Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алгашинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
Протокол №____
от « »_____ _______г. |
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом
директора школы
№________
от « »_____ _______г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Информатика и ИКТ »
для обучающихся 9 класса
(базовый__ уровень)
Срок реализации – __1 год
Составитель: Яковлева Вера Кононовна
учитель математики
МБОУ «Алгашинская СОШ»
1.Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ 9 класс
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
Знать/понимать:
· формы представления графической информации
· характеристики растрового и векторного изображения
· характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
· как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
- способы получения и редактирования цифровых фотографий:
- этапы создания цифрового видеофильма виды и назначения редакторов текстов;
- интерфейс текстового редактора и процессора;
- режимы работы и систему команд текстового редактора;
- структурные элементы текстового документа;
- приемы внедрения объектов;
- основы конвертирования файлов.
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
- как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
- графические возможности табличного процессора.
· понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
· понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
· процесс исполнения алгоритма компьютером
· понятия транслятора, компилятора
· классификацию и названия языков программирования
· особенности программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
· основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
· этапы разработки и способ загрузки проектов
· понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
· основные алгоритмические структуры
· структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
· правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур
· понятия моделирования, формализации, визуализации
· основные этапы моделирования
· принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
· формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
· структуру баз данных
· условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД
· понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
· что такое информационная культура
· перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
·
Уметь:
· редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
· выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
· проводить оценку качества оцифрованного звука
- проводить захват и редактирование цифрового фото и видео
- приводить примеры текстовых редакторов;
- использовать различные способы работы с текстовым документом;
- вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
- работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
- использовать буфер обмена и технологию OLE;
- подготовить различные текстовые документы;
- одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
- осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
· обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
· представлять алгоритм в виде блок-схемы
· изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
· применять оператор присваивания
· описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
· выполнять арифметические операции над переменными
· организовать диалоговые окна сообщений
· применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
· создавать простые графические редакторы
· определять результат программы по ее описанию
· приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
· создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
· строить информационные модели систем управления
· приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
· просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
· сортировать данные в таблице, создавать и редактировать форму
· формировать запрос, используя систему управления базами данных
· выполнять поиск записей в готовой базе данных
· сортировку записей в готовой базе данных
· приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
· приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий
2.Содержани 9 класс е учебного предмета
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
I |
Моделирование и формализация |
14 |
II |
Алгоритмизация и программирование |
18 |
III |
Обработка числовой информации |
11 |
IV |
Коммуникационные технологии |
11 |
V |
Итоговое повторение |
14 |
Итого |
|
68 |
1. Моделирование и формализация – 14 часов
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных
2. Алгоритмизация и программирование - 18 часов
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
3. Обработка числовой информации - 11 часов.
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
4. Коммуникационные технологии – 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта Размещение сайта в Интернете
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет
5. Повторение - 14 час.
Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
3.Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено из расчета 2 час в неделю и 68 часов в год, в соответствии с учебным планом и учебным графиком МБОУ «АСОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики.
№ |
Теория |
Количество часов |
|
|
1 |
Входное тестирование. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Информационная безопасность |
1 |
|
Тема 1. «Моделирование и формализация» (14 часов) |
|
2 |
Моделирование как метод познания |
1 |
|
3 |
Знаковые модели. Словесные модели |
1 |
|
4 |
Знаковые модели. Математические модели. |
1 |
|
5 |
Графические модели. Графы. |
1 |
|
6 |
Использование графов при решении задач |
1 |
|
7 |
Табличные модели |
1 |
|
8 |
Использование таблиц при решении задач |
1 |
|
9 |
База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных |
1 |
|
10 |
Система управления базами данных |
1 |
|
11 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных |
1 |
|
12 |
Создание базы данных. Запросы на выборку данных 1 |
1 |
|
13 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». |
1 |
|
14 |
Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация». |
1 |
|
Тема 2. «Алгоритмы и программирование» (18 часов) |
|
15 |
Этапы решения задач на компьютере |
1 |
|
16 |
Задача о пути торможения автомобиля |
1 |
|
17 |
Решение задач на компьютере |
1 |
|
18 |
Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. |
1 |
|
19 |
Различные способы заполнения и вывода массива. |
1 |
|
20 |
Вычисление суммы элементов массива |
1 |
|
21 |
Последовательный поиск в массиве |
1 |
|
22 |
Сортировка массива |
1 |
|
23 |
Решение задач с использованием массивов |
1 |
|
24 |
Проверочная работа «Одномерные массивы» |
1 |
|
25 |
Последовательное построение алгоритма. Анализ алгоритмов для исполнителей |
1 |
|
26 |
Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот |
1 |
|
27 |
Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот |
1 |
|
28 |
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры |
1 |
|
29 |
Функции |
1 |
|
30 |
Алгоритмы управления |
1 |
|
31 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». |
1 |
|
32 |
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и программирование». |
1 |
|
Тема 3 . «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (11 часов) |
|
33 |
Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. |
1 |
|
34 |
Основные режимы работы |
1 |
|
35 |
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
1 |
|
36 |
Встроенные функции. |
1 |
|
37 |
Логические функции |
1 |
|
38 |
Организация вычислений в ЭТ. |
1 |
|
39 |
Сортировка и поиск данных |
1 |
|
40 |
Диаграмма как средство визуализации данных |
1 |
|
41 |
Построение диаграмм и графиков |
1 |
|
42 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
1 |
|
43 |
Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». |
1 |
|
Тема 4. «Коммуникационные технологии" (11 часов) |
|
44 |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Виды и возможности интернет-коммуникации. |
1 |
|
45 |
Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера |
1 |
|
46 |
Доменная система имён. Протоколы передачи данных |
1 |
|
47 |
Всемирная паутина. Файловые архивы |
1 |
|
48 |
Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Коммуникативная компетентность и общение в Интернете. |
1 |
|
49 |
Технологии создания сайта |
1 |
|
50 |
Содержание и структура сайта |
1 |
|
51 |
Оформление сайта |
1 |
|
52 |
Размещение сайта в Интернете |
1 |
|
53 |
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». |
1 |
|
54 |
Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии». |
1 |
|
Итоговое повторение (14 час) |
|
55 |
Информация и информационные процессы |
1 |
|
56 |
Файловая система персонального компьютера |
1 |
|
57 |
Системы счисления и логика |
1 |
|
58 |
Таблицы и графы |
1 |
|
59 |
Передача информации и информационный поиск |
1 |
|
60 |
Вычисления с помощью электронных таблиц. |
1 |
|
61 |
Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. |
1 |
|
62 |
Промежуточная аттестация. Тестирование |
1 |
|
63 |
Алгоритмы и исполнители 1 |
1 |
|
64 |
Программирование |
1 |
|
65 |
Программирование1 |
1 |
|
66 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
67-68 |
Резерв учебного времени |
2 |
|
Изменения внесенные в авторскую программу:
- В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 9 классе, а не 35 часов, преподавание информатики началось только с 8 класса и по учебному плану школы 2 часа в неделю, то в рабочей программе увеличено количество часов до 68 в отличие от авторской программы, в теме «Моделирование и формализация» до 14 часов, Алгоритмизация и программирование» до 18 часов, «Обработка числовой информации» до11 часов, «Коммуникационные технологии» до 11 часов, «Итоговое повторение» до 14 часов.
Программа составлена на основе: Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/сос.М.Н. Бородин.-М:БИНОМ. Лаборатория знаний,2016; Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
УМК:
· Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;
· Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
· Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
· компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещенный на сайте издательства Бином: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3;