System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Статья Удиной Т.Н. / МБОУ "Анат-Кинярская СОШ» Чебоксарского района / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Директор
Майорова Татьяна Михайловна
Вĕренÿ организацийĕ çинчен калани
Сведения об образовательной организации
Тĕп информаци
Основные сведения
Вĕренÿ организацийĕн тытăмĕ
Структура и органы управления
образовательной организации
Документсем
Документы
Вĕренÿ
Образование
Вĕрентекенсен йышĕ
Руководство. Педагогический состав
Вĕренÿ стандарчĕсем
Образовательные стандарты
Вĕренĕве пурлăхпа техника
никĕсĕ çинче йĕркелени
Материально-техническое
обеспечение и оснащенность
образовательного процесса
Ирĕклĕ ĕç вырăнĕ
Вакантные места для приема
(перевода)
План по улучшению качества работы
МБОУ "Анат-Кинярская СОШ"
Стипендисем
тата ытти пулăшу
Стипендии и иные виды
материальной поддержки
Тÿлевлĕ вĕренÿ
Платные образовательные услуги
Укçа-тенкĕпе
хуçалăх ĕçĕ-хĕлĕ
Финансово- хозяйственная
деятельность.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Международное сотрудничество
Ҫĕнĕ хыпарсем Новости
Новости
Информационная безопасность
Локальные акты
Нормативное регулирование
Педагогам
Родителям
Ученикам
Детские безопасные сайты
Сăнӳкерчĕксем Фотоотчеты
фотоотчеты
Сайт хыпарĕсене ҫырăнасси Подписаться на новости сайта
Подписаться на новости сайта
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Статья Удиной Т.Н.

Удина Т. Н.,

директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары,

Председатель Муниципального Координационного Совета

Службы практической психологии в системе образования города Чебоксары, член ООО «Федерация психологов образования России»,

член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»

(город Чебоксары, Российская Федерация,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

 нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество»

города Чебоксары Чувашской Республики,

E-mail: tanudin@mail.ru)

 

Сопровождение инноваций в образовании специалистами ППМС-центров

как условие для формирования культуры безопасного образа жизни

и успешной социализации детей в муниципальной системе образования

 

В данной статье представлены работа Службы практической психологии в системе образования города Чебоксары Чувашской Республики, а также опыт, полученный базовой стажировочной площадкой - МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары  по успешной социализации детей в рамках реализации направления «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (проект 3 «Распространение в субъекте Российской федерации моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся») региональной программы развития образования.

Многие ученые из различных областей социальных наук и аналитики сферы образования предлагают российскому обществу новый взгляд на образование как отрасль экономики. В ракурсе современных представлений образование конкретного человека есть его своеобразный капитал, то есть особый ресурс, который он может конвертировать в свои ближайшие и будущие достижения. Таким образом, отрасль образования в России, как и в любой другой стране мира, уже не может являться затратной и неэффективной частью экономики, так как все больше и больше начинает приобретать прикладной характер в области развития личности каждого гражданина, его успешной социализации на всех этапах жизненного цикла и создания стартовых условий для постоянного повышения качества его жизни. Тем не менее, в образовательной практике на уровне многих муниципальных систем образования (далее – МСО) изменения в подходах к воспитанию и обучению детей не происходят так быстро и так качественно, как того требуют жизнь в глобальном мире, родительские ожидания и особые потребности современных детей. В последние годы в российской системе образования сделано немало попыток придать ей инновационный характер развития, создать работающие сети, системы и структуры, которые смогут решать актуальные проблемы формирования у подрастающего поколения культуры безопасного образа жизни, развития потенциала у воспитанников детских садов к «обучению в течение всей жизни», достижения учащимися школ предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов в соответствии с новыми уже действующими и вводимыми Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). На данном этапе развития региональных систем образования большинство инноваций инициируется и реализуется в общеобразовательных учреждениях, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее ППМС-центрами), которые являются структурными единицами МСО.

С одной стороны, общепризнанно, что сегодня каждое образовательное учреждение как социальный институт находится на перекрестке не всегда согласованных между собой интересов: интересов государства, интересов общества и личных интересов граждан. Так, государственные институты обозначают свои интересы в области повышения социальной активности отдельных людей и социальных групп, в усилении инициативы и инноваций во всех отраслях экономики. Этот тезис можно подтвердить цитатой из выступления национального лидера нашей страны: «…темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня». И там же: «Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни – лучшей в поощрении таланта и успеха». Интересы общества провозглашаются разными социальными институтами, и все же, смысловое содержание высказываний разных лидеров и представителей разных социальных групп, по существу, сводится к одному: к необходимости повышения качества жизни российских граждан и созданию среднего класса. Аксиоматично и то, что личные интересы граждан – это огромный спектр  ожиданий и предпочтений. Если поставить задачу по обозначению интересов одного типичного представителя зарождающегося среднего класса, как основной социальной группы здорового общества, то можно предположить, что его ключевым интересом, адресованным к сфере образования, будет благополучие его собственных детей, получение ими образования такого качества, которое позволит поддерживать постоянно изменяющиеся стандарты жизни в мире, где усиливаются процессы глобализации и где личная конкурентоспособность должна быть весьма высока.

С другой стороны, не подлежит сомнению тот факт, что с управленческой точки зрения именно на уровне МСО каждому образовательному учреждению нужна поддержка и помощь при внедрении и реализации инноваций, многие из которых лежат в плоскости психологизации и технологизации педагогического труда. Например, реализация провозглашаемого в концептуальных стратегических документах принципа индивидуализации образования, работа в условиях распространения инклюзивного образования, участие в создании системы поиска и поддержки талантливых детей и т.д. Наряду с этим, претерпевают существенные изменения традиционные представления о роли педагогов. Процессы, происходящие сегодня в обществе и в системе образования, диктуют необходимость освоения педагогами новых профессиональных и социальных ролей («учитель-фасилитатор», «учитель-тьютор», «учитель-менеджер», «сетевой учитель», «учитель-консультант» и т.д.). Однако, по словам социолога А.М. Осипова, «социологическое наблюдение процессов профессиональной адаптации учителей позволяет заметить важную особенность поведения многих педагогов – преобладание среди них необоснованного романтизма, который нередко сменяется профессиональным пессимизмом, разочарованием в отношении своей роли в школе и обществе, выгоранием учителей. Один из источников этого состояния – в изначальной романтизации педагогического труда, при которой, к сожалению, сохраняется незнание социальных функций и реальной структуры системы образования. Можно утверждать, по крайней мере, применительно к российским реалиям, что будущие инженеры или врачи по сравнению с учителями лучше подготовлены функционально. Они в основном лучше представляют себе структуру отраслевой организации, индивидуальное рабочее место, характер и саму технологию своей будущей работы, чем выпускники педагогических факультетов».

Во многих странах в настоящее время наблюдается схожая тенденция: отрасль образования, развиваясь и изменяясь, все же неуклонно стремится к тому, чтобы профессионализировать своих работников, технологизировать их труд и процесс управления ими. В докладе Барбера под названием «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах?», в частности, говорится: «Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора:

1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;

2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;

3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

Таким образом, в новых социально-экономических и общественно-политических реалиях многие педагоги как агенты социализации детей, транслируя определенный характер субъект-субъектных взаимодействий во время обучения и воспитательных воздействий, без специальной помощи и поддержки, вряд ли смогут в короткие сроки создать необходимые условия для  успешной социализации различных групп детей.

Важно и то, что МСО в настоящее время это очень разные по своим возможностям и результатам системы, так как пока еще продолжается активное реформирование региональных систем образования, в результате которого происходят как некоторые потери возможностей в рамках муниципалитетов, так и  приобретения. В условиях «новых» экономических отношений конкурентоспособность МСО во многом предопределяет сохранение и развитие муниципалитета как самостоятельного экономического субъекта. Поэтому муниципалитеты ясно осознают необходимость специальной помощи и поддержки педагогам, но в разных муниципалитетах такая помощь и поддержка оказывается очень по-разному и организационно, и методически. В качестве одного из важных источников специальной помощи и поддержки для образовательных учреждений и педагогов в МСО города Чебоксары Чувашской Республики выступают ППМС-центры и работающие в них специалисты помогающих и развивающих профессий: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, методисты, медицинские психологи, психотерапевты и др. Служба практической психологии в системе образования города Чебоксары (далее – Служба) является одной из наиболее динамично развивающихся муниципальных служб подобного профиля в Чувашской Республике. Кадровый потенциал Службы высок: более половины специалистов Службы из числа работников образовательных учреждений и ППМС-центров имеют квалификационную категорию. В последние десять лет, начиная с 2001 года, Службой инициированы и реализованы многие инновационные направления работы. Это:

1.     Профессионализация школьных психологов, модернизация работы методических объединений педагогов-психологов;

2.     Внедрение достижений практической психологии и дефектологии в практику деятельности образовательных учреждений через профилактические проекты и программы, такие, как «Школа психологического здоровья», «Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся», «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», «Антитабачный веритизм», «Социализация детей через Большие психологические игры», «Дети-инвалиды: интеграция в обществе средствами арт- и музеетерапии», «Создание Школьных Служб Примирения для несовершеннолетних», «Остров надежды», «Профессиональное устройство детей в семью», «В жизнь без конфликтов», «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС», «Подготовка муниципальной группы волонтеров (медиаторов-ровесников) по профилактике и разрешению конфликтов в среде несовершеннолетних»» и др.;

3.     Применение коррекционно-реабилитационного оборудования (сенсорная комната, аппарат биологической обратной связи) для преодоления неуспешности в обучении и проблем в развитии  детей и подростков;

4.     Реализация программ сопровождения профессионализации педагогов с целью повышения их психологической компетентности по применению индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей и принципа индивидуализации образования;

5.     Разработка, адаптация  и апробация диагностического инструментария для проведения мониторинговых исследований и кадрового аудита;

6.     Реализация социально-образовательных проектов по сопровождению инноваций для МСО и региона: «Внедрение единой модели психолого-педагогического сопровождения учащихся школ», «Открытое образование», «Тьюторские технологии в образовании», «Безопасная школа для детей и взрослых», «Мое образование»;

7.     Образование детей и взрослых по лицензированным индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим и коррекционно-реабилитаци­онным дополнительным образовательным программам.

Работа Службы в рамках единой модели психолого-педагогического сопровождения учащихся школ осуществляется по 7 основным направлениям деятельности:

-       сохранение и укрепление здоровья детей;

-       развитие психологической компетенции педагогов и родителей;

-       сопровождение детей с проблемами в здоровье и развитии;

-       гармонизация отношений детей и взрослых;

-       сопровождение профильного обучения в школе и индивидуализации образования;

-       сопровождение воспитательного процесса в школе;

-       выявление и поддержка одаренных детей.

В рамках единой модели сопровождения учащихся в 2010-2011 учебном году в школах города Чебоксары были запланированы и проведены мероприятия, которые являются ежегодными и обязательными для обеспечения качественного сопровождения детей в школах и создания условий для их успешной социализации, а именно:

-       профилактические занятия с учащимися 1-ых и 5-ых классов в адаптационный период (охват в среднем на одну школу: 70-80 учащихся);

-       классные часы по профессиональному информированию с учащимися 9-ых, 10-ых, 11-ых классов (охват в среднем на одну школу: 40-50 учащихся);

-       индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по освоению учебных навыков для учащихся 1-4-ых классов (охват в среднем на одну школу: 150-170 учащихся групповые занятия и 20-25 учащихся индивидуальные занятия);

-       индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по преодолению школьной и социальной дезадаптации для учащихся 5-8-ых классов (охват в среднем на одну школу: 130-150 учащихся групповые занятия  и 20-25 учащихся индивидуальные занятия);

-       групповые развивающие занятия по сопровождению профильного обучения для учащихся 9-11-ых классов (охват в среднем на одну школу: 100-120 учащихся);

-       индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по сопровождению детей с особенностями в развитии и здоровье для учащихся 1-8-ых классов (охват в среднем на одну школу: 70-80 учащихся групповые занятия и 10-15 учащихся индивидуальные занятия);

-       участие в мероприятиях городского, республиканского и т.п. уровня;

-       проведение мероприятий в рамках общешкольного плана работы с участниками образовательного процесса;

-       проведение мероприятий по запросу.

В Службе в настоящее время функционируют три муниципальных бюджетных образовательных учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В данных образовательных учреждениях работают 29 специалистов, в том числе 20 педагогов-психологов. Все три ППМС-центра имеют базовую компетентность, закрепленную приказом учредителя – Управления образования администрации города Чебоксары:

-   для МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары: «Обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях»;

-   для МБОУ «Центр ПМСС «Развитие» г. Чебоксары: «Обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях»;

-   для МБОУ «Центр ППРиК «Семья» г. Чебоксары: «Обеспечение психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и семей группы риска».

Такая специализация ППМС-центров в рамках МСО позволяет в условиях относительно небольшого числа работников в данных учреждениях обеспечивать значительный охват участников образовательного процесса различными направлениями работы. Так, например, только в 2011 году в социально-образовательные проекты было вовлечено более 6000 участников образовательного процесса. Далее приведена сводная информация о результатах работы ППМС-центров города Чебоксары за 20102011 учебный год:

1.     Консультационную помощь, в том числе психологическую, методическую и организационно-управленческую получили около 6300 человек-детей, их родителей, педагогов и управленцев.

2.     Психолого-педагогическим просвещением (родительские собрания, классные часы, встречи, выступления на педсоветах, участие в теле и радиопередачах и т. п.) было охвачено не менее 6500 человек.

3.     Психодиагностическими процедурами было охвачено не менее 9500 участников образовательного процесса.

4.     В индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, процедурах и сеансах приняли участие более 4500 человек.

Специалистами ППМС-центров города Чебоксары проводится работа по разработке, адаптации, апробации и реализации дополнительных образовательных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа, их родителей и педагогов. В 2010–2011 учебном году в ППМС-центрах были реализованы следующие образовательные программы:  «Развиваем способности»; «Качество жизни»; «Общение без проблем»; «Выбираем будущее»; «Обучение без проблем»; «Социализация без проблем»; «Изобразительное творчество и психомоторика»; «Обучение грамоте и развитию речи»; «Психология для малышей»; «Развитие математических представлений и логики»; «Коррекция и профилактика неуспеваемости»; «Психология отношений»; «Психология поведения»; «Профессиональная ориентация»; «Психология для малышей»; «Маленькие затейники»; «Вместе весело шагать»; «Один и вместе»; «Мне не страшно»; «Послушный язычок»; «Дай себе зазвучать»; «Волшебный мир здоровья»; «В гостях у сказки»; «Все в твоих руках»; «Толерантность: твой шаг».

В рамках муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании», который стал логическим продолжением муниципального социально-образовательного проекта «Открытое образование», в 20092011 годах на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары функционировала Муниципальная Школа Тьютора (МШТ). Основными ключевыми задачами МШТ являлись – расширение представлений педагогов о деятельности тьютора как особой культуре и особой профессии, обучение педагогов образовательных учреждений технологиям тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ учащихся, оказание помощи педагогам в формировании тьюторской педагогической позиции и тьюторских компетентностей. В 2011 году сеть из 11 образовательных учреждений, участвующих в реализации муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании» получила статус Регионального центра развития тьюторских практик (сертификат МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»), кроме того, 9 из 11 образовательных учреждений стали тьюторскими стажировочными площадками на уровне МСО.

Ежегодно специалисты ППМС-центров активно участвуют в научно-практических конференциях, публикуют свои методические разработки и информационно-аналитические материалы. В 20102011 учебном году были выпущены следующие информационные сборники:

1. Информационный сборник «Взаимодействие образовательных учреждений с ППМС-центрами в системе образования города Чебоксары».

2. «Индивидуализация образования (сборник примеров практик). Информационно-методический бюллетень № 1 по итогам реализации республиканского проекта «Мое образование».

3. «Кейс-метод как инструмент работы педагога-тьютора». Информационно-методический бюллетень № 1 по итогам реализации муниципального сетевого проекта «Тьюторские технологии в образовании».

Ежегодно специалисты ППМС-центров организуют и проводят большие психологические игры, массовые профилактические мероприятия для детей и подростков. Так, в 20102011 учебном году была проведена вторая городская дистанционная профориентационная олимпиада «Дорога к профессии» для учащихся 9-10-х классов, в которой приняло участие около 300 учащихся.

В 2010–2011 учебном году силами сотрудников городских ППМС-центров организовано и проведено 114 научно-практических мероприятий для педагогической общественности столицы: конференций, семинаров, совещаний, форумов, комиссий, методобъединений и т.п., в которых участвовало 2552 человека.

Таким образом, можно утверждать, что специалисты ППМС-центров и педагоги-психологи образовательных учреждений города Чебоксары выполняют роль «агентов  изменений», оказывая им научно-обоснованную и практикоориентированную помощь и поддержку при внедрении инноваций, стимулируя образовательные учреждения к формированию культуры безопасного образа жизни у участников образовательного процесса и в создании условий для успешной социализации детей.

Итак, вот уже на протяжении почти двадцати лет, в образовании России  происходят процессы модернизации и трансформации, результатом которых становятся, так называемые, «новые правила игры» и, тем самым, создаются предпосылки для устойчивого социально-экономического развития регионов. Постепенно происходит изменение роли государства в финансировании образования на всех уровнях, все больше, и больше государство содействует становлению конкурентных механизмов выделения средств и ресурсов на инновационное развитие региональных и муниципальных систем образования. Внутри самих региональных образовательных систем тоже происходят институциональные изменения, то есть изменения норм, правил и отношений, регулирующих и характеризующих деятельность образовательных учреждений и участников образовательного процесса. Особенно активно этот процесс стал протекать благодаря реализации федерального приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), а также региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО). В системе приоритетов развития Чувашской Республики, обуславливающих инновационный прорыв и прописанных в Концепции инновационного развития Чувашской Республики до 2020 года, отрасль образования выделена первой и указывается, что «необходима модернизация в образовании, как по содержанию, так и в технологии процесса обучения. Предполагается внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования на всех уровнях.

Служба практической психологии в системе образования города Чебоксары вносит свой вклад в появление новых институтов профессионализации учителей через развитие новых услуг, оказываемых специалистами ППМС-центров. Необходимо особо отметить, что, несмотря на то, что современные учителя имеют широкий спектр разнообразных возможностей в области повышения квалификации и самообразования, это не всегда приводит к осознанию ими собственной профессиональной позиции, как набора конкретных установок и ориентаций, системы личных отношений и оценок внутреннего опыта, реальности и перспектив, а также собственных притязаний, реализуемых в определенной профессиональной среде. Так, например, при изучении установок педагогов школ города Чебоксары на использование в практике деятельности личностно-ориентированной модели взаимодействия с учащимися по анкете, приведенной в книге «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе», только в 4% школ и в 19% дошкольных учреждений наблюдалось преобладание педагогов, психологически настроенных на личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися и воспитанниками. В остальных же образовательных учреждениях такие педагоги оказались в подавляющем меньшинстве. Исследования, проведенные в МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары в процессе отбора претендентов на вакантные должности в новое престижное общеобразовательное учреждение города, показали, что только 30% педагогов осознанно разделяют ценности гуманистического подхода к взаимодействию с детьми. Исследования, проведенные в разных регионах России под руководством В.Г. Маралова, показывают аналогичные данные: «…от 60% до 70% педагогов (учителей, дошкольных работников и др.) ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, несмотря на широкое распространение гуманистических идей, личностно-ориентированного обучения, как в теории, так и в практике».

Поскольку, по мнению Л.М. Митиной, «фундаментальным условием профессионального развития педагога является переход на более высокий уровень профессионального самосознания», не исключено, что освоение учителем новых ролей «учителя-фасилитатора» или «тьютора», как следующего шага на пути профессионального развития при реализации идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», неизбежно будет сопряжено с теми или иными коммуникативными трудностями, требующих особого вида помощи специалистов. Понятие «трудность» понимается в данном случае как какое-либо препятствие или субъективное ощущение появления «разрыва в деятельности» человека.

Многолетняя практика автора статьи по консультированию учителей, а также рефлексивные высказывания участников тренинговых занятий дают основания утверждать, что ключевыми трудностями при взаимодействии учителей с детьми являются такие их состояния, когда они чувствуют «предубежденность некоторых детей по отношению к себе или свою собственную предубежденность», «сталкиваются с агрессивными проявлениями детей, их закрытостью или пассивностью». Некоторые учителя указывают на те трудности взаимодействия, которые связаны «с несерьезностью детей, их эгоцентризмом или тревожностью». Многие высказывают свою потребность в том, чтобы «приобрести ясную систему действий в той или иной ситуации, опираясь на новые идеи и взгляды, которые существуют в современной психологии», а также «получить методики, позволяющие защитить себя от негативного воздействия со стороны людей». Значит, взаимодействуя с детьми, учителям трудно работать с группой или классом, когда одновременно необходимо оказывать влияние на индивидуальное состояние конкретного ребенка или подростка и контролировать собственное поведение. В общении с родителями учащихся педагоги испытывают трудности в тех ситуациях, если «родители всячески защищают своего ребенка, даже, если он категорически неправ», «покрывают его ложь и не хотят совместного подхода к воспитанию, к конкретным действиям», если «родители приходят в школу, когда сами чем-то недовольны и их цель – высказать свое недовольство», если «родители не верят учителю, а верят ребенку, не хотят видеть недостатки своих чад», а также и наоборот, если «родители слишком полагаются на учителя, самоустраняются, считают, что большую часть работы должен делать учитель». Многие учителя отмечают «закрытость» родителей, понимая под этим, что «родители имеют свою позицию, не слышат аргументов с другой стороны, предъявляют требования, которые невозможно выполнить, пытаются говорить с позиции административного лица, соглашаются, но ничего не делают». Значит, взаимодействуя с родителями многим учителям трудно преодолевать их возражения при разъяснении собственных педагогических взглядов.

Контент-анализ письменных рефлексивных высказываний педагогов, посещавших тренинговые занятия в МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, позволяет сделать вывод о том, что многие современные учителя затрудняются в своей практической деятельности использовать теоретические знания в области психологии общения с детьми и родителями. Педагоги фактически не осваивают те ролевые позиции, которые ими до конца не осознаны, не осмыслены и не зафиксированы в их индивидуальном опыте, поэтому их высказывания и поступки порой противоречивы, а значит, не могут в полной мере стать основой для усвоения их детьми, затрудняя процесс социализации. Поэтому в городе Чебоксары на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары по заявкам школ успешно реализуется специальная программа сопровождения профессионального развития педагогов, направленная на создание условий для осознания ими профессиональной позиции, для получения квалифицированной помощи от специалистов и для получения реального личного опыта ведения конструктивного диалога с детьми, родителями и коллегами, проведения интерактивных групповых встреч и т.п.  Данная программа включает в себя следующие мероприятия:

1.     Проведение семинаров для педагогического коллектива по осмыслению теоретических основ концепции развития образовательного учреждения;

2.     Диагностические процедуры по определению коммуникативных трудностей учителей;

3.     Диагностические процедуры по определению уровня выраженности профессионально-важных качеств учителей;

4.     Планирование групповых и индивидуальных форм работы с учителями в соответствии с результатами диагностики;

5.     Проведение групповых и индивидуальных занятий с учителями (в форме тренингов, коуч-сессий, проектных семинаров, имитационных и ролевых игр и т.п.);

6.     Проведение индивидуальных психологических консультаций с учителями;

7.     Изучение изменений в ролевом поведении учителями;

8.     Обеспечение регулярных процедур по обмену опытом в области преодоления личных коммуникативных трудностей учителей через систему тьюторского сопровождения;

9.     Вовлечение учителей в инновационную деятельность, фасилитация групповой работы;

10.    Планирование горизонтальной карьеры учителей.

Опыт реализации данной программы свидетельствует, что педколлективы, получившие вышеназванную помощь и поддержку, демонстрируют более выраженную готовность к реализации инноваций. Так, практически все образовательные учреждения, которые заказали вышеназванный комплекс услуг, впоследствии стали победителями и призерами различных российских, республиканских и городских конкурсов  инновационных проектов.

В заключение, еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что долгосрочные планы в образовании в наше время в большей степени должны концентрироваться на планах профессионального развития кадров системы образования всех ступеней обучения от детского сада до академии в направлении повышения их мотивации к освоению новых технологий осуществления профессиональной деятельности и собственного профессионального развития. Тогда результаты инновационного развития экономики и социальной сферы быстрее и явственнее обнаружатся в повседневной жизни каждого человека. Ведь, как пишет известный футуролог Э. Тоффлер,«технология – основа… экономических перемен. Это не означает, что технология – единственный источник изменений в обществе. Социальные перевороты могут быть вызваны изменением в химическом составе атмосферы, изменениями климата, плодородия почвы и многими другими факторами. Тем не менее, технология, бесспорно, – главная сила, лежащая в основе ускоряющего рывка».

Теория гласит, что каждая социальная группа может дать ребенку в процессе социализации только то, чему они обучены и таким образом, как они социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым. В связи с этим, педагогам, чтобы создать условия для успешной социализации детей, зачастую самим надо пройти и через десоциализацию, и через ресоциализацию. И на этом пути сопровождение специалистами ППМС-центров инновационной деятельности педагогов становится весьма актуальным и полезным, так как, по сути, в этом процессе происходит передача педагогам новых технологий работы с детьми.

РФ Президенчĕ Федераци Пухăвне янă Ҫыру. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Организация питания учащихся
летний отдых детей 2021
Электронный журнал
Федераллā патшалăх вĕренÿ стандарчĕсем ФГОС
О языках образования
урок цифры
проетория
точка роста
НОКО
Пĕрлĕхлĕ патшалăх аттестацийĕ ГИА
Билет в будущее
Засветись в темноте и стань заметным на дороге
Пĕрремĕш класа йышăнасси. Прием в первый класс
Молодежь Чебоксарского района Чувашии
Всероссийская олимпиада школьников
сайт учителей МБОУ "Анат-Кинярской СОШ"
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
«Российское движение школьников» РДШ
Реализация национального проекта «Образование» в Чувашской Республике
Профсоюз
За здоровый образ жизни
мы в вконтакте присоединяйтесь
Вĕренӳ кĕнекисемпе пособисен шучĕ. Перечень учебников и учебных пособий
ВНИМАНИЕ - ДЕТИ!
Реквизиты
<Апрель 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Rambler's Top100 TopList