System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Рабочие программы. Окружающий мир 1-4 классы / МБОУ "ВСОШ № 1" / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1"

города Новочебоксарска Чувашской Республики

                Открывает дверь для будущего

Директор
Лукина Марина Викторовна
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Документы
Структура и органы управления образовательной организацией
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Информационная безопасность
История школы
О языках образования
Первичная профсоюзная организация МБОУ "ВСОШ №1"
Программа развития школы
Родителям
Школьная библиотека
Электронно-образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Рабочие программы. Окружающий мир 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алгашинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

Протокол №____

от «      »_____   _______г.

 

 

 

  УТВЕРЖДЕНА

  приказом

  директора школы

  №________

  от «      »_____   _______г

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

для обучающихся  1-4 классов

( базовый  уровень)

Срок реализации –   4 года

 

 

 

 

 

 

                                        Составитель: Федорова Н.В.

                                                               учитель

МБОУ» Алгашинская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

   широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

   учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

   ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

   основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

   установка на здоровый образ жизни;

   основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

   внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

   выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

   устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

   адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

   положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

   установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

   осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

   принимать и сохранять учебную задачу;

   учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

   различать способ и результат действия;

   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   преобразовывать практическую задачу в познавательную;

   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

   осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   строить сообщения в устной форме;

   ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

   осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

   осуществлять синтез как составление целого из частей;

   устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

   строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

   устанавливать аналогии;

   владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

   осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей..

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

   адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

   задавать вопросы;

   использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

   продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

   адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Обучающийся научится:

     находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

     определять тему и главную мысль текста;

     вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

     сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

     понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

     понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

     использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

     ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научиться:

     использовать формальные элементы текста (например,подзаголовки) для поиска нужной информации;

     работать с несколькими источниками информации;

     сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится:

     пересказывать текст подробно, сжато, устно ;

     соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

     формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

     составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Работа с текстом: оценка информации

Обучающийся научится:

     высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

     оценивать содержание; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

     на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

     участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

     сопоставлять различные точки зрения;

     соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

     в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающийся на уровне начального общего образования:

- получит возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- обретёт чувство гордости за свою Родину, российский народ;

- приобретёт опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получит возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми,  природой;

- познакомится с некоторыми способами изучения природы, начнёт осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получит возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете;

- примет и освоит социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса обучающийся заложит фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получит возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоит элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся.

В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Человек и природа

Обучающийся научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

2. Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

 

ИТОГО

66

 

Человек и природа

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звезды и планеты, Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения, Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жиснеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношение человека с другими людьми.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город, регион (область, край, республика): название; основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

 

Перечень практических работ

№ урока

Тема

Виды работы

7

Что у нас под ногами

Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа – определителя.

8

Что общего у разных растений?

Нахождение у растений их частей, показ и название

9

Что растет на подоконнике?

Определение комнатных растений с помощью атласа – определителя.

10

Что растет на грядке?

Определение растений цветника с помощью атласа – определителя.

11

Что это за листья?

Определение деревьев по листьям.

15

Кто такие птицы?

Исследование строения пера птицы.

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку.

27

Откуда берутся снег и лед?

Опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулирование выводов на основе проделанных опытов.

28

Как живут растения?

Наблюдение за ростом и развитием растений.

30

Как зимой помочь птицам?

Изготовление простейших кормушек и подбор подходящего для птиц корма.

32

Откуда в снежках грязь?

Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнения.

38

Где живут белые медведи?

Нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды, их характеристика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование. 1класс

Тема урока

Кол-во часов

 

Введение (1ч)

 

1

Задавайте вопросы!

1

 

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

 

2

Что такое Родина?

1

3

Что мы знаем о народах России?

1

4

Что мы знаем о Москве?

1

5

Проект «Моя малая Родина».

1

6

Что у нас над головой?

1

7

Что у нас под ногами?

1

8

Что общего у разных растений? Растения моего края.

1

9

Что растёт на подоконнике?

1

10

Что растёт на клумбе?

1

11

Что это за листья?

1

12

Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые?

1

14

Кто такие рыбы?

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери? Звери, которые живут в лесах Чувашии.

1

17

Что окружает нас дома?

1

18

Что умеет компьютер?

1

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

На что похожа наша планета?

1

21

Проверочная работа  по разделу «Что и кто?». Презентация проекта

«Моя малая Родина».

1

 

Как, откуда и куда? (12ч)

 

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

1

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

Как путешествует письмо? Экскурсия на почту

1

26

Куда текут реки?

1

27

Откуда берутся снег и лёд?

1

28

Как живут растения?

1

29

Как живут животные?

1

30

Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в Чувашии.

1

31

Откуда берётся и куда девается  мусор?

1

32

Откуда в снежках грязь?

1

33

Проверочная работа  по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

 

Где и когда? (11ч)

 

34

Когда учиться интересно?

1

35

Проект «Мой класс и моя  школа».

1

36

Когда придёт суббота?

1

37

Когда наступит лето?

1

38

Где живут белые медведи?

1

39

Где живут слоны?

1

40

Где зимуют птицы?

1

41

Когда появилась одежда?

1

42

Когда изобрели велосипед?

1

43

Когда мы станем взрослыми?

1

44

Проверочная работа по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

 

Почему и зачем? (22ч)

 

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

46

Почему Луна бывает разной?

1

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

48

Почему звенит звонок?

1

49

Почему радуга разноцветная?

1

50

Почему мы любим кошек и собак?

1

51

Проект «Мои домашние питомцы».

1

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

Комплексная работа.

1

55

Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

58

Зачем нужны автомобили?

1

59

Зачем нужны поезда?

1

60

Зачем строят корабли?

1

61

Зачем строят самолёты?

1

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

Зачем люди осваивают космос? А.Г.Николаев – третий космонавт Земли.

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? Итоговое тестирование.

1

66

Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

·                     объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

·                     связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

·                     наблюдать за погодой и описывать её;

·                     уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

·                     пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

 

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

·                     оценивать правильность поведения людей в природе;

·                     уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Человек и природа

Обучающийся научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

2. Содержание учебного предмета

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

Родная страна. Знакомство с целями и задачами раздела и урока Имя родной страны – Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональная страна. Государственный язык.

Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село)

Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий. Обсуждениеспособов  и сроков работы

Природа и рукотворный мир

Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение  к миру

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Природа» (20ч)

Неживая и живая природа

Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ  в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой

Явления природы

Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр – прибор для измерения температуры. Виды термометров.

Что такое погода

Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды.

В гости к осени (экскурсия)

Наблюдения за осенними явлениями  в неживой и живой природе, их взаимосвязь

В гости к осени (урок)

Осенние явления  в неживой и живой природе, их взаимосвязь

Звёздное небо. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы и минералы. Гранит и его состав

Про воздух и про воду ( 2ч)

Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

Какие бывают растения Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека

Какие бывают животные

Многообразие животных. Насекомые, рыбы. Птицы, звери. Земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни

Невидимые нити

Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей

Дикорастущие и культурные растения

Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенда о растениях

Дикие и домашние животные

Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека  диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных

Комнатные растения

Комнатные растения, их роль в жизни человека, происхождение наиболее часто разводимых  комнатных растений. Уход за комнатными растениями

Животные живого уголка

Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка. Хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных  в живом уголке  для физического и психического здоровья человека

Про кошек и собак

Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными . Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев

Красная книга

Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных , внесённых в красную книгу России(венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных

Будь природе другом . Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу  «Природа»

Проверка знаний и умений . формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел « Жизнь города  и села» (9ч)

Что такое экономика

Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги

Из чего что сделано

Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей

Как построить дом

Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и

материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения

Какой бывает транспорт

Виды транспорта . первоначальные представления  об истории развития транспорта

Культура и образование

Учреждение культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России – Кунсткамера.

Все профессии важны. Проект «Профессия»

Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение, способов и сроков работы

В гости к зиме (Экскурсия)

Наблюдения над зимними явлениями природы  в неживой и живой природе

В гости к зиме (урок). Зимние явления в неживой и живой природе

Проверим себя и оценим свои достижения  по разделу «Жизнь города и села»

Проверка знаний и умений . Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Родной город (село)»,«Красная книга» или «Возьмём под защиту», «Профессии»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Здоровье и безопасность» (9ч)

Строение тела человека

Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа

Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами

Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода  улицы)

Школа пешехода Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС)

Домашние опасности Правила безопасного поведения в быту

Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону

На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу

Опасные незнакомцы

Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Проверка знаний  и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Общение» (7 ч)

Наша дружная семья

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье

Проект «Родословная»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В школе. Классный и школьный коллектив. Совместная учёба. Игры. Отдых.

Этика общения  с одноклассниками, учителями и руководством школы

Правила вежливости

Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила  поведения в общественном транспорте

Ты и твои друзья. Правила поведения  в гостях

Мы зрители и пассажиры

Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте)

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Раздел «Путешествия» (18 ч)

Посмотри вокруг

Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.

Ориентирование на местности

Что такое ориентирование на местности . Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом.

Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор

Водные богатства

Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря

В гости к весне (экскурсия)

Наблюдения над весенними явлениями природы

В гости  к весне ( урок). Весенние явления в неживой и живой природе

Россия на карте

Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте

Проект «Города России»

Подготовка к выполнению проекта : знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Путешествие по Москве

Москва – столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы

Московский Кремль

Московский Кремль – символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

Город на Неве

Санкт-Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру 1, история его создания

Путешествие по планете

Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте

Путешествие по материкам

Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия

Страны мира. Проект «Страны мира»

Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника , распределение заданий ,

обсуждение способов и сроков работы

Впереди лето

Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

Проверка знаний и умений. формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

Представление результатов проектной деятельности, формирование адекватной оценки своих достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Тематическое планирование по окружающему миру 2класс.

 

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Где мы живём? (4 часа)

 

1

Родная страна

1

2

Город и село. Проект: «Чувашия - мой край родной».

1

3

. Проект: «Чувашия - мой край родной».

1

4

Природа и рукотворный мир. Проверочная работа №1

1

 

Природа (20 часов)

 

1

Живая и неживая природа.

1

2

. Явления природы

1

3

Что такое погода?

1

4

В гости к осени.

1

5

. Звёздное небо.

1

6

Заглянем в кладовые Земли.

1

7

Про воздух

1

8

И про воду.

1

9

Какие бывают растения?

1

10

 Какие бывают животные? Животные Чувашии.

1

11

Невидимые нити.

1

12

Дикорастущие и культурные растения.

1

13

Дикие и домашние животные.

1

14

Комнатные растения.

1

15

Животные живого уголка.

 

1

16

Про кошек и собак.

1

17

Красная книга

1

18

. Будь природе другом

1

19

. Проект: «Возьмём под защиту животных родного края»

1

20

Проверочная работа №2 по теме «Природа»

1

 

Жизнь города и села (9 часов)

 

1

Что такое экономика?

1

2

Что из чего сделано?

1

3

Как построить дом.

1

4

. Какой бывает транспорт

1

5

 

Культура.

1

6

Образование.

1

7

Все профессии важны.

1

8

В гости к зиме. Экскурсия № 2.

1

9

Проверочная работа №2 по теме «Жизнь города и села»

1

 

Здоровье и безопасность (9 часов)

1

1

Строение тела человека.

1

2

 Если хочешь быть здоров

1

3

Берегись автомобиля!.

1

4

Школа пешехода.

1

5

Домашние опасности

1

6

Пожар!  .

1

7

На воде и в лесу

1

8

Опасные незнакомцы.

1

9

Проверочная работа №3 по теме «Здоровье и безопасность»

1

 

Общение (8 часов)

 

1

Наша дружная семья

1

2

 Проект: «Родословная»

1

3

В школе.

1

4

. Правила вежливости.

1

5

Ты и твои друзья.

1

6

Мы – зрители и пассажиры.

1

7

. Театры и музеи в Чебоксарах

1

28

Проверочная работа №4 «Общение»

1

 

Путешествия (18часов)

 

1

Посмотри вокруг.

1

2

 Ориентирование на местности

1

3

Формы земной поверхности

1

4

 Водные богатства

1

5

Реки и озёра Чувашии

1

6

В гости к весне. Экскурсия №3.

1

7

Россия на карте.

1

8

Наши проекты «Города России»

1

9

Путешествие по Москве. Тест.

1

10

 Московский Кремль

1

11

Город на Неве. Путешествие по Оке.

1

12

Путешествие по планете.

1

13

. Путешествие по материкам

1

14

Страны мира.

1

15

. Проект: «Страны мира».

1

16

.Тесты. Промежуточная аттестация.

1

17

Впереди лето

1

18

Презентация проектов.

1

 

Всего часов

68

 

 

Содержание учебного предмета 3 класс.

 

Как устроен мир

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
      Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

      Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
      Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
      Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

      Организм человека. Органы и системы органов.
      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
      Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
      Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
      Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
      Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
      Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Предметные результаты 3 КЛАСС

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 3 класс

Номер урока

Тема

Кол-во часов

Раздел 1: Как устроен мир. - 7 ч

1

 Природа.

1

2

 Человек.

1

3

 Проект «Богатство, отданное людям»

1

4

 Общество.

1

5

Что такое экология.

1

6

 Природа в опасности!

1

7

 Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

1

 

Раздел 2. Эта удивительная природа. 19 ч

 

8

 Тела, вещества, частицы.

1

9

 Разнообразие веществ.

1

10

 Воздух и его охрана.

1

11

 Вода.

1

12

 Превращения и круговорот воды.

1

13

 Берегите воду!

1

14

 Что такое почва? Образование и разрушение почвы.

1

15

 Разнообразие растений.

1

16

 Солнце, растения и мы с вами.

1

17

 Размножение и развитие растений.

1

18

 Охрана растений.

1

19

 Разнообразие животных.

1

20

 Кто что ест?

1

21

Проект «Разнообразие природы нашего края».

1

22

 Размножение и развитие животных.

1

23

 Охрана животных

1

24

 В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

1

25

 Великий круговорот жизни.

1

26

 Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

1

 Мы и наше здоровье-11

27-28

 Организм человека.

2

29

 Органы чувств.

1

30

  Надежная защита организма.

1

31

 Опора тела и движение. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

32-33

 Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

2

34

 Дыхание и кровообращение.

1

35

 Умей предупреждать болезни.

1

36

 Здоровый образ жизни.

1

37

 Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье».

1

 Раздел 4: Наша безопасность. - 7 ч

38

 Огонь, вода и газ.

1

39

 Чтобы путь был счастливым.

1

40

 Дорожные знаки.

1

41

 Опасные места.

1

42

 Природа и наша безопасность.

1

43

 Экологическая безопасность.

1

44

 Обобщение знаний по теме « Наша безопасность». Проект «Кто нас защищает»

1

 

 Раздел 5: Чему учит экономика. - 12ч

 

45

 Для чего нужна экономика?

1

46

 Три кита экономики.

1

47

 Полезные ископаемые.

1

48

 Растениеводство.

1

49

 Животноводство

1

50-51

 Какая бывает промышленность.

2

52

 Что такое деньги?

1

53

 Государственный бюджет.

1

54

 Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология.

1

56

 Обобщение знаний по теме « Чему учит экономика».

1

 

Раздел 5. Раздел 6: Путешествия по городам и странам. - 12ч

 

57-59

 Золотое кольцо России.

3

60

Проект «Музей путешествий».

1

61

 Наши ближайшие соседи.

1

62

 На севере Европы.

1

63

 Что такое Бенилюкс?

1

64

 В центре Европы.

1

65

 Путешествие по Франции и Великобритании

1

66

Тесты. Промежуточная аттестация.

1

67

На юге Европы  

1

68

 По знаменитым местам мира.

1

 

 

 

 

 

 

3.Предметные результаты изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе.

 

Выпускник  научится:

                    узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

                    различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

                    используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

                    оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

                    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

                     осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

                     ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

                    наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

                    проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

                    определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

2. Содержание учебного предмета.

Земля и человечество (10 часов).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля- планета солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение земли в космическом пространстве; причина смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияний на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Охрана окружающей среды в Чувашской Республике.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11часов).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зоны арктических пустынь, зоны тундры, зоны лесов, зоны степей, зоны пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Природные зоны Чувашской Республики Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы:  поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривания гербарных экземпляров растений различный природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край - часть большой страны (12 часов).

Наш край на карте родины. Карта родного края. Форма земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т.д.).  Охрана почв в нашем крае.

Природное сообщество (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Животные и растения Чувашской Республики. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорт культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значение для сохранения окружающей среды и производство экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.) Породы домашних животных. Животноводство в Чувашской Республике.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях, с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края, рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различный сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 часа).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения- свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новоевремя; достижение науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в 20 веке. Достижение науки и техники осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 часов).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Древние чуваши – потомки булгар.  Их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Страна городов. Киев- столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше отечество в 13-15 веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья- собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13-15 веках.

Наше Отечество в 16-17 веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 16-17 веках.

Россия в 18 веке. Петр Первый. Царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в 18 веке.

Россия в 19- начале 20 века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы страны в 19- начале 20 века.

Россия в 20 веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй- последний император России. Революция 1917 года. Гражданская война. В.И.Чапаев- наш земляк, герой Гражданской войны. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30 годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. Герои войны – уроженцы Чувашии. День Победы всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». Чувашия – Родина трёх космонавтов.

Преобразования в России в 90-ые годы 20 века. Культура России 20 века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Знакомство с историческими достопримечательностями родного города.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (9

часов).

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройства России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Чувашская Республика в 21 веке. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

 

3.Тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела и тем

 

Количеc

тво

часов

Раздел 1  «Земля и человечество» (10часов)

1-2

Мир глазами астронома. Планеты солнечной системы.

2

3

Планеты солнечной системы.

1

4

Звездное небо – великая книга природы.

1

5-6

Мир глазами географа и историка

2

7

Пояса земли.

1

8

Когда и где? Мир глазами эколога.

1

9

Сокровища Земли под охраной человека.

1

10

«Земля и человечество»  Тест №1.Проверочная работа.

1

Раздел 2 «Природа России» (11 часов)

1-2

Равнины, горы, моря, озера и реки России.

2

3-4

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

2

5-6

Тундра. Леса России. Леса Чувашской Республики.

2

7

Лес и человек.

1

8-9

Зона степей. Пустыни.

2

10

У Черного моря.

1

11

Тест № 2. Проверочная работа «природа России»

 

Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» (12 часов)

1-2

Наш край. Поверхность нашего края

2

3-4

Водные и подземные богатства нашего края

2

5-6

Земля – кормилица. Лес. Животные и растения Чувашской Республики.

2

7-8

Жизнь на лугах и в пресных водах.

2

9

Растениеводство и животноводство в нашем крае.

1

10

. Животноводство в Чувашской Республике.

1

11

Обобщающий урок по разделу. Тест № 3

1

12

Презентация проектов.

1

Раздел 4 «Страницы всемирной истории» (6 часа)

1-2

Начало истории человечества. Мир древности.

2

3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

4

Новое время. Встреча Европы и Америки.

1

5

Новое и новейшее время: история продолжается  

1

6

Тест № 4.Проверочная работа «Страницы всемирной истории»

1

Раздел 5 «Страницы истории Отечества» (20 часов)

1-2

Жизнь древних славян. Древняя Русь. Древние чуваши – потомки булгар.  Их быт, нравы, верования.

2

3-4

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

2

5

Трудные времена на Русской земле.

1

6

 

Русь расправляет крылья.

1

7

. Куликовская битва

1

8

. Иван Третий

1

9

Мастера печатных дел.

1

10-11

Патриоты России. Петр Великий

2

12-13

Михаил Ломоносов. Екатерина Великая

2

14

Отечественная война 1812 года.

1

15

Страницы истории 19 века.

1

16

Россия вступает в 20 век

1

17

Страницы истории 20 – 30 годов.

1

18

Великая война и Великая Победа. Герои войны – уроженцы Чувашии.

1

19

Страна, открывшая путь в космос. Чувашия – Родина трёх космонавтов.

1

20

Тест № 5.Проверочная работа «Страницы истории России».

1

Раздел 6 «Современная Россия» (9 часов)

1-2

Мы – граждане России. Основной закон России и права человека.

2

3-4

Праздники и символы России

2

5-6

Путешествие по России.

2

7

Тест  .Промежуточная аттестация.

1

8

Проверочная работа «Современная Россия».

1

9

Презентация проектов.

1

 

итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающий мир

Учебники

1. Плешаков А. А. Окружающий Плешаков мир .  1  класс. В 2 ч.   Ч. 1. – М.: Просвещение , 2014.

2. Плешаков А. А. Окружающий Плешаков мир . 2 класс. В 2 ч.   Ч. 1. – М.: Просвещение , 2014.

3. Плешаков А. А. Окружающий мир . 3 класс. В 2 ч.   Ч. 2. – М.: Просвещение , 2015.

4. Плешаков А. А. Окружающий мир . 4 класс. В 2 ч.   Ч. 1. – М.: Просвещение , 2015.

 

Рабочие тетради

1.Плешаков А.А. Окружающий мир . 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2017.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир .. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М. : Просвещение, 2017.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир . 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2017.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М. : Просвещение, 2017.

5.Плешаков А.А. Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2017.

6. Плешаков А.А. Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М. : Просвещение, 2017.

7. Плешаков А.А. Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2017.

8. Плешаков А.А. Окружающий мир . Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М. : Просвещение, 2017.

Официально
Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации
Послание Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Важно
Дистанционное обучение
Приём в 10 класс
Актуально
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Роспотребнадзор информирует
Дорожная безопасность
Безопасное лето
Мониторинг трудоустройства выпускников ПОО и ООВО
Мониторинг эффективности образовательных организаций ВО
«Независимая система оценки качества предоставления образовательных услуг»
Национальный проект "Образование"
Год памяти и славы
Учителям
Аттестация педагогических и руководящих работников
Сетевой город. Образование
Новочебоксарская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Ученикам
ЕГЭ - 2020
Уполномоченный по правам ребенка ребенка
Телефон доверия 8 800 2000 122
Персональные данные. Дети
Готов к труду и обороне
Линия помощи "Дети онлайн"
Голосование
Как часто вы посещаете наш сайт?


Реквизиты
Rambler's Top100 TopList