System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Анализ художественного произведения / / Портал образования ЧР

Внимание!!!

Портал образования Чувашии закрыт

Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Образование Чувашии
Единая Образовательная
Информационная Среда
Чувашской Республики
Поиск
Get Adobe Flash player
Анализ художественного произведения

Николаева Н.Г.,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Индырчская СОШ»

 

 

Эстетический анализ

 

              В последнее время многие программы литературного образования в школе предлагают изучение художественного произведения как произведение искусства (эстетический анализ). Эстетика работает с категориями «прекрасного», «безобразного», «возвышенного», «комического», «трагического». Это сфера чувств. По мнению М.М. Бахтина, эстетический подход заключается в том, чтобы рассмотреть текст литературного произведения как «совокупность факторов художественного впечатления».

              Под художественным впечатлением понимают воздействие на сферу чувств.  Произведение должно затронуть душу, взволновать, рассердить, даже разъярить, успокоить, заставить хохотать – все что угодно, лишь бы читатель не остался равнодушным. Если читатель не получает от книги художественного впечатления, то его общение с писателем не состоится.

              К эстетическому анализу относятся задания типа: «какие приемы использовал автор», «найдите средства художественной выразительности» и т.п.

              Задача эстетического анализа – понять, в чем заключается красота произведения подлинного искусства, или, наоборот, найти, что в нем плохо, что не так, объяснить, почему нет гармонии.

              Эстетический анализ может проводиться и с целью оценки текста произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвопоэтический подход

 

              Лингвистическая поэтика – это наука на стыке языкознания и литературоведения. Она по самой своей сути направлена на то, чтобы путем анализа языка (строгими лингвистическими методами) объяснить суть возникающею эстетического эффекта или прийти к литературоведческим обобщениям.

               Лингвистический анализ по своей сути – эстетический, его иногда так и называют: лингвоэстетический.

               Лингвопоэтический анализ устанавливает, как план выражения (языковая форма текста) участвует в формировании его содержания. А содержание художественного текста – это уже область литературоведения. Поэтому лингвопоэтический и литературоведческий подходы тесно связаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формальный анализ

     

               Формальный анализ – наблюдение за формой.

               Это необходимый, но только первый анализ-этап анализа художественного текста.

               С «материалистической» точки зрения анализ текста – это описание особенностей формы художественного произведения: сколько в нем слов, какие это слова, в какие группы объединяются, как соединены, в какой последовательности.

               Формальный анализ по своему существу – лингвистический. Он не выходит за рамки констатации факта: сколько чего и каких языковых явлений обнаруживается в тексте. К формальному анализу относятся и школьные задания типа: «Найдите синоним, односоставные предложения, глаголы совершенного вида, эпитеты » и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный анализ

 

              Почему так устроен автором текст, а не иначе? – вот главный вопрос, которым руководствуется содержательный анализ. На уровне событий поступков героя нельзя останавливаться, что кто-то кого-то убил, надо попытаться понять, зачем автору понадобилось, чтобы кто-то кого-то убил.

             Содержательный анализ может быть совершенно разным, в зависимости от выбранного «угла зрения» (подобно тому, как характеризировать человека можно с разных сторон: внук, ученик,  пациент, телезритель, клиент и т. д. ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Литературоведческий подход

   

                Литературоведение рассматривает текст со стороны его содержания, темы, идеи и т.  д. Литературоведческий анализ определяет, к какому литературному роду относится произведение, к традиции какого литературного направления принадлежит, к какому жанру и т.  д.

                В рамках литературоведческого подхода анализируются средства художественной выразительности. Отсутствие их также может быть средством выразительности.

                Анализ структуры литературного произведения заключается в том, чем определяется его композиция, - то есть сюжетное построение, расположение частей, их соотношение и т. д. Кроме сюжета анализируются и внесюжетные элементы: лирические отступления, вставные эпизоды.

                При анализе сюжетного построения следует обратить особое внимание на пользование временем и местом в повествовании. Пространство, в котором происходит действие, может быть большим, а может сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым. Писатель творит и время, в котором протекает действие произведения. Оно может охватить столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно. Оно может интенсивно заполняться событиями или основываться «пустым», бессобытийным. Символично, если время в произведении движется  от весеннего и летнего расцвета к осенней грусти. Такое течение времени характерно, к примеру, для мира тургеневской прозы.

               При литературоведческом анализе рассматривается роль диалогов и монологов, портрета, пейзажа, интерьера и т.  д.

               Анализ персонажей, с данной точки зрения, предполагает систематизацию, группировку. Простейший случай – разделение всех действующих лиц на друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Анализ «сверху вниз»

 

                 Означает, что сначала сообщается какая-та идея, имеющаяся в художественном тексте, которую и должен «подтвердить» анализ.

                 К примеру, заранее говорится: «Здесь поэт передает глубину и искренность чувства дружбы и любви». А затем дается задание:  «Покажите, с помощью каких средств это происходит?» Это самый распространенный школьный подход.

                

 

 

                                                   Анализ «снизу вверх»

      

                  Означает отсутствие какой бы то ни было «руководящей идеи» в начале разбора текста. Истину  приходится добывать самому.

                 Например , «покажите, как с помощью портрета и диалога автор изображает характер Екатерины II (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»). Из формулировки неясно, какой именно характер вырисовывается из портрета и диалогов. Только такой путь, строго говоря, и имеет право называться анализом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Проблемно – тематический подход

 

               Заключается в том,  чтобы обнаружить, какая тема или проблема объединяет несколько разных произведений, которые не обязательно написаны одним автором, не обязательно относятся к одному направлению, к одной исторической эпохе.

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический подход

 

               Имеет два основных направления: 1) при анализе образов того или иного произведения (как взрослеют герои повести «Детство» Л.Н.Толстого? какие черты характера присущи Моцарту в отличие от Сальери?); 2) при анализе авторской манеры (психологизм романов Толстого) -  изображение писателем внутреннего мира героя: его чувств, переживаний, страхов, желаний, мыслей…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План анализа лирического произведения №1

 

1.      Название стихотворения.

2.      Дата его написания.

3.      Комментарий к стихотворению (биографический, фактический).

4.      Идейное содержание:

·         тема

·         идея

·         проблема

·         эмоциональная окраска чувств

5.      Структура стихотворения:

·         образы

·         художественно-выразительные средства

·         особенности ритмики (размер стиха)

·         рифма

·         строфика

·         благозвучие

·         звукопись (аллитерация, ассонанс)

6.      Позиция автора стихотворения.

7.      Позиция читателя.

 

 

План анализа лирического произведения №2


I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема анализа литературно-художественного произведения

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Rambler's Top100 TopList
2008-2011, Copyright © www.edu21.cap.ru - Все права защищены.

E-mail: support@edu21.cap.ru, Тел: (8352)45-16-23