Образование
Структура системы образования
(в соответствии с Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации»)
Уровни образования |
Общее образование
|
Профессиональное образование |
1 уровень |
Дошкольное образование
|
Среднее профессиональное |
2 уровень |
Начальное
общее
|
Высшее (бакалавриат) |
3 уровень |
Основное
общее
|
Высшее (специалитет, магистратура) |
4 уровень |
Среднее
общее
|
Высшее (подготовка кадров высшей квалификации) |
Реализуемый уровень образования: 1 - дошкольное образование
Форма обучения - очная
Нормативные сроки обучения: С 1.5 лет до наступления школьного возраста (шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет).
В 2020 – 2021 учебном году в дошкольной организации функционирует 12 групп:
Группы |
Возраст детей |
Количество групп |
1 младшая группа |
2- 3 года |
2 |
2 младшая группа |
3 – 4 года |
2 |
Средняя группа |
4 – 5 лет |
3 |
Старшая группа |
5 – 6 лет |
3 |
Подготовительная к школе группа |
6 – 7 лет |
2 |
Общее количество воспитанников: 280.
Язык, на котором ведется обучение - русский, в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 50 "Об образовании в Чувашской Республике", статья 5 "Язык образования", Законом Чувашской Республики "О языках в Чувашской Республике" от 25.11.2003 года № 36 /статьи 2, 7/
В дошкольном учреждении функционирует логопункт для оказания коррекционной помощи детям в возрасте от 4.5 лет (на начало учебного года) до 7 (8) лет, имеющих следующие нарушения в развитии устной речи:
- нарушение произношения (далее фонетический дефект);
- фонематическое недоразвитием речи (далее ФНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР);
- нарушение общего недоразвития речи второго и третьего уровня (далее ОНР).
Описание основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №8" г.Канаш
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) разработана рабочей группой педагогов МБДОУ «Детский сад №8» г.Канаш.
Программа спроектирована в соответствии с ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа разработана на основе концептуальных положений используемой в ДОУ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех» с учётом стандартов Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 г. №2/15)
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №8» г.Канаш разработана в соответствии:
· Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ,
· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
· Комментариями Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
· Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
· Приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
· Письмом Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-13)
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
В первый — целевой — включены пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования, значимые для разработки Программы характеристики, а именно характеристика структуры Программы и некоторые основные понятия, а также характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Они описывают развитие здорового ребёнка в условиях социальной среды, приближающихся к идеальным. В реальности по тем или иным параметрам развитие конкретного ребёнка будет отклоняться — опережать или отставать — от описания, данного в Программе. Реальная педагогическая работа должна принимать во внимание эти различия, гибко подстраиваться под них и проходить в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
В содержательном разделе представлены:
- Описание образовательной деятельности с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, в том числе в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
- Особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- Способов и направлений поддержки детской инициативы (описание характера взаимодействия участников образовательного процесса в системах взрослый — ребёнок, ребёнок — ребёнок, взрослый (педагог) — взрослый (родитель);
- Особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников;
- Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений, в том числе показаны пути адаптации Программы, раскрыты особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ;
- Описание образовательной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Принципиальным моментом в описании образовательной деятельности является то, что оно формулируется не на привычном для отечественных педагогов языке с использованием таких понятий, как «формировать», «совершенствовать», «развивать», «учить» и т. д. Решение большинства задач ФГОС ДО осуществляется благодаря созданию педагогами необходимых условий, что и отражено стилистикой данной части Программы. Педагоги создают условия (образовательные ситуации, предметно-развивающую среду):
· с одной стороны, для развития первичных представлений ребёнка о себе, других людях, окружающем мире;
· с другой стороны, для приобретения ребёнком опыта деятельности и поведения, в том числе и опыта применения, использования развивающихся представлений.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
В этот же раздел включены также апробированные в практике работы ДОО примерные режимы дня детей раннего и дошкольного возраста, а также примерное недельное распределение форм реализации Программы в раннем возрасте, технологические карты реализации содержания Программы (на неделю) с детьми дошкольного возраста (планирование и организация образовательной деятельности).
В соответствии с действующими СанПиН различаются непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, и самостоятельная деятельность детей (имеются примерные циклограммы календарного планирования образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) на неделю).
В организационный раздел включены циклограммы комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в группах, в соответствии с Программой «Успех», а также с учетом региональных и других социокультурных особенностей.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию, а также дополнительными разделами:
· Преемственность дошкольной организации и школы - Программа преемственности дошкольного и начального образования
Взаимодействие дошкольной организации и социума (сетевое взаимодействие).
Реализуемые образовательные программы:
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 8» г.Канаш разработана на основе использования комплексных и парциальных программ дошкольного образования:
Обязательная часть |
В каких возрастных группах реализуется |
Комплексная программа |
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» (авторская группа под руководством Н.В.Фединой) |
Все группы |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
Парциальные образовательные программы и технологии |
1. Национально - культурное содержание:
· «Программа образования ребенка-дошкольника» (под редакцией Л.В.Кузнецовой); |
Все группы |
· Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли» - автор Л. Г. Васильева; |
1 младшие группы
2 младшие группы |
· «Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства» - автор Л.Г.Васильева |
Средние, старшие и выпускные группы |
· Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края» - автор Е.И. Николаева (частично); |
Все дошкольные группы |
· Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» - автор Д.Б. Соловей; |
Средние, старшие и выпускные группы |
· Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» - автор И.В.Махалова (частично); |
Выпускные группы |
· Педагогическая (авторская) технология «Чувашское гостеприимство» (Михайлова Г.П., Львова Г.В., Жаркова Т.И.). |
Старшие и выпускные группы |
2. Духовно – нравственное воспитание детей - программа «Социокультурные истоки». (И.А.Кузьмин, О.С Абрамова, Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, СВ. Перькова.) |
Все дошкольные группы |
3. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Центральный банк России и Министерство образования и науки Российской Федерации). |
Старшие и выпускные группы |
Дополнительное образование |
Вокально – хореографический кружок «Искорки»:
· 1 направление – «Хореография»
· 2 направление – «Вокал» |
Выпускные группы |
Краткое описание основной образовательной программы дошкольного образования
Краткая ПРЕЗЕНТАЦИЯ основной образовательной программы дошкольного образования (для родителей)
Приложения к основной образовательной программе дошкольного образования:
Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Учебный план для детей раннего и дошкольного возраста на период с 01.09.2020 по 31.08.2021
Аннотации к рабочим программам воспитателей:
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Аннотации к рабочим программам:
Музыкальных руководителей
Учителей - логопедов
Электронно-образовательные ресурсы
http://www.obrnadzor.gov.ru/ Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки.
http://mon.gov.ru/ Официальный сайт Министерства образования и науки РоссийскойФедерации.
http://obrazov.cap.ru/ Министерство образования и молодежной политики ЧР
http://www.doshvozrast.ru/ (дошкольное воспитание)
Сайт посвящен вопросам воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Практический материал по дошкольному воспитанию для сотрудников детских садов: воспитателей, специалистов, старших воспитателей, руководителей ДОУ. Конспекты занятий по ИЗО, познавательному развитию, математике, экологии, развитию речи; консультации для родителей, сценарии проведения родительских собраний в нетрадиционной форме. Материалы по правовому воспитанию и оздоровительной работе. Гостевая книга. Форум. Доска объявлений.
http://doshkolnik.ru / Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ребенком общий язык. Так же можно найти интересную информацию для детей: стихи, сказки, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев -школьных и к различным праздникам.
http://wunderkinder.narod.ru / Wunderkinder. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и игр. Все разработки построены с учетом психофизиологических особенностей детей. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.
www.playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организации детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скогороговорки, перевертыши, считалки, логические задачки и пр. Коллекция текстов детских песен из фильмов и мультиков. Компьютерные игры для детей разного возраста в свободном доступе (игры развивающие, логические, изучение счета и алфавита). Вспомогательный материал для уроков английского: коллекция картинок с подписями на английском языке и транскрипцией. Конкурс детского рисунка on-line. Сборник детских раскрасок. Коллекция сказок. Обзор новостей сайта.
www.moi-detsad.ru Представлены материалы для работников дошкольного воспитания всех уровней, от помощника воспитателя до заведующего ДОУ. Конспекты занятий с детьми, материалы по вопросам здоровья малышей и по основам безопасности жизнедеятельности. Методические разработки, консультации для воспитателей, игры с обучением, сказки, песенки, стихи. Форум.
http://www.defectolog.ru / Дефектолог.ру. Сайт для родителей, желающих узнать больше о своем ребенке. Возрастные нормы развития ребенка; рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; описание игр, рекомендованных для детей с различными заболеваниями; общение в форуме.