System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Биология / МБОУ "Ярабайкасинская СОШ" Моргаушского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ЯРАБАЙКАСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА" МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Директор
Скворцова Александра Александровна
Учредитель
Сайты учителей школы
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Ярабайкасинская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики
Изменения в ст.32 закона «Об образовании»
Сведения из Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
100 книг
2020 год - Год памяти и славы в РФ
2021 - Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей
План мероприятий Минобразования Чувашии
План мероприятий по Моргаушскому району
План мероприятий школы
Анкета для проведения социологического вопроса учащихся образовательных организаций для оценки качества образовательной деятельности образовательной организации
Аттестация педработников
Безопасный интернет
Основные угрозы для детей в сети Интернет
Отцы и дети онлайн:чего не знают родители
Психологическая помощь детям, ставшим жертвами интернет-угроз
Сайт Роскомнадзора
Статьи уголовного кодекса РФ,применяемые при нарушении правил работы в сети Интернет
Сценарий встречи
Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике
ГИА-11, ГИА-9
Горячее питание
Двухнедельное меню
Постановление №361 от 03.05.2017г.
Постановление №659 от 16.12.2016г.
Постановление об утверждении Положения об организации питания
Постановление об утверждении Порядка обеспечения питанием обучающихся с ОВЗ
Приказ по школе об организации питания
Примерное двенадцатидневное меню для обучающихся начального звена общеобразовательных организаций
Столовая
День здоровья и спорта
Списки спортивных сооружений и учреждений
Детский парламент
Дистанционное обучение
Методические рекомендации
Образец заявления на дистанционное обучение
Приказ Минпросвещения РФ от 17.03.2020г. №104
Приказ о продлении весенних каникул
Приказ об утверждении Положения об организации дистанционного обучения в период карантина
Расписание звонков
Расписание учебных занятий
Дополнительное образование детей
Информация для родителей
Система финансирования дополнительных занятий для детей
Дорожная безопасность
Безопасность дорожного движения
Безопасность при катании на санках
Детская безопасность с сайта Госавтоинспекции ЧР
Дорога без опасности
О светоотражающих элементах
Паспорт дорожной безопасности
ПДД для детей
Правила безопасности при нахождении на железной дороге
Профилактика зимнего травматизма у детей
Стенд ПДД
Техника безопасности при катании на тюбингах
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
Отдых и оздоровление детей-2019
Памятки по антикоррупционной политике
Первичная профсоюзная организация
Коллективный договор
План работы
Положение о комитете по охране труда
Положение о первичной профсоюзной организации
Положение об уполномоченном лице по охране труда
Положения о конкурсах профсоюза
Публичный отчет о работе первичной профсоюзной организации
Состав профсоюзного комитета
Правила безопасного поведения детей и подростков в период самоизоляции
Прием обучающихся в общеобразовательное учреждение
Документы для поступления в школу
Заявление
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ "Ярабайкасинская СОШ"
О закреплении территорий
Подача заявлений в электронном виде граждан для зачисления в школу
Постановление о закреплении территорий
Постановление о разрешении на прием детей в более раннем или более позднем возрасте
Правила приема в школу
Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 г. №32
Приказ Минпросвещения РФ от 17.01.2019 г. №19
Противодействие коррупции
Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции
Профилактика терроризма
Профориентация школьников
Где искать работу?
Где узнать про профессии
Как выбрать профессию - для начинающих
Как написать резюме
Куда пойти учиться?
Ошибки при выборе профессии
План недели профориентации "Твой выбор профессии"
Причины, по которым люди чаще всего не получают работу
Профориентационные тесты
Психологические тесты
Справочник профессий
Разработки наших учителей
Сценарий школьного конкурса "Мастерицы" (автор - Силова С.А., учитель технологии)
Российское движение школьников
Официальный сайт РДШ
Перечень образовательных организаций ЧР, реализующих деятельность РДШ
План работы
Приказ по школе РДШ
РДШ Вконтакте
РДШ Чувашия Вконтакте
РДШ Ярабайкасинская СОШ Вконтакте
Система методической работы в школе
План методической работы
Стоп! Коронавирус
Страница психолога
Испытание учебой
На чем держится все человеческое в человеке
Не требуйте любви у детей
ТВОЙ ВЫБОР (От врача-нарколога БУ «Моргаушская ЦРБ» Строганова А.А.)
Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике
Фотогалерея
Школа безопасности
Школьная форма
Положение
Школьный спортивный клуб
План работы ШСК
Положение о ШСК
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Биология

Аннотация к рабочим программам по курсу биологии 5-11 классы

 

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

 

Курс «Бактерии. Грибы. Растения». 5 класс. Программа на основе ФГОС.

 

       Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской  программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.

     Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

      Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции.     Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

    Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

     Программа рассчитана на 35ч. в год (1 час в неделю).

     Программой предусмотрено проведение:

-         контрольных работ-3;

-         практических работ -1;

-         лабораторных работ- 11 (8 оценочных и 3 неоценочных)

     В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:  социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

                            приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

                            ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;   

                            развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

                            овладение  ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

         Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;          

                                       умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

                                     способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

                                     умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

        Предметном:   выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

                                    соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

                                   классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

                                  объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

                                  различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

                                  сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

                                 выявление приспособлений организмов к среде обитания;

                                 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

                     

     Данная программа составлена для реализации курса биология в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4 - авторской. Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

      Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.

      Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых  на итоговый контроль.

      Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы  определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

       Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.   

       При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме контрольного тестирования.

 

Требования к уровню  освоения  обучающимися программы биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения

В соответствии с требованиями  Стандарта  личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:

Личностных результатов:  1) знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к  живым объектам.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

 

Метапредметных результатов:  овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,  научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметных результатов: 1. В познавательной  (интеллектуальной) сфере:
• выделение  существенных  признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

 • приведение доказательств (аргументация)  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека;  значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,  съедобных и ядовитых грибов;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

 5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии,  Грибы,  Растения,  Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки  живого: клеточное  строение,  питание,  дыхание,  обмен веществ, раздражимость,  рост,  развитие,  размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— основные методы изучения растений;

— основные  группы  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и  многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

 

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать  характеристику  основным  группам  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять  понятия:  «клетка»,  «оболочка»,  « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды»,  «хлоропласты»,  «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

 

Региональное содержание

 

Региональное содержание программы составлено на основе рекомендаций  Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования). Региональное содержание включено в состав 10 уроков, что составляет 30 % от общего числа уроков биологии в 5 классе и направлено на изучение экологических характеристик условий Севера, сезонных явлений в жизни растений и животных Котласского района, знакомство с многообразием представителей грибов, растений Котласского района, охраняемых растений Архангельской области.

 

 

 Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»  6 класс

 

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

В соответствии с учебным планом на изучение  биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часов в год соответственно и 1 час в неделю из регионального компонента, 34 часа в год.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами и проводить биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

 

Знать/понимать:

-           строение и функции клетки,

-           особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений,

-           сведения о таксономических единицах,

-           способы размножения бактерий, грибов, растений,

-           основные этапы развития растительного мира,

-           взаимосвязь растений с факторами среды,

-           взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах,

-           роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве,

-           охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране,

-           основные культурные растения региона, особенности их возделывания

 

Уметь:

-           пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними,

-           вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями,

-           проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник,

-           ухаживать за растениями, выращивать их,

-           проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании,

-           соблюдать правила поведения в природе,

-           работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

 

региональный компонент: 

знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; экосистем своего региона;

уметь:

  • наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Архангельской области;
  • распознавать и описывать наиболее распространённые растения , культурные растения, съедобные и ядовитые грибы.

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·         Биология. 5-11 кл : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. автор составитель Г.М. Пальдяева.  .- М.: Дрофа, 2011. 92 с.

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

Учебный план - 68 часов за год, из них 34 ч по базисному плану и 34 ч из регионального компонента:

34 часа основная программа и 34 часа региональный компонент.

Рабочая программа – 66 часов, резервное время – 2часа

Региональный компонент: 33часа +1 ч резерв

Лабораторных работ – 25

Контрольных работ – 5

Экскурсии -2

 

Учебно-методический комплекс:

Учебник: Пасечник В.В.. Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012

Методическое пособие для учителя: Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6кл. – М.:Вако,2005.

 

 Курс «Животные» 7 класс

 

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционирова­нии биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумера­ция лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в пе­речне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабо­раторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцени­ваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе.

Цели:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими

объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании курса ученик должен:

Знать/понимать:

-           основные черты сходства и отличия животных и растений,

-           основные виды животных своей местности,

-           биологические и экологические особенности животных своей местности,

-           связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,

-           сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,

-           связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,

-           особенности индивидуального и исторического развития животных,

-           роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды,

-           значение животных в природе и жизни человека,

-           законы об охране животного мира

 

Уметь:

-           пользоваться лабораторным оборудованием,

-           определять принадлежность животных к систематическим категориям,

-           вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.

-            

В результате изучения регионального компонента ученик должен:

Знать: Основных представителей фауны Архангельской области, компоненты и трофические уровни основных экосистем, основные виды промысловых животных севера, основные породы сельскохозяйственных животных области;

Уметь: Распознавать наиболее распространённые виды животных Архангельской области, выявлять приспособления местных видов организмов к среде обитания, объяснять взаимосвязи местных видов животных и окружающей среды.

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·         Биология.5-11 кл : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. автор составитель Г.М. Пальдяева.  .- М.: Дрофа, 2011. 92 с.

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

 

Учебный план 68 часов.

Рабочая программа 63 часа.

Резервное время 5 часов.

Лабораторных работ – 14

Контрольных работ – 2

Региональный компонент включён в состав 20  уроков.

 

Учебно-методический комплекс

 

Учебник: Биология. Животные. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Латюшин В.В. Шапкин В.А. издание пятое. М.: Дрофа, 2012.

Методические пособия для учителя:

·         Биология. Животные.7 кл.: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина / авт. Сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

Курс «Человек и его здоровье» 8 класс

             Программа курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.

В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.В 8-м классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, сходство строения и функций организмов человека и животным позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. На основе полученных знаний учащиеся могут обосновывать правила здорового образа жизни, осуществлять выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Цели

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах изучения организма человека;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,

норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

-           систематическое положение человека и его происхождение,

-           особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

-           о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,

-           особенности индивидуального развития организма человека,

-           об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

-           приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

-           правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,

-           факторы, разрушающие здоровье человека,

-           этические нормы межличностных отношений

 

Уметь:

-           распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

-           объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,

-           оказывать первую помощь при несчастных случаях,

-           соблюдать правила личной и общественной гигиены,

-           пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,

-           работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

 

Региональный компонент:

Знать/понимать: Экстремальность условий проживания на Севере; общие принципы адаптации к условиям Севера; особенности организма коренных жителей Севера. Состояние здоровья и особенности эндокринной регуляции жителей Архангельской области; образ жизни северян и здоровье.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·         Биология.5-11 кл : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. автор составитель Г.М. Пальдяева.  .- М.: Дрофа, 2011. 92 с.

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

 

Учебный план –  68 часов.

Рабочая программа –  65 часов.

Резервное время – 3 часа.

Лабораторных работ – 9

Практических работ – 1

Контрольных работ – 3

Региональный компонент включён в состав 12  уроков.

 

 

Учебно-методический комплекс.

 

Учебник: Биология. Человек. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Р.Д.Маш, Д.В.Колесов. М.: Дрофа, 2012.

Методические пособия для учителя:

·         Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И. Н. Беляева « Биология. Человек. 8 класс / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И. Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2010.

·         Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И. Н. Беляева / авт.-сост. Г.Н.Чередникова. – Волгоград, Учитель, 2007.

 

 

 

Курс «Биология. Введение в общую биология и экологию» 9 класс

 

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;   человеке   как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;

   овладение умениями применять биологические знания для объяснения про-­
цессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; ис­-
пользовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о
факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками;  проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собствен-­
ному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания
первой  помощи  себе  и  окружающим;  оценки  последствий  своей  деятельности  по
отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

                Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

                В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

 

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

 

Называть:

- общие признаки живого организма;

- основные систематические категории;

- причины и результаты эволюции.

Приводить примеры:

- усложнения растений и животных в процессе эволюции;

- природных и искусственных сообществ;

- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

- наиболее распространённых видов и сортов растений, видов и пород животных.

Характеризовать:

- строение, функции клеток живых организмов;

- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

- строение и жизнедеятельность живого организма;

- обмен веществ и превращение энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- особенности питания автотрофов и гетеротрофов;

- дыхание. Передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

- размножение, рост и развитие живых организмов;

- вирусы как неклеточные формы жизни;

- среды обитания организмов, экологические факторы4

- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

- искусственные сообщества, роль человека в их продуктивности.

Обосновывать:

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

- влияние экологических факторов на здоровье человека;

- меры профилактики появления вредных привычек;- влияние человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

- организмы царств живой природы;

- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных и человека;

Сравнивать:

- строение и функции клеток растений и животных;

- организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;

Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, профилактики заболеваний;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приёмов хранения продуктов, профилактики отравлений и заболеваний;

- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

- о движущих силах эволюции для объяснения её результатов.

Делать выводы:

- о клеточном строении организмов всех царств;

- о родстве и единстве органического мира;

- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Региональный компонент:

знать / понимать:

- признаки биологических объектов: организмов растений, животных. Грибов, бактерий, популяции, экосистем и агроэкосистем Архангельской области;

уметь:

- объяснять роль биологии в практической деятельности жителей Архангельской области, взаимосвязи местных видов организмов и окружающей среды, биологического разнообразия в сохранении региональных экосистем, необходимость защиты природы Севера, экстремальность условий проживания человека на Севере и его адаптации к ним;

- наблюдать за ростом и развитием растений и животных местных видов. Сезонными изменениями в природе Архангельской области;

- распознавать и описывать наиболее распространённые растения, животные, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные своей местности;

- выявлять приспособления местных видов организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистемах Архангельской области;

- анализировать и оценивать воздействие условий Севера на здоровье человека в экосистемах Архангельской области;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в различных региональных источниках необходимую информацию о биологических системах (в том числе и с использованием информационных технологий);

- использовать приобретённые знания и умения для сохранения здоровья людей, проживающих в условиях Европейского Севера.

 

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·         Биология.5-11 кл : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. автор составитель Г.М. Пальдяева.  .- М.: Дрофа, 2011. 92 с.

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

 

Учебный план –  68 часов,

Рабочая программа – 65 часов, из них 3 часа – резервное время.

Лабораторных работ – 5. 

Региональный компонент включён в состав 14 уроков.

Контрольно-обобщающих уроков – 3 

 

 

УМК:

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 303, [1].: ил.

Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биология и экологию»: Пособие для учителя.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-128с.

Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь / В.В.Пасечник, Г.Г. Швецова.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.- 91с.

Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы, (авторская линия В.В. Пасечника).- СПб.: Паритет, 2010.- 160с.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. / Кузнецова В.Н., Прилежаева Л.Г. - М.: «Интеллект-Центр», 2006.-136с.

 

 

Курс «Биология. Общая биология. 10-11 класс»

      

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

 

На изучение биологии на базовом  уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает  обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·                овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

·                воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

·                использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

 

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует  стандарту. Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии на базовом уровне  в 10 классе ученик должен

знать /понимать

·                основные положения биологических теорий (клеточная,); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·                строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;

·                сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

·                вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·                биологическую терминологию и символику;

уметь

·                объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

·                решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

·                выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·                сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·                анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·                находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·                оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·         Биология.5-11 кл : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника. автор составитель Г.М. Пальдяева.  .- М.: Дрофа, 2011. 92 с.

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

 

Рабочая программа, 10 класс: 33 часа, 2 ч – резервное время.

Лабораторных работ – 2 

Практических работ – 2

Контрольных работ – 2

Региональный компонент – 4

 

Рабочая программа, 11 класс:

Рабочая программа – 33 часа, 2 ч – резервное время

Лабораторных работ – 3 

Практических работ – 4

Региональный компонент – 7

Учебник:

Основной учебник: Биология. Общая биология.10-11 кл: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник – М.: Дрофа, 2012

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

·                основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

·                строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

·                сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

·                вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

·                биологическую терминологию и символику;

уметь

·                объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

·                решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

·                описывать особей видов по морфологическому критерию;

·                выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

·                сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

·                анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

·                изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

·                находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

·                оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·                оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Курс «Биология. Общая биология. 10-11 класс». Профиль.

 

Различие целеполагания  для базового и профильного уровней состоит в том, что,  если на базовом уровне цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни, то на профильном уровне основная цель состоит в подготовке старшеклассников к будущей профессиональной деятельности, формировании у них элементарных умений и навыков, необходимых для продолжения биологического образования в высших учебных заведениях соответствующего профиля, а также объёма биологических знаний, достаточного дня продолжения образования и самообразования.

Рабочая программа составлена на основе:

·         Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2012).

·          

·         Программы регионального компонента среднего основного общего образования Архангельской области – составители: А.П.Лавринова, С.И.Нехорошкова. - АО ИППК РО, 2006 (в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования).

Учебный план  -   102 ч (3 часа в неделю)

Рабочая программа  – 94 ч

Резерв – 8 ч

Лабораторных работ - 2

Практических работ - 2

Контрольных работ - 4

Региональный компонент – 3

УМК:

Учебник: Захаров В.Б. и др. Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2012 -624с.: ил.

Дополнительный учебник: Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии под ред. А.О. Рувинского – М.: Просвещение,  1993 – 544 с.: ил.

Литература  для учителя:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002 и др.

 

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1.       Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

2.       Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.

3.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2010.

4.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2010.

5.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2010.

6.       Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004 - 2013.

7.       В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

8.       Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

9.       А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

10.    А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

11.    Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998. и др.

 

Предполагаемые результаты обучения

10 класс:

 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:


Характеристика содержания биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности); законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования); принципов (чистоты гамет, комплементарности); выделение существенных признаков строения биологических объектов (клетки: химический состав и строение; генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов) и биологических процессов и явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковьтх растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов;

• объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических теорий, законов и правил;

• установление взаимосвязей строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосиятеза;
• умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;
• решение задач разной сложности по биологии;
• составление схем скрещивания, • описание клеток растений и животных (под микроскопом), описание микропрепаратов;

• сравнение биологических объектов (клетки растений, животных, грибов и бактерий), процессов и явлений (обмен веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение, зародыши человека и других млекопитающих и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка этических аспектов современных исследований в биологической науке;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;
• освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

11 класс

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Характеристика содержания биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
выделение существенных признаков строения биологических объектов (видов и экосистем) и биологических процессов и явлений (получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизируюшего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы);

• объяснение роли биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; причин эволюции видов, человека, биосферы; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;
• приведение доказательств взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;
• установление взаимосвязей движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
• умение пользоваться современной биологической терминологией и символикой;
• решение задач разной сложности по биологии;
• составление схем путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
• особей вида по морфологическому критерию, экосистем и агроэкосистем своей местности;
• выявление изменчивости, приспособлений у видов к среде обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своего региона;
• исследование биологических систем на биологических моделях (аквариум);
• сравнение биологических объектов (экосистемы и агроэкосистемы), процессов и явлений (искусственный и естественный отбор, способы вядообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и формулировка выводов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных изменений в биосфере;
• определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
3. В сфере трудовой деятельности:
• освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде.

 

 

Актуально
Послание Президента РФ Федеральному Собранию
Российское движение школьников
Национальный проект "Образование" 2019-2024гг.
Всероссийские проверочные работы
Электронный журнал
2020 год - Год памяти и славы в РФ
РДШ МБОУ "Ярабайкасинская СОШ"
2021 - Год, посвященный трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей
Горячее питание
ГИА-11, ГИА-9
Навигатор дополнительного образования детей Чувашской Республики
Школьный спортивный клуб
Система методической работы в школе
Новости
Реквизиты
<Декабрь 2020>
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Rambler's Top100 TopList