System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 География (5-9 кл.) / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Уважаемые посетители! Добро пожаловать на наш сайт!

 

Сведения об Образовательной Организации
Основные сведения
Cтруктура и органы управления ОО
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма(перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
История школы
Воспитательная работа
Cпортзал
Психологическая служба
Информационная безопасность
Политика обработки персональных данных
Публичный доклад директора о деятельности школы
Сведения о среднемесячной зарплате руководителя и заместителей МБОУ "Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова"
Сеть "Интернет"
Совет обучающихся
Трудовое воспитание
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
География (5-9 кл.)

 Планируемые результаты освоения  учебного предмета

Личностные результаты:

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

          систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

          выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

          заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.         Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

          анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

          идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

          выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

          ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

          формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

          обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.         Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

 

познавательных задач. Обучающийся сможет:

          определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

          обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

          определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

          выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

          выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

          составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

          определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

          описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

          планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.         Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

          определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

          систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

          отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

          оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

          находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

          работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

          устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

          сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

          определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

          анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

          свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

          оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

          обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих

 

внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

          фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.         Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

          наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

          соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

          принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

          самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

          ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

          демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

          подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

          выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

          выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

          объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

          выделять явление из общего ряда других явлений;

          определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

          строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

          строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

          излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

          самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

          вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

          объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

          выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

          делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

 

для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

          обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

          определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

          создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

          строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

          создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

          преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

          переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

          строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

          строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

          анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

          находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

          ориентироваться      в          содержании   текста,            понимать       целостный     смысл текста, структурировать текст;

          устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

          резюмировать главную идею текста;

          преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

          критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

          определять свое отношение к природной среде;

          анализировать          влияние         экологических          факторов        на        среду  обитания            живых организмов;

          проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

          прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

          распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

          выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

          определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

          осуществлять            взаимодействие        с          электронными          поисковыми  системами, словарями;

 

          формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

          соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

          определять возможные роли в совместной деятельности;

          играть определенную роль в совместной деятельности;

          принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

          определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

          строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

          корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

          критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

          предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

          выделять общую точку зрения в дискуссии;

          договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

          организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

          устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

          определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

          отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

          представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

          соблюдать      нормы            публичной     речи,   регламент      в          монологе       и          дискуссии            в соответствии с коммуникативной задачей;

          высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

          принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

          создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

          использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

          использовать невербальные           средства         или     наглядные     материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

 

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

          целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

          выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

          выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

          использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

          использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

          создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Предметные результаты:

                                                 5 класс

Выпускник научится:

- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,

- использовать компас для определения азимута;

- объяснять расовые отличия разных народов мира;

Выпускник получит возможность научиться:

-  создавать простейшие географические карты различного содержания;

-  моделировать географические объекты и явления;

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

                                                       6 класс

Выпускник научится:

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- давать характеристику рельефа своей местности;

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

                                                                 7 класс

Выпускник научится:

 

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

- объяснять расовые отличия разных народов мира;

 

- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве

Выпускник получит возможность научиться:

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

-наносить на контурные карты основные формы рельефа;

                                                             8 класс

 Выпускник научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

Выпускник получит возможность научиться:

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

                                                            9 класс

Выпускник научится:

·       выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

·      представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

·      использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

·      различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

·      использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

·      оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

·      различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

·      использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

·      описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

·      устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

·      объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

·      приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

·      различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

·      оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

·      использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

·      различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

·      оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

·      оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

·      различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

·      использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

·      находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

·      различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

·      использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

·      объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

·      сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

·      сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

·      оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

·      создавать простейшие географические карты различного содержания;

·      моделировать географические объекты и явления;

·      работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

·      использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

·      приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

·      воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

·      составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

·      оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

·      объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

·      оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

·      давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

·      делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

·      показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

·      оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

·      объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

·      выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

·      обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

·      выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

·      объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

·      оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2.Содержание учебного предмета

                                                     5 класс

Развитие географических знаний о Земле.  

Географические методы изучения окружающей среды.

Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.

Развитие географических знаний о Земле.

Открытие и исследование материков

       Современный этап научных географических исследований.

Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

       Обобщающий урок по теме «На какой Земле мы живем.»

       Великие географы.

Пр. работа №3. Составление доклада об одном из путешественников

 Планета Земля

Земля – планета Солнечной системы.

Пр. работа №4. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Пр. работа №5. Обозначение на к/к материков и океанов.

 Движение Земли.

Пр. работа №6. Составление схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Солнечный свет на Земле.

 Влияние смены времен года на жизнь человека в Сибири

Пр. работа №7. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

  

План и карта.

Ориентирование  и способы ориентирования на местности.

План местности.

Народные приметы погоды жителей.

Пр. работа № 8. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

 Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки.  Масштаб.

Способы изображения земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота.

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.

Топографический диктант.

Пр. работа. № 9 Составление плана территории школы.

 

Географическая карта – особый источник информации.

Пр. работа № 10. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Градусная сетка.

Географические координаты.

Географическая широта

Географическая долгота.

Часовые пояса.

Решение практических задач по плану и карте.

Пр. работа №11. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

 

Человек на Земле.

Заселение человеком Земли.

Расы и народы.

 Пр. работа №,12. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Многообразие стран мира.

Пр. работа № 13. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц.

Литосфера- верхняя оболочка Земли

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Пр. работа №14. Изучение свойств горных пород и минералов.

Движения земной коры.

Пр. работа №15. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Вулканизм.

Рельеф Земли. Равнины.

Пр. работа №16. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Рельеф Земли. Горы.

Пр. работа № 17. Описание по карте гор и равнин по плану.

Повторение. Решение задач по карте

 Решение практических задач по карте.

Пр. работа № 18. Описание рельефа своей местности.

(Проект)

Человек и литосфера. Обобщающий урок «Литосфера»

 Охрана земных недр.

Обобщающий урок «Литосфера».

 

 

 

 

 

                                                             6 класс

 Гидросфера  

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Практические работы.

№1. Описание реки и озера по плану. № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира . № 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. № 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.2.

 Атмосфера

Атмосфера- воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Практические работы.

№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.  № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.   №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на   ближайшие два-три дня.

  Биосфера

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Практические работы.

№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности.

 Географическая оболочка Земли

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Практические работы.

№12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения

(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.

 

                                                          7 класс

Введение

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой.Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Практическая работа №1 «Анализ карт географического атласа»

 Население Земли  

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки.  Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Практическая  работа №2 « Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

 Природа Земли  

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.  Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые

области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле.  Крупнейшие озера мира. . Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса.  Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Практическая работа №3 «. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем»

 Практическая работа №4  «Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых»

Практическая работа №5 « Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» Описание одного из климатических поясов по плану

Практическая работа №6  «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли»

  Природные комплексы и регионы

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».  Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический,

Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

  Практическая работа №7 « Описание океана по плану»

Материки и  страны

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура.  Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии.  Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии.  Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым.  Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

 Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка.  Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.  Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ  жизни.

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское исельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий.  Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык- Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.  Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство.

 Практические работы  №8 « Описание Египта по плану»

 Практическая работа №9 «Обозначение на к. карте географического положения материка Австралия»

Практическая работа №10 «Обозначение на к. карте крайних точек и крупных форм рельефа материка Ю. Америка»

Практическая работа №11 «Описание Бразилии по плану»

Практическая работа №12  «Обозначение на к.карте объектов географического положения материка Евразия»

Практическая работа №13  «Описание природных зон материка  Евразия»

 

                                                                         8 класс

 

Россия в мире

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

 Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.

2. П.р.2 Решение задач на определение поясного времени

 Население России

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
      «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. П.р.3. «Анализ графиков рождаемости и смертности в России» 4.  Анализ  карты   народов России

 

Природа  России

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. П.р. 5. Определение на карте размещения месторождений полезных ископаемых. Пр.р. 6. Обозначение морей и рек , омывающих Россию

 Природно-хозяйственные зоны

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Хозяйство

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

 Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Практикум.. Пр.р 7. Составление характеристики отрасли хозяйства (по выбору)

9 класс


     Регионы России 

Понятия «район» и «районирование». Подходы к райо­нированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Ба­ранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хо­зяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Евро­пейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Ев­ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Пр.р. № 1 «Сравнительная характеристика великих равнин России».

Пр.р. № 2 «Черты природы Восточной и С. Восточной Сибири».

        Европейская Россия 

 Центральная Россия 

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского госу­дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе­цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят­ники Всемирного природного и культурного наследия. Со­временные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Осо­бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на­уки. Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проб­лемы. Специализация хозяйства.

Пр.р.№ 3 « Составление ЭГХ Волго-Вятского района».

Пр.р. № 4 «Исследовательская работа с текстом».

 

Северо-Запад

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш­ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининград­ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре­сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Пр.р. № 5 « Составление картосхемы эконом связей С-Зап. И Ц. России».

Европейский Север 

Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен­ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта­пах развития района. Деревянная архитектура, художест­венные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жи­тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Пр. р. № 6  «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».

Пр.р.  № 7 « Составление картосхемы Череповец - «Северная Магнитка».

 Европейский Юг  

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние
на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс­ность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность райо­на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка­за. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

 

 Поволжье 

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяй­ственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ­ализации. Экологические проблемы и перспективы разви­тия Поволжья.

 

Урал 

Своеобразие географического положения. Состав и сосе­ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае­мые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции на­родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура­ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно­промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источ­ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс­пективы развития Урала.
Пр.р.№ 8 «Оценка природных ресурсов Урала».

 

   Азиатская Россия

Сибирь

Пространство Сибири. Состав территории. Географичес­кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос­ти речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги­страль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но­восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз­вития.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур­сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного на­следия.
Норильский промышленный район. Постиндустриаль­ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас­ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Пр.р. № 9 « Сравнительная характеристика  Зап. и Вост. Сибири».

Проект «Путешествие по Транссибирской магистрали.

Дальний Восток 

Уникальность географического положения. Состав и со­седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич­ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти­тельного и животного мира. Уссурийская тайга — уни­кальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеан­ский фасад» России? Внешние связи региона.


 Россия в современном  мире

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

 

 3.Тематическое планирование

5 класс

№п/п

Название разделов

Всего часов

1

Развитие географических знаний о Земле

6

2.

Планета Земля

3

3.

План и карта

10

4.

Человек на Земле

3

5.

Литосфера – верхняя оболочка земли.

11

6.

Повторение. Решение задач по карте.

2

 

Итого:

35

 

 6 класс

№п/п

Название разделов

Всего часов

1

Гидросфера

11

2

Атмосфера

10

3

Биосфера

3

4

Географическая оболочка Земли

11

 

Итого:

35

 

                                                                       

                                                            7 класс

 

 

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Ведение

1

4.

Население Земли

6

5.

Природа Земли

14

6.

Природные комплексы и равнины

5

7.

Материки  и страны

44

 

Итого

70

 

 

 

 

8 класс

Название раздела

Количество часов

 Россия в мире

8

 Население России

11

Природа России

18

Природно-хозяйственные зоны

8

 Хозяйство России

23

Итого:

70

 

 

                                                                             9  класс

Название раздела

Количество часов

  Регионы России

11

 Европейская Россия

35

Азиатская Россия

12

Россия в современном мире

10

Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Актуально
"Детский школьный парламент"
Школьная газета
2020 год - Год памяти и славы
И.Н.Никифоров - Герой Социалистического Труда, Заслуженный учитель РФ
Зимние каникулы
Дистанционное обучение
2021 - ГОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТРУДОВОМУ ПОДВИГУ СТРОИТЕЛЕЙ СУРСКОГО И КАЗАНСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ
Мероприятия
Система методической работы
Выпускникам
ЕГЭ - 2020
Профориентация выпускников
ГИА - 2020 (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, итоговое сочинение, итоговое собеседование)
ОГЭ -2020
Учитель-ученик-родитель
Социальные сети
Приём в школу
Школьная форма
Здоровое питание
«Путь к здоровью через правильное питание»
Электронный журнал/ Электронный дневник
Инклюзивное образование
Точка роста
Школьный музей
Школьный спортивный клуб
Профильное обучение
Федеральный государственный образовательный стандарт
Дорожная безопасность
Антикоррупционная политика
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList