System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Русский язык (5-9 кл.) / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Уважаемые посетители! Добро пожаловать на наш сайт!

 

Сведения об Образовательной Организации
Основные сведения
Cтруктура и органы управления ОО
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приёма(перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
История школы
Воспитательная работа
Cпортзал
Психологическая служба
Информационная безопасность
Политика обработки персональных данных
Публичный доклад директора о деятельности школы
Сведения о среднемесячной зарплате руководителя и заместителей МБОУ "Вурнарская СОШ №1 им. И.Н.Никифорова"
Сеть "Интернет"
Совет обучающихся
Трудовое воспитание
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Русский язык (5-9 кл.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мижеркасинская основная   общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

                                                                                                                        

 

 

 

 

 

Приложение к ООП ООО

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по русскому языку (5-9 классы)

на уровне основного общего образования

(предметная область «Русский язык»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Составители:      

 

Медакина Г.Н., учитель первой квалификационной категории,

 Храмова С.В., учитель высшей квалификационной категории.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мижеркасы, 2019 г.

 

 

 

 

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

1.1.       Личностные результаты

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. У обучающихся будет сформирована компетенция общероссийской и региональной пространственной самоидентификации (пространственно-географические образы России и Чувашии, этническая карта России и Чувашии, межрегиональное разделение труда, межрегиональные экономические связи, полиэтническое межкультурное взаимодействие народов Чувашии и России).

2.                                          Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3.                                          Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как  конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

 

1.2.Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по

 

формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

                                                                                  систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

                                                                                  выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

                                                                                  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.          Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

·                                             анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

·                                             идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

·                                             выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

·                                             ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·                                             формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·                                             обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.          Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Выпускник сможет:

·                                             определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

·                                             обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

·                                             определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия

·                                              

·                                             для выполнения учебной и познавательной задачи;

·                                             выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

·                                             выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

·                                             составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

·                                             определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

·                                             описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

·                                             планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.          Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Выпускник сможет:

·                                             определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

·                                             систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

·                                             отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

·                                             оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

·                                             находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

·                                             работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

·                                             устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

·                                             сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.          Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Выпускник  сможет:

·                                             определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

·                                             анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

·                                             свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

·                                             оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

·                                             обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

·                                             фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.          Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

6.          осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

·                                             наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

·                                             соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

·                                             принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

·                                             самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

·                                             ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

·                                             демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Выпускник  сможет:

·                                             подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·                                             выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·                                             выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

·                                             объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·                                             выделять явление из общего ряда других явлений;

·                                             определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

·                                             строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

·                                             строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

·                                             излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

·                                             самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

·                                             вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

·                                             объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

·                                             выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

·                                             делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

 

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Выпускник  сможет:

·                                             обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

·                                             определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

·                                             создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

·                                             строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

·                                             создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

·                                             преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

·                                             переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

·                                             строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

·                                             строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

·                                             анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Выпускник  сможет:

·                                             находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

·                                             ориентироваться    в    содержании    текста,    понимать   целостный    смысл            текста, структурировать текст;

·                                             устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

·                                             резюмировать главную идею текста;

·                                             преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

·                                             критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Выпускник  сможет:

·                                             определять свое отношение к природной среде;

·                                             анализировать    влияние   экологических   факторов    на    среду    обитания            живых организмов;

·                                             проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

·                                             прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

·                                             распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

·                                             выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

 

Выпускник сможет:

·                                                           определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

·                                                           осуществлять     взаимодействие    с    электронными    поисковыми   

                               системами, словарями;

·                                                           формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

·                                             соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Выпускник сможет:

·                                                           определять возможные роли в совместной деятельности;

·                                                           играть определенную роль в совместной деятельности;

·                                                           принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

·                                                           определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

·                                                           строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

·                                                           корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

·                                                           критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

·                                                           предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

·                                                           выделять общую точку зрения в дискуссии;

·                                                           договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в

·                                                           соответствии с поставленной перед группой задачей;

·                                                           организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

·                                                           устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Выпускник сможет:

·                                             определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

·                                             отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

·                                             представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

·                                             соблюдать    нормы   публичной   речи,    регламент   в    монологе   и    дискуссии            в соответствии с коммуникативной задачей;

·                                             высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

·                                             принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

·                                             создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с

·                                              

·                                             использованием необходимых речевых средств;

·                                             использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

·                                             использовать        невербальные        средства        или        наглядные

                        материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Выпускник  сможет:

·      целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

·      выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

·      выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

·      использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

·      использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

·      создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

1.3.Предметные результаты

5 класс

Выпускник научится:

·      владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

·      владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

·      владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

·      адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

·      участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

·      создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

·      анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

·      использовать знание алфавита при поиске информации;

·      различать значимые и незначимые единицы языка;

·      проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

·      классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

·      членить слова на слоги и правильно их переносить;

·      определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при

·      изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

·      опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

·      проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

·      проводить лексический анализ слова;

·      опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

·      опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

·      проводить морфологический анализ слова;

·      применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

·      опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

·      анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

·      находить грамматическую основу предложения;

·      распознавать главные и второстепенные члены предложения;

·      опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

·      проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

·      соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

·      опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

·      опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

·      использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

·      анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

·      оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

·      опознавать различные выразительные средства языка;

·      осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

·      для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

·      участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

·      использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·      самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·      самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

6 класс

Выпускник научится:

·               владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

·               владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

·               владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка

·               опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

·               проводить морфологический анализ слова;

·               применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

Выпускник получит возможность научиться:

·               использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·               самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·               самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

·               познавательных задач.

7 класс

Выпускник научится:

·      адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

·      создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

·      анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

·      опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

·      проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

·      опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

·      проводить морфологический анализ слова;

·      применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

·      находить грамматическую основу предложения;

·      распознавать главные и второстепенные члены предложения;

·      опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

·      проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

·      опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

Выпускник получит возможность научиться:

·      анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

·      оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

·      о

·      познавать различные выразительные средства языка;

·      осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

·      для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

·      участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

·      использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·      самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·      самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

8 класс

Выпускник научится:

·      владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

·      создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

·      анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

·      опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

·      анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

·      распознавать главные и второстепенные члены предложения;

·      опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

·      проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

·      соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

·      опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

 

Выпускник получит возможность научиться:

·      анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

·      оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

·      опознавать различные выразительные средства языка;

·      осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

·      участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

·      использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·      самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·      самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

·      осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

9 класс

Выпускник научится:

·      владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

·      создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

·      анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

·      опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

·      анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

·      распознавать главные и второстепенные члены предложения;

·      опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

·      проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

·      соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

·      опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

 

Выпускник получит возможность научиться:

·      анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

·      оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

·      опознавать различные выразительные средства языка;

·      осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

·      участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

·      использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

·      самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·      самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Русский язык»

5 класс

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

   Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.

   Специфика художественного текста.   Анализ текста.

   Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

   Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

   Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

  Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

   Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

   Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).   Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

   Культура речи.   Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

   Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

   Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

   Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

   Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

   Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

   Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

   Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их

значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

   Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и

речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

   Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

   Выдающиеся отечественные лингвисты.

   Фонетика, орфоэпия и графика

   Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.

   Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

   Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

   Связь фонетики с графикой и орфографией

   Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

   Применение знаний по фонетике в практике правописания.

   Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

   Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

   Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

  Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

  Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

  Понятие об этимологии.

  Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  Морфология

  Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи Служебные части речи.

   Междометия и звукоподражательные слова.

   Морфологический анализ слова.

   Омонимия слов разных частей речи.

   Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений,

глаголов, причастий и деепричастий и др.).

   Применение знаний по морфологии в практике правописания.

   Синтаксис

   Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

  Способы передачи чужой речи.

  Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

  Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

  О сновные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

   Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

   Правописание: орфография и пунктуация

   Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

  Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

  Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

6 класс

О языке

Слово как основная единица языка.

Речь. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Т е к с т. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочёт.

С т и л и р е ч и: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) — инструкция, объявление.

Т и п ы р е ч и. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (на основе изученного в 5 классе)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков.

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание, произношение и употребление в речи

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.

Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные

модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н-нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в

корне после приставок.

Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.

Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов.

Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи.

Морфология

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.

Культура речи.Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепри

частными оборотами.

Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обедвое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.

Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

7  класс

О языке

Изменяется ли язык с течением времени.

                      ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.             ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Что мы знаем о стилях речи. Что мы знаем о типах речи. Фонетика и орфоэпия. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи.

Контрольная работа по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии. 

Способы и средства связи предложений в тексте.

Обучающее изложение «Заяц спас жизнь человеку».

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы Ъ и Ь. Буквы о-ё после шипящих и ц. Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем.

Контрольная работа. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. Слитно-дефисно-раздельные написания. Словарное богатство русского языка. Контрольная работа Грамматика: морфология и синтаксис. Публицистический стиль речи. Заметка в газету.

2.             САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (окончание)

2.1.        Наречие. Слова категории состояния

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи. Разряды наречий по значению. Слова категории состояния. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий. Правописание наречий, образованных от существительных. Контрольная работа по теме «Наречие». Тест. Правописание наречий на -О (-Е).

Развитие речи. Типы речи. Рассуждение-размышление. Контрольная работа. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

2.2.       Наречие. Слова категории состояния (продолжение)

Буквы О, А на конце наречий.  Дефис в наречиях. Приставки не- и ни- в наречиях. Буква Ь на конце наречий после шипящих. Употребление наречий в речи. Произношение наречий. Контрольная работа. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Развитие речи. Типы речи (продолжение). Описание состояния человека. Контрольная работа. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…».

3.             СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

3.1.       Предлог

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. 

Развитие речи. Текст. Порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Р/Р  Изложение текста «Поговорим о бабушках».

3.2.       Союз

Союз как часть речи. Разряды союзов. Правописание союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Контрольная работа. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Развитие речи. Текст. Описание внешности человека.

3.3.       Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Контрольная работа. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями. Употребление частиц в речи. Произношение предлогов, союзов, частиц.

3.4.       Междометия

Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.

Развитие речи. Текст. Характеристика человека. Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове». Сочинение о человеке. «Знакомьтесь-это я».  Повторение изученного материала. Защита проектов.

8 класс

 О языке

Русский язык в кругу других славянских языков. Роль (старославянского церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Выдающиеся лингвисты: И.И. Срезневский.

Речь

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания,  ориентированные на жанр репортажа: репортаж-повествование о событии (посещение театра, экскурсии, походе); репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо – как их примирить?».

Язык. Правописание. Культура речи

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов.

Интонация простого предложения и её элементы. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных, восклицательных, вопросительных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения.

Культура речи. Правильное построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием.

Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы,

повышающие выразительность речи.

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Пунктуация предложений со сравнительными оборотами.

Культура речи

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными  словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видо – временных форм глаголов - сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Особенности интонации простого односоставного предложения.

Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы.

Культура речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте односоставных предложений.

Неполные предложения.

Понятие о неполных предложениях. Особенности интонации простого неполного предложения.

Культура речи.

Наблюдение за использованием неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами.

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами предложения. Особенности интонации простого предложения с однородными членами.

Выдающиеся лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов.

Культура речи

Правильное построение предложений с союзами не только … , но и; как …, так и … .

Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями.

Обращение распространенное и нераспространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Особенности предложений с вводными словами и предложениями.

Культура речи

Правильное произношение сочетаний русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

Наблюдение за использованием обращений в разных стилях речи, а также в художественных текстах как средство характеристики адресата и передачи авторского

отношения к нему.

Синонимика вводных слов, стилистические различия между ними. Вводные слова как средство связи предложений в тексте.

Предложения с обособленными членами

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения. Особенности интонации предложений с обособленными и уточняющими членами.

Культура речи

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, и простых сказуемых). Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, как средство связи предложений в тексте.

 Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог. Интонация предложений с прямой речью. Интонационное своеобразие диалога.

Культура речи

Замена прямой речи косвенной.

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Оценка деятельности учащихся: устных ответов, контрольных работ, работ по развитию речи прилагаются к пояснительной записке отдельным файлом.

9 класс

IX класс (102 часа)

О языке

Русский язык - национальный язык русского народа.

Международное значение русского языка

Язык и речь.Правописание. Культура речи.

Повторение изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Фонетика. Морфемика. Основные единицы языка и их особенности: звуки, морфемы. Орфоэпия. Графика.

Лексика. Лексическое и грамматическое значения слова. Словообразование.

Морфология и синтаксис. Основные единицы языка и их особенности: словосочетания, предложения.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки: глагол и его формы (причастие и деепричастие).

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки: местоимения, наречия.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки: союзы и предлоги. Частица.

Орфография и пунктуация. Правописание глаголов и глагольных форм.

Правописание союзов, предлогов, частиц.

Контрольная работа №2 в формате ОГЭ (п. 2-12). Внутришкольный мониторинг.

Типы речи. Описание и повествование.

Типы речи. Рассуждение.

Стили речи: научный, разговорный. Языковые средства, характерные для научного и разговорного стилей речи.

Художественный стиль речи и язык художественного произведения.

Публицистический стиль речи. Языковые средства, характерные для публицистического стиля речи.

Жанры публицистики: эссе. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Жанры публицистики: путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Контрольная работа №1. Сочинение-рецензия на литературное произведение, кинофильм или театральную постановку.

Деловые бумаги: заявление, доверенность. Стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Деловые бумаги: расписка, автобиография.

Синтаксис и пунктуация

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

Понятие о сложном предложении.

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.

Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.

Сложносочинённое предложение

 

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Запятая между частями сложносочинённого предложения.

Культура речиИнтонация сложносочинённого предложения. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённых предложений и ряда простых предложений.

Понятие о сложносочинённом предложении.

Строение сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация.сочинительные союзы (соединительные), разделительные и противительные).

Запятая между частями сложносочинённого предложения.

Виды сложносочинённых предложений.

Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами.

Стилистические особенности сложносочинённых предложений и ряда простых предложений. Самостоятельная работа по теме: «Сложносочинённое предложение».

Функциональные разновидности языка. Художественная речь и язык художественной литературы.

Сложноподчинённое предложение 

Строение сложносочинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Культура речи. Синонимика сложноподчинённых предложений. Стилистические особенности сложноподчинённых предложений и простого предложения. Использование сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи.

Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение сложносочинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.

Виды сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённое  предложение с придаточным определительным.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным изъяснительным.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным обстоятельственным.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным места.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным времени.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным сравнения.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным образа действия, меры и степени.

Путевые заметки. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным цели.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным условия.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным причины и следствия.

Сложноподчинённое  предложение с придаточным уступительным.

Рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Понятие   о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Эссе. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

 

 

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Бессоюзные сложны предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения.

Сложное предложение с различными видами связи

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности изученных синтаксических конструкций.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности изученных синтаксических конструкций.

Итоговое повторение

Средства изобразительной выразительности русской речи: метафора, олицетворение, фразеологизм, сравнение, гипербола, синонимы, антонимы.

Орфография: правописание приставок.

Орфография: правописание суффиксов различных частей речи.

Синтаксис: виды связи в словосочетании.

Синтаксис: грамматическая основа предложения.

Синтаксис: обособленные члены предложения.

Синтаксис: вводные слова, обращение.

Синтаксис: сложное предложение и его виды.

Анализ контрольной работы.

Орфография: правописание безударных гласных в корне.

Орфография: правописание н, нн в разных частях речи.

Орфография: правописание глаголов и глагольных форм.

Орфография: правописание производных предлогов

Орфография: правописание не с разными частями речи.

Повторение изученного в 5-9 классах

 

Раздел 3. Тематическое планирование

5 класс

Раздел

Количество часов

1

О языке и речи

2

2

Фонетика, графика, текст

10

3

Письмо. Орфография

15

4

Строение слова

2

5

Слово как часть речи. Текст

4

6

Фонетика. Орфоэпия

7

7

Лексика. Словообразование. Правописание

35

8

Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Типы речи. Строение текста

33

9

Морфология. Правописание

 

 

9.1.Глагол. Строение текста

28

 

9.2.Имя существительное. Строение текста

18

6

9.3.Имя прилагательное

16

Итого

170

 

6 класс

Номер

урока

Раздел

Количество

часов

1.

Введение

1

2.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи

          2.1.Правописание

25

3.

Морфология. Речь

3.1.Имя существительное

27

3.4.Имя прилагательное

24

3.4.Глагол

26

4.

Морфология. Речь

4.2.Причастие

31

4.3.Деепричастие

26

4.5.Имя числительное

21

4.6.Местоимение

23

Итого

204

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Раздел

Всего

1. О языке

1

2. Повторение изученного в 5-6 классах.

46

3. Самостоятельные части речи. Развитие речи.

41

В том числе

3.1.Наречие. Слова категории состояния.

23

3.2. Наречие. Слова категории состояния (продолжение)

11

 

3.3. Типы речи

7

Служебные части речи. Развитие речи.

44

В том числе

4.1. Предлог

4

4.2.Союз

8

4.3.Частица

 11

4.4.Междометия

5

4.5. Текст

16

4. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

8

Всего

140

 

8 класс

Раздел

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Язык. Правописание. Культура речи

 

 

2.1.Орфография и морфология(на основе изученного в 5-7 классах)

6

 

2.3.Синтаксис и пунктуация

7

 

          2.3.1.Словосочетание и предложение как единицы     

                   синтаксиса

6

 

          2.3.2.Простое предложение

3

 

          2.3.3.Двусоставные предложения

13

 

                   Главные члены предложения

7

 

         2.3.4.Односоставные предложения

12

 

         2.3.5.Простое осложненное предложение

1

 

                  Предложения с однородными членами

11

 

                  Предложения с обращениями, вводными        

                  конструкциями и междометиями

11

 

                  Предложения с обособленными членами

17

 

          2.3.6.Прямая и косвенная речь

 

3.

Речь

 

 

3.1.Жанры публицистики, их строение и языковые особенности

4

 

Итого

102

 

9  класс

№ раздела

Название

Количество часов

1

О языке

5

2

Язык и речь. Правописание. Культура речи

 

 

2.1. Повторение изученного в 5-8 классах

27

3

Синтаксис и пунктуация

 

 

3.1.Сложное предложение

4

 

3.2. Сложносочинённое предложение

10

 

3.3. Сложноподчинённое предложение

20

 

3.4. Бессоюзное сложное предложение

7

 

3.5. Сложные предложения с различными видами связи

6

4

Повторение изученного в 5-9 классах

23

 

Итого

102

 

 

 

Послание Президента России Федеральному Собранию
Послание Главы Чувашии Государственному Совету
Актуально
И.Н.Никифоров - Герой Социалистического Труда, Заслуженный учитель РФ
Дистанционное обучение
2020 год - Год памяти и славы
"Детский школьный парламент"
Школьная газета
2021 - ГОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТРУДОВОМУ ПОДВИГУ СТРОИТЕЛЕЙ СУРСКОГО И КАЗАНСКОГО ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ
Зимние каникулы
Мероприятия
Система методической работы
Выпускникам
ОГЭ -2020
ЕГЭ - 2020
Профориентация выпускников
ГИА - 2020 (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, итоговое сочинение, итоговое собеседование)
Учитель-ученик-родитель
Школьный спортивный клуб
Инклюзивное образование
Электронный журнал/ Электронный дневник
«Путь к здоровью через правильное питание»
Социальные сети
Профильное обучение
Федеральный государственный образовательный стандарт
Точка роста
Здоровое питание
Приём в школу
Школьный музей
Школьная форма
Дорожная безопасность
Антикоррупционная политика
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList