№ |
Наименование |
Тема урока |
Кол
-во
час
ов
по
пла
ну |
Элементы содержания урока |
Форма урока |
|
|
раздела программы |
|
|
|
|
|
|
Раздел 1. Психологические особенности личности.
|
|
|
|
|
|
1 |
Самооценка и
уровень притязаний. |
1 |
Ознакомление с важнейшими понятиями психологии - «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний». Какая самооценка лучше высокая или низкая. Тестирование, игра. |
лекция, |
|
|
|
беседа, тестирование, ролевая игра |
|
2 |
Темперамент и
профессия.
Определение
темперамента. |
1 |
Определение четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Что определяет темперамент и на что он влияет. Тестирование. |
беседа,
тестирование |
|
3 |
Чувства и эмоции.
Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. |
1 |
Раскрытие понятий чувства и эмоции. Изучение
трех основных типов агрессивного поведения. Тестирование |
лекция,
тестирование, ролевая игра |
|
|
|
|
4 |
|
Что такое стресс. |
1 |
Ознакомление с двумя видами стресса - эустресс -
конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс - деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Определение уровня тревожности. |
лекция,
тестирование, круглый стол |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
Определения типа
мышления. |
1 |
Знакомство с основными чертами мышления талантливых людей - продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Определение типа мышления учащихся (тестирование) |
лекция,
тестирование |
|
|
|
|
|
6 |
|
Внимание и
память. |
1 |
Раскрытие понятия внимание. Что такое память.
Знакомство с рядом свойств внимания: устойчивостью, объемом, переключаемостью,
распределением, концентрацией. Эксперимент -определение устойчивости памяти и внимания учащихся |
беседа,
тестирование, эксперимент |
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение уровня внутренней свободы, на что оно влияет. Тестирование |
|
|
7 |
|
Уровень внутренней
свободы. |
1 |
лекция, беседа,
тестирование |
|
8 |
|
Интересы и склонности в выборе профессии. |
1 |
Определение что такое интерес, склонности, предпочтение/Изучение факторов, которые связаны с интересом к профессии. Тестирование «Карта интересов» |
лекция, беседа, тестирование |
|
9 |
Мотивы и потребности |
1 |
Изучение основных человеческих потребностей, на которых базируются мотивы:
физиологические потребности, потребности в стабильности, безопасности,.потребность в принадлежности к обществу, в определенном статусе и в общественном уважении, потребность в любви, признании., информационные потребности , потребность в самореализации — развитии, максимально полном воплощении в жизнь своих способностей. Построение пирамиды Маслоу. |
лекция, тестирование,
дискуссия |
|
10 |
«Что я знаю о своих возможностях». |
1 |
Повторение пройденного, составление таблицы, состоящей из психологических свойств личности. Выходное тестирование (кроссворд) |
беседа,
кроссворд |
|
1
|
Раздел 2. Формула и характеристики профессий
|
Классификации профессий.
Признаки профессии. |
1 |
Знакомство с четырехуровневой классификацией профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда. Построение четырехуровневой пирамиды Е.А.Климова |
беседа, создание
презентации |
|
|
|
2 |
Формула профессии.
Профессия,
специальность,
должность |
1 |
Раскрытие понятия профессия. Составление формулы профессии с помощью классификации профессий Климова. Игра. |
беседа, создание
презентации |
|
3 |
Определение типа
будущей профессии |
1 |
С помощью теста ДДО учащиеся определяют тип
будущей профессии. Игра «Аукцион» помогает учащимся сориентироваться в мире профессий. |
беседа,
тестирование |
|
4 |
Краткая
характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Человек» |
1 |
Рассматриваются содержание труда, должностные
обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Человек». Самостоятельное составление учащимися краткой характеристики одной из профессий типа «Человек-Человек» |
лекция,
характеристик а профессий учащимися |
|
|
|
|
|
5 |
|
Краткая
характеристика
профессий и требований к ним. Тип «Человек-Техника» |
1 |
Рассматриваются содержание труда, должностные
обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Техника». Самостоятельное составление учащимися краткой характеристики одной из профессий типа «Человек-Техника» |
лекция,
характеристик
а профессий учащимися |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
Краткая
характеристика
профессий и требований к ним. Тип «Человек-
Знаковая система» |
1 |
Рассматриваются содержание труда, должностные
обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Знаковая система». Самостоятельное составление учащимися краткой характеристики одной из профессий типа «Человек-Знаковая система» |
лекция,
характеристик
а профессий учащимися |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
Краткая
характеристика
профессий и требований к ним. Тип «Человек-Художественный образ» |
1 |
Рассматриваются содержание труда, должностные
обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Художественный образ». Самостоятельное составление учащимися краткой характеристики одной из профессий типа «Человек-Художественный образ» |
лекция,
характеристик
а профессий
учащимися |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
Краткая
характеристика профессий и требований к ним. Тип «Человек-Природа» |
1 |
Рассматриваются содержание труда, должностные
обязанности, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские
противопоказания присущие профессиям типа «Человек-Природа». Самостоятельное составление учащимися краткой характеристики одной из профессий типа «Человек-Природа» |
лекция,
характеристик а профессий
учащимися |
|
|
|
|
|
1 |
Раздел 3. Мир профессий. Что влияет на выбор профессии. |
Определение
профессионального типа личности. |
1 |
Определение шести групп профессий и соответствующих им типов профессиональной направленности личности. Методика Холланда |
лекция,
тестирование |
|
|
|
|
2 |
Профессиональная
карьера и здоровье. |
1 |
Тема раскрывает, что такое профпригодность и как
влияет здоровье на построение карьеры. Учащиеся
самостоятельно выбирают определенную профессию и подбирают под нее медицинские противопоказания. Занятие, происходящие в форме дискуссии позволяет учащимся убедиться, что не только психологические и психофизиологические качества человека определяют возможность его полноценной самореализации в профессиональной деятельности. Необходимо помнить и о том, что состояние здоровья часто становится серьезным барьером на пути к успеху. |
беседа,
тестирование,
исследование |
|
|
|
|
3 |
|
Ваш творческий
потенциал и карьера |
1 |
Творческий подход — обязательное условие многих видов деятельности. Личностный тест Х.Зиверта позволяет учащимся узнать свой творческий потенциал, насколько они находчивы и обладают ли дивергентным мышлением. |
лекция,
тестирование |
|
|
|
|
|
4 |
|
Профессиональный клиринг |
|
Раскрытие понятия профессиональный клиринг,
профессиограмма, персонограмма. Изучение основы профессионального труда (принцип трех «И»). Выведение формулы высокопроизводительного
труда. |
лекция,
тестирование |
|
|
|
|
5 |
|
Ошибки в выборе профессии. |
|
Изучение десяти основных ошибок в выборе профессии, как их избежать. |
беседа, круглый стол |
|
6 |
Самые
востребованные профессии на рынке труда. |
1 |
Изучение рейтинга популярных профессий.
Учащиеся проводят краткую классификацию этих профессий, определяют их достоинства и недостатки. |
беседа,
круглый стол |
|
|
|
|
Новые профессии
и профессии
исчезающие.
Мониторинг рынка труда в России. |
1 |
С помощью каталога профессий, учащиеся
изучают новые и исчезающие профессии, какие из
этих профессий востребованы на рынке труда..
Рассматриваются факторы, влияющие на выбор профессии, требования работодателей к молодым специалистам. |
лекция,
дискуссия |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
Рейтинг
образовательных
учреждений Чувашской
Республики и Российской
Федерации |
1 |
Работа со сборниками для абитуриентов. Лидеры
рейтинга учебных заведений Российской Федерации, технические и технологические вузы, педагогические и лингвистические вузы, экономические вузы, лидеры рейтинга учебных заведений Чувашской Республики и т.д. |
беседа,
исследование |
|
|
|
|
|
9 |
|
Выбираем место
учебы |
1 |
Изучение «образовательной траектории».
Преимущества учебы в техникуме и вузе. Обсуждение рекомендаций, как выбирать учебное заведение для получения профессионального образования. |
беседа,
круглый стол |
|
10 |
|
Готовимся к
экзаменам |
1 |
Тренинговое занятие «Готовимся к экзаменам»
содержит рекомендации по подготовке к экзаменам,
игровые ситуации как вести себя во время экзаменов. |
беседа,
консультация,
тренинг. |
|
11 |
Методика поиска |
1 |
Занятие раскрывает методы поиска работы, семь |
лекция, |
|
|
|
профессии |
|
этапов принятия решения о выборе профессии: Условия труда, в которых мне хотелось бы жить и работать. Эмоциональная и духовная атмосфера работы.. Знания, с которыми я хотел бы работать. Люди, с которыми мне хотелось бы работать. Информация, с которой мне хотелось бы работать Предметы и вещи, с которыми мне хотелось бы работать. Действия, которые я хотел бы совершать на работе. |
круглый стол |
|
12 |
|
Ищем работу |
1 |
Раскрытие понятия рынок труда на занятии происходит при помощи сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. При помощи ролевой игры учащиеся представляют свои профессиональные качества в наиболее выигрышном
свете, чтобы оказаться востребованным на рынке труда. Составление резюме. |
сказка, дискуссия, ролевая игра |
|
13
|
|
Как подготовиться к собеседованию с потенциальным работодателем |
1 |
В ходе урока учащиеся раскрывают понятие собеседование. По шагам распределяется подготовка к собеседованию. |
лекция,
ролевая игра, дискуссия |
|
14
|
|
Как провести эффективное собеседование |
1 |
В ходе урока рассматриваются основные принципы поведения на собеседовании. Ролевая игра «Собеседование». |
лекция, ролевая игра |
|
15
16
|
|
Профориентационная игра КВН между 9-ми классами «Кем
быть? Вот в чем
вопрос» |
1 |
Профориентационная игра КВН между 9-ми классами «Кем быть? Вот в чем вопрос» |
игра |
|
|
|
|
|
|
Сочинение «Я и моя профессия» |
1 |
Учащиеся в своих творческих работах отражают свое отношение к выбранной профессии, |
творческая работа |
|
|
|
раскрывают все ее положительные и отрицательные стороны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|