувашско-русских словников, начало переводческой деятельности. Старочувашская письменность на основе русской графики. Первое пособие по изучению чувашского языка. Грамматика Е. Рожанского. Нравоучения на чувашском языке.  Искей Пайтулĕ. «Хупăрларĕç виçĕ хут» (Трижды окружали), «Эй, çилсем, кăра çилсем...» (Эй, ветры, буйные ветры...). Жизнь Пайдула – свободолюбивого борца. Судьба народных песен. Отражение восстания Степана Разина в чувашской народной словесности.  Тойтерякпа Нехей юррисем. «Тăхăр Атăл çине тухса куртăм...» (Песни Тодеряка и Нехея. «Вышел к девяти Адылам» ...).

Памятники периода старой письменности. Их качество и значение. Отражение жизни в песнях, стихах.

Ермей Рожанский. Ода «Иккĕмĕш Кĕтерне патшана халалланă мухтав сăвви» (Хвалебный стих императрице Екатерине второй), «Пĕрремĕш Павăл Чул хулана пынă ятпа калама çырнă сăмах» (Слово, произнесённое по случаю приезда Павла Первого в Нижний Новгород). Значение од.

Георгий Тал-Мăрса. Фрагмент стихотворной трагедии «Силпи − Пăлхар пики» (Сильби ‒ булгарская девица). Зачинатель жанра стихотворной трагедии. Время, изображённое в «Сильби ‒ булгарская девица». Тема трагедии и основная идея. Образы, их историческая достоверность. Особенности стихосложения.

Литературная теория. Жанровые особенности стихотворений.

Чувашская письменность и культура XVIII − XIX веков.

Движение просветительства. Открытие Симбирской чувашской школы. Литературный процесс. Развитие родной (чувашской) литературы после введения новой письменности. Открытие духовных семинарий. Разносторонний показ жизни народа в словесности. 

Василий Лебедев. Стихотворение "Чăваш эпир пултăмăр…" (Были мы чувашами...). Проявление реализма в стихотворении. Сюжетная песня, в которой угадывается судьба простого человека. Ироничность и философское содержание.

Михаил Федоров. Поэма «Арçури» (Арзюри). Жизнь и творчество писателя. Судьба сказочной лиро-эпической поэмы. Особенности поэмы, жанра, структура и художественные средства. Глубокий психологизм, образные сравнения, внутренний монолог, картины природы.

Литературная теория. Классицизм и его связь с идеями Просвещения.

Литература начала XX века.

Время перемен в России. Усиление революционных настроений, рост национального самосознания. Первостепенное значение вопросов национальной культуры. Появление просветительского реализма, романтизма, натурализма, критического реализма в прозе и поэзии.

Писатели, рожденные революцией (1901 − 1922). Известные писатели начала XX века, их значимые произведения. Новизна, принесённая двумя революциями. Романтизм в чувашской литературе. Романтический герой.

Михаил Акимов. Памфлеты «Шÿт туни» (Шутка), «Тĕлĕнмелле» (Удивительно); драма «Ялти пурнăç» (Сельская жизнь). Биография и творчество Михаила Акимова. Художественные средства жанра памфлет, обращение к социальным вопросам. Средства, усиливающие актуальность замысла.

 Константин Иванов. Поэма «Нарспи». Константин Иванов ‒ классик чувашской литературы. Жизнь и творчество. Особенности поэмы «Нарспи», значение в жизни народа. Художественный мир поэмы. Образы.

Çеçпĕл Мишши. Стихотворения «Хурçă шанчăк» (Стальная вера), «Чăваш чĕлхи» (Чувашский язык), «Иртнĕ самана» (Минувшее), «Пуласси» (Грядущее). Крымские стихотворения «Катаран каç килсен» (Гаснет день…), «Инçе çинче уйра уяр…» (Далеко в поле жёлтый зной…), «Çĕн кун аки» (Пашня Нового Дня), «Тинĕсе» (Морю). Михаил Сеспель ‒ классик чувашской литературы. Жизнь и творчество. Лирический герой. Образ человека-борца. Художественные средства.

Литературная теория. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой.

Литература 20 – 30-ых годов XX века. Углубление процесса исследования и отображения сложных человеческих характеров. Время колхозного строительства. Трагизм судеб несправедливо репрессированных. Наиболее значимые темы художественных произведений: прошлое народа и его борьба, гражданская война, построение нового мира и нового человека. Широкое использование приёмов готеска.

Иван Мучи. Рассказы «Хурах!... Хут вĕрентеççе!» (Караул! Грамоте учат!), «Асаплă сăмахсем» (Муки слова). Сарказм и юмор писателя.

Литературная теория. Главные образы или картины, созданные в баснях. Пафос.

Литература 40 – 50-ых годов XX века. Нравственные искания героев чувашской литературы. Идеальный образ.  Изображение трагических событий в отечественной истории, судеб чувашских людей в век грандиозных потрясений и войн.

 Илпек Микулайĕ. Рассказ «Госпитальте» (В госпитале). Вопросы долга и героизма в произведениях народного писателя Чувашии.

Валентин Урташ. Поэма «Пурăнас килет» (Хочется жить). Песни, написанные на стихи «Укăлча умĕнче шурă хурăн» (Белая берёза перед околицей), «Ма хитре-ши Шупашкар урамĕ» (Как красивы улицы Чебоксар!). Валентин Урдаш – мастер песни, своеобразный писатель. Наиболее характерные особенности жизни и творчества. Человечность, стойкость и светлая вера стихотворений и поэм Валентина Урдаша. Достоинства поэмы. Образы. Дыхание времени.

Литературная теория. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступление, рассуждение).

Литература 60 – 70-ых годов XX века. Связь искусства с жизнью. Работа в литературе писателей разных поколений. Расширение горизонтов творчества. Отказ от схематизма, более вдумчивый и точный показ глубины жизни. Развитие всех жанров и течений словесности. Углубленный психологизм прозы Нелли Петровской. Общенародный характер поэзии Юрия Семендера.

. Николай Айзман (В редакции С. Абаш). Отрывки драмы «Ăçта-ши ман атте?» (Где же мой отец?). Наиболее известные пьесы мастера чувашской драматургии. Тема и основная идея драмы. Чувство ответственности каждого человека. Победа справедливости. Долгая сценическая жизнь пьес Николая Айзмана.

Литературная теория. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архетоника эпических произведений.

Литература 80 − 90-ых годов XX века. Углубление философии гуманизма в поэзии. Выход на первый план вечных вопросов: природа, время, любовь, жизнь и смерть. Богатство тематики и идейного содержания. Новые характеры, новые ситуации, новое мировоззрение, поиск художественных средств их отображения.

Георгий Краснов. Отрывки из повестей «Тинĕсре тупнă çĕрĕ» (Перстень, найденный в море), «Кивĕ шыв армань» (Старая мельница). Георгий Краснов – мастер научно-фантастического и приключенческого жанров в чувашской литературе. Основные черты произведений, герои, острота сюжета.

Литературная теория. Художественные средства. Особенности лексики. Некоторые композиционные приёмы.

Литература начала XXI века.

Политико-хозяйственная ситуация начала XXI века и положение отдельных социальных слоёв общества. Известные люди этого периода, их труд.

Влияние западных образцов. Признание модернизма, авангардизма, постмодернизма.

Людмила Сачкова. Отрывки из повести «Чĕкеçĕм, чĕкеç» (Ласточка моя, ласточка), из пьесы «Сухал мучи» (Бородатый старик) (1-ая часть), из драмы «Эсĕ кайрăн та...» (Ты ушла...). Вопрос о счастье и судьбе в литературе, философии и повседневной жизни. Время и человек. Мечта и счастье. Связь мировоззрения писателя с его творчеством.

Литературная теория. Тематика, проблематика, жанровое своеобразие произведений.

9 класс

1 часть. Фольклор (устное народное творчество).

Родовые памятники письменности. Образцы магической словесности. Свадебная словесность. Молитвы и благопожелания.

Балладăсем – сюжетлă юрăсем (Баллады − сюжетные песни). Мифологическое мышление. Красота души, чистота и истинность, борьба.

Литературная теория. Баллада. Фольклоризм литературы.

2 часть. Древние письменные памятники (период до нашей эры – XVII век).

Культура древних   тюрков (Письменные памятники предков). Древнетюркская орхоно-енисейская письменность. Надписи в честь Кюл-Тегина.

Кÿл Текĕне мухтакан Пысăк çыру „Шăпа кĕнеки“ (Большое сочинение, прославляющее Кюль Тегина  – „Книга судеб”). Место в чувашской истории древнетюркских литературных памятников.

Мĕтри Юманĕ.  Свободный стих.  «Паттăр пулнă авалсем» (В древние времена были герои). Мастерство и значение стихотворения. Художественные средства.

Литературная теория. Древнеруническая и древнетюркская письменность.

Культура Волжской Булгарии. Переводческая деятельность, историческая и художественная ценность древнерунических надписей. Труды исследователей.

Ахмед ибн Фадлан. Отрывки сочинения «Пăлхар патшалăхне çитсе курни» (Сочинение о путешествии в Булгарию), перевод Виталия Никитина. Месторасположение Волжской Булгарии, история, обычаи. Культура Волжской Булгарии.

Палас Ахун Юсупĕ (Юсуфа Баласагунский). Отрывки поэмы «Хăтлă пĕлÿ» (Благодатное знание), перевод Анатолия Смолина.

Литературная теория. Древнетюркские эпические произведения − источник сюжетного народного эпоса.

Культура средних веков. Время использования арабского и тюркских языков в образованных слоях общества. Разгром Волжской Булгарии огнём и мечом, угасание древней письменности.

Переводы. Чувашско-русские словари. Значение этнографических очерков о чувашах. Значение первой чувашской грамматики «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка» в преподавании чувашского языка в духовных семинариях. Развитие жанра очерка.

Охатер Томеев. Послание «Вăйпа тĕне ан кĕртчĕр» (Насильно не крестите), перевод Виталия Никитина. Жизнь и творчество Охадера Томеева. Значение его воззваний и стихотворений. Отношение к религии, отстаивание родной (старой) веры, способы письма, художественные средства.

 Чăваш Хвети (Чуваш Хведи).  «Ятăм йолтăр ял çине…» (Имя мое осталось на селе...), Урхас Якур (Урхас Ягур) – первые исполнители, вышедшие из народа. История записи их произведений. Основная мысль их песен, образность, народность, лирический герой.

 Калай Малля. Стихотворение «Атте-анне сăмахĕсем» (Слова отца и матери). Поучение.

            Литературная теория. Развитие жанра очерка.

3 часть. Чувашская письменность и культура XVIII − XIX веков.

Никита Бичурин. Очерк «Байкал» (Байкал). Жизнь и творчество Никиты Бичурина, его тернистый жизненный путь. Наблюдательность, умение образно описывать, находить детали – черты, сближающие с народным характером.

Первая чувашская ода. «Паян эпир айла тайнатпăр» (Сей день мы низко кланяемся…). Отзвук чувашских народных благословений.

Спиридон Михайлов-Янтуш. Юморески «Хĕрринче выртасшăн мар» (Не лежать мне с краю), «Сунарçăн пуç пулнă-и?» (Была ли голова у охотника). Значимость юмора. Стихотворение «Юнка» (Юнга), рассказ «Чее кушак» (Хитрая кошка).

 Очерк «Чăваш кĕвви-çемми çинчен» (Чувашские мелодии). Жизнь и творчество писателя.  Сочинения по истории и этнографии. Использование народной словесности. Первый драматургический опыт. Диалог «Тури чăвашпа анатри чăваш хушшинчи калаçу» (Разговор тури (верхового) чуваша с чувашом анатри (низовым)).

 Николай Ашмарин. Рассказ «Качи çави» (Могила Качи). Сюжет главные герои.

Литературная теория. Понятие о классицизме и сентиментализме.

4 часть. Литература начала XX века (1901 − 1922).

Характеристика эпохи. Отсутствие в произведениях социально активного героя. Развитие чувашской системы образования и науки под влиянием русской культуры. Издание газет и журналов. Воспитание нового поколения литераторов. Рождение чувашского театра. Его значение в становлении национальной драматургии. Писатели двух эпох.

 Николай Шелепи. Стихотворения «Çĕлен» (Змей), песня «Раççей» (Россия). 

Литературная теория. Особенности построения драматического произведения.

5 часть. Литература первой половины XX века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений родной (чувашской) литературы. Романтизм в поэзии. Романтический герой. Становление реализма в чувашской литературе. Лиризм в повествовании.

Литература 20 – 30-ых годов XX века. Нравственные искания героев чувашской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Изображение трагических событий в отечественной истории, судеб чувашских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн.

Мĕтри Юман. Рассказ «Пÿлĕх йăмри» (Ветла Пюлеха), стихотворение в прозе «Шевле вылять» (Играет зарница), свободный стих «Паттăр пулнă авалсем» (Были времена богатырские). Судьба произведений.

Нестер Янкас. Темы стихотворений «Ялта» (В деревне), «Юрă пуçламăшĕ» (Зачин песни). Образность стихотворений, посвящённых молодёжи.

Исаев Мĕтри. Рассказ «Рабфак хĕрĕ» (Рабфаковка). Мĕтри Исаев (Авраль) – талантливый мастер чувашской прозы. Актуальные проблемы, поднятые в рассказе «Рабфаковка».

Илле Тăхти. Поэма «Элихун» (Элихун). Стихотворение «Чăваш поэчĕсене мухтаса юрлани» (Хвалебная песень чувашским поэтам). Этнографический рассказ "Шерхулла» (Шерхулла). Своеобразие мастерства. Образные средства.

 Ефрем Еллиев. Вариант произведения «Чĕн тилхепе» (Ременные вожжи). Ефрем Еллиев ‒ известный педагог, мастер прозы и драматургии. Основные черты его творчества. Философичность рассказов, судьба «маленького человека», эзопов стиль.

Литературная теория. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

 Литература 40 − 50 -ых годов XX века. Две линии развития поэзии: лирика и эпос. Надежда и гордость, любовь и ненависть, трагедийность и оптимизм, героизм и интернационалистическое чувство, братство – основные темы стихотворений и поэм.

Значение показа правды о войне, документальных картин в прозе. Основные черты драматургии. Показ социальных противоречий.

Митта Ваçлейĕ. Стихотворения «Çĕр-шывăм, çĕр-шывăм…» (Родина, родина, что нужно тебе?), «Тав сана» (Благодарю тебя), «Анатри юрă» (Песня низовых чувашей), «Тăван чĕлхем! Таса хĕлхем…» (Родной язык!), «Ан тив, хисеп те чыс та ан курам…» (Пусть я не увижу почёта и славы…). Васьлей Митта – классик чувашской поэзии. Трудные годы жизни. Афоричность его лирики, идеи. Связь с жизнью.

Александр Алка. Стихотворения «Июнĕн 22-мĕшĕ» (22-ое июня), «Брандербург хапхи умĕнче» (У Брандербургских ворот),

Петĕр Хусанкай. Отрывок из романа в стихах «Аптраман тавраш» (Род Аптрамана), стихотворения из цикла * «Çĕнтерÿ юррисем» (Песни победы). Основные периоды жизни и творчества народного поэта Чувашии. Произведения, прославляющие славных людей Чувашии. Лирические стихотворения о красоте чувашского языка, его звучности, отрицательного отношения к людям, нелюбящим родной язык.

Александр Артемьев. Отрывок повести «Симĕс ылтăн» (Зелёное золото). Произведения народного писателя Чувашии на военную тематику. Основные черты творчества писателя. Произведение о солдатской стойкости, мужестве и достоинстве. Глубина идеи повести. Основные образы.

Литературная теория. Жанровые особенности лирических и лиро-эпических произведений.

6 часть. Литература второй половины XX века.

Многообразие направлений, жанров. Связь искусства с жизнью. Работа в литературе писателей разных поколений. Расширение горизонтов творчества.

Литература 60 − 70-ых годов XX века. Развитие реализма в чувашской литературе.  Психологизм в чувашской прозе. Социальная и нравственная проблематика чувашской драматургии. Развитие всех жанров и течений словесности.

Александра Лазарева. Рассказ «Пирвайхи юрату (Хĕр чĕри)» (Первая любовь (Девичье сердце)). Отражение событий жизни в творчестве Александры Лазаревой. Образы. Вопросы гуманизма.

Василий Алентей. Отрывки из повестей «Хырсем ĕмĕрех ем-ешĕл» (Вечнозелёные сосны), «Хĕрлĕ кĕпе» (Красная рубашка). Жизнь и творчество народного писателя Чувашии. Проблемы, идеи, затронутые в произведениях. Откровенный разговор о насущных проблемах.

Юрий Скворцов. Повесть «Хĕрлĕ мăкăнь» (Красный мак). Искусство слова, раскрывающее внутренний мир человека, его душу. Юрий Скворцов – талантливый прозаик. Особенности творчества. Вопросы, поднятые в повести «Красный мак».

Литературная теория. Жанровое своеобразие. Пейзаж, портрет, диалог и монолог персонажей, интерьер, обстановка действия.

Литература 80 – 90-ых годов XX века. Богатство тематики и жанровое многообразие. Отказ от схематизма, более вдумчивый и точный показ глубины жизни. Основные темы и образы чувашской поэзии XX века (человек и природа, Родина, любовь, война, назначение поэзии) и т.д. Модернизм в поэзии.

** Ухсай Яккăвĕ. Отрывок поэмы «Атте-анне» (Отец-мать). Многостороннее творчество народного поэта Чувашии. Мастер эпической поэзии. Стихотворения и поэмы о неразрывной связи человека и природы.

** Владимир Степанов. Фантастический рассказ − „Юрату хăвачĕ“ (Сила любви). Прозаик, который обогатил родную литературу жанром фэнтези, с включением этномистики, научной фантастики.

Литературная теория. Детективные, мистические и фантастические произведения.

 

 

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе, 5 класс

            Раздел

Кол-во часов

1.

Кÿртĕм. Илемлĕ сăнарлăх тĕнчи

1

2.

Халăх сăмахлăхĕ

 Сăвă-юрă янăрать юрлама пĕлсен кăна! 

10

3.

Чĕр чунсем – пирĕн туссем

7

4.

Тăван кил – ылтăн сăпка

5

5.

Вăйли çук та этемрен

5

6.

Ырă çын пуласси ачаран паллă

8

7.

Ĕç çынна илем кÿрет

7

8.

Асли ăслă, кĕçĕнни сапăр пултăр

6

9.

Çут çанталăк тупра - эсĕ ăна упра

5

10.

Киревсĕр йăла-йĕркерен хăтăлар

5

11.

Тискер вăрçă ан пултăр нихăçан

8

12.

Тĕрĕк литератури

3

           Всего:

70

 

Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе, 6 класс

            Раздел

Кол-во часов

1.                       

Литература – пурнǎç тĕкĕрĕ

1

2.                       

Халǎх сǎмахлǎхĕ. Юрǎ – халǎх чунĕ

5

3.                       

Усал – утпа, ырри çуран çÿрет

8

4.                       

Çынна сума сǎвакан – хǎй те сумлǎ пулакан

5

5.                       

Чыс, тивĕç, сипет этеме кÿрет тивлет

6

6.                       

Ÿркев ÿкерет – ĕçченлĕх çĕклет

6

7.                       

Пул ǎслǎ, тавçǎруллǎ

10

8.                       

Юлташсǎр çын – тымарсǎр йывǎç

8

9.                       

Ырри усала çĕнтеретех

8

10.                   

Çǎкǎртан  асли çук

13

           Всего:

70

 

Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе, 7 класс

            Раздел

Кол-во часов

1

Кÿртĕм. Литература – сăмах ÿнерĕ

1

2

1.Халăх сăмахлăхĕ. Истори юррисем.

2

3

Вăйă-улах, хăна юррисем.

5

4

2.Çыруллă сăмахлăх. Пусмăрпа тĕттĕмлĕхе хирĕç.

10

5

Укçапала эрехех çынна ăсран кăларать

5

6

Тăван чĕлхе – чăваш чĕлхи

7

7

Тăван çĕршыв сывă пулсан тăван йăву та пулĕ сан

8

8

Кайăк хитрее тĕкĕпе, этем ырă ăсăпе

4

9

Пĕчĕк çыннăн пысăк чунĕ

9

10

Çут çанталăк – этемлĕх сăпки

7

11

Сарлака манн тăван çĕршывăм

12

           Всего:

70

 

 

Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе, 8 класс

            Раздел

Кол-во часов

1.         

Кÿртĕм. Сăнарлă сăмах ăсталăхĕ. Иван Яковлев.

2

2.         

Авлхи еткертен. Вутран юлнă пуянлăх.

9

3.         

XVI-XIX ĕмĕрсенчи сăмахлăхран. Ирĕклĕх пурнăçпа танах.

9

4.         

XX ĕмĕрти чăваш литератури. Ирĕке, танлăха, çутта.

11

5.         

Усал-тĕселе – кулăш саламачĕ

11

6.         

Çĕршывăмар, Тăван çĕршывăмăр

6

7.         

Тĕлĕнтермĕш тĕнче тытăмĕ

6

8.         

Тăванлăх, туслăх, тивĕç.

7

9.         

XXI ĕмĕр хумĕ.

9

           Всего:

70

 

Тематическое планирование по родной (чувашской) литературе, 9 класс

            Раздел

Кол-во часов

1

Чăваш культурипе литературин аталану тапхăрĕсем.

1

2

Кĕлĕсемпе сăвапсем. Сăмахлăхри илемлĕх мелĕсем, пуплев фигурисем.

2

3

Ăрăмлă чĕлхе асамлăхĕ. Ăрăмлă чĕлхен жанрĕсемпе паллисем. Калмаксем, вĕсен тĕсĕсем.

2

4

Кÿртĕм тишкерÿ.Несĕлсен çыруллă палăкĕсем.

5

5

18-мĕш ĕмĕрти литература паллисем

3

6

19-мĕш ĕмĕрти литература аталанăвĕ

7

7

20-30мĕш ĕмĕрти чăваш литератури.

45

8

8-9-мĕш классенче вĕреннине аса илни

1

           Всего:

66

 

Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Актуально
Дистанционное обучение
2020 год - Год памяти и славы
"Детский школьный парламент"
2021 - ГОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТРУДОВОМУ ПОДВИГУ СТРОИТЕЛЕЙ СУРСКОГО И КАЗАНСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ
Школьная газета
И.Н.Никифоров - Герой Социалистического Труда, Заслуженный учитель РФ
Зимние каникулы
Мероприятия
Система методической работы
Выпускникам
ГИА - 2020 (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, итоговое сочинение, итоговое собеседование)
Профориентация выпускников
ОГЭ -2020
ЕГЭ - 2020
Учитель-ученик-родитель
Инклюзивное образование
Школьная форма
«Путь к здоровью через правильное питание»
Социальные сети
Профильное обучение
Школьный музей
Здоровое питание
Точка роста
Школьный спортивный клуб
Электронный журнал/ Электронный дневник
Приём в школу
Федеральный государственный образовательный стандарт
Дорожная безопасность
Антикоррупционная политика
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList