Особенности образовательного процесса
Всего в учреждении обучаются в 2016-2017 учебном году 174 детей, в том числе 61 воспитанников 1-5 классов с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), проживающих в бюджетном учреждении «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, обучение которых организовано с 1 сентября 2016 года в соответствии с письменным поручением Минобразования Чувашии от 30 июля 2016 года, во исполнение указаний Минобрнауки России от 28 июля 2016 года № 07-3183 «Об организации обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании приказа Минобразования Чувашии от 19.08.2016 г. № 1750 «Об организации обучения детей Кугесьского детского дома-интерната».
В учреждении созданы и успешно функционируют 3 дошкольные группы компенсирующей направленности с общим количеством 27 детей от 3 до 8 лет с интеллектуальным нарушением в легкой и умеренной степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (дошкольное образование организовано в учреждении с января 2013 года согласно приказу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25.12.2012 г. № 2553). Дети поступают в дошкольные группы из КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии, а также из семей, получивших заключение ЦПМПК об образовательном маршруте детей с ограниченными возможностями здоровья и направление в наше учреждение для реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. По достижении 8 лет дети определяются в образовательные учреждения или в учреждения Минтруда и социальной защиты, в частности, в БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Минтруда Чувашии, в БОУ ««Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», в БОУ ««Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», в последние годы, соблюдая преемственность, выпускники дошкольного образования остаются в нашем же учреждении, в БОУ ««Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии», и продолжают обучение в 1-ых классах: в 2016-2017 учебном году часть детей продолжили обучение в 1 «а» классе для обучающихся с ЗПР по АООП НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, другая группа детей - в 1 «б» классе по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1.
Контингент обучающихся разный (поступают к нам из общеобразовательных учреждений республики, иногда за ее пределами по заключению ЦПМПК): дети с задержкой психического развития (всего 89), с умственной отсталостью (всего 85) в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которая сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Спектр особых образовательных потребностей обучающихся чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей нарушения детей. Для детей с ЗПР и ТМНР характерны выраженные нарушения поведения (часто вследствие аутистических расстройств), проявляющиеся в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, трудностях коммуникации и социального взаимодействия.
При комплектации классов кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре, посторонней помощи. Обучающиеся с ТМНР имеют тяжёлые опорнодвигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Есть дети с ТМНР с нарушениями общей моторики, способные передвигаться самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается деструктивное поведение, стереотипии, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты. Диапазон их интеллектуального недоразвития – от умеренной до тяжелой степени умственной отсталости. Данные дети обучаются по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 2. На каждого обучающегося с ТМНР разработана и реализуется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Большинство детей данной группы могут общаться. Часть из них, владеющая вербальной речью, может обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Другая часть, не владея речью, может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение с использованием невербальных средств (при помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и слов и др.).
В целях определения образовательных траекторий выпускников в учреждении ежегодно проводится профориентационная работа в тесном сотрудничестве администрвации, классных руководителей, воспитателей, педагога-психолога и социального педагога, а также социальных партнеров, в ходе которой осуществляется ознакомление старшеклассников с миром профессий - с учреждениями и преподавателями среднего профессионального образования, с людьми разных профессий. В рамках плана профориентационной работы проводятся классные часы на темы: «Профессия моих родителей», «Мой выбор», «Профессионализм. Что это?», «Все работы хороши», «Куда пойти учиться» и т. д. Периодически проводятся экскурсии обучающихся с выездом в учреждения профессионального образования, анкетирование на профессиональное определение обучающихся.
В 2016-2017 учебном году в образовательном учреждении 1 выпускной 9 класс для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по варианту 1. По завершении нашего образовательного учреждения все они пройдут выпускной экзамен по профессионально-трудовому обучению по профилям «столярное дело», «швейное дело» и получат Свидетельства отдельного образца.
Контингент обучающихся в 2016-2017 учебном году
Уровень образования
|
Структура классов
|
Количество детей |
Дошкольное образование |
3 дошкольные группы |
27 |
Начальное общее образование |
1 «а», 2, 3, 4 классы для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) – 4 класса-комплекта |
41 |
Основное общее образование |
5-8 классы для обучающихся с задержкой психического развития - 5 классов-комплектов |
48 |
Образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) |
1 «б» класс |
9 |
9 класс |
10 |
Совместное обучение в 2, 3, 5 «б», 6 классах для обучающихся с ЗПР |
5 |
с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) |
дополнительных 1-ых (0) – 5 классов-комплектов;
совместно 1 и 2 классы – 1 класс-комплект;
совместно 3 и 4 классы – 1 класс-комплект;
2-ых классов – 2 класса-комплекта;
5-ых классов – 2 класса-комплекта
|
61 |
|
Итого |
22 класса-комплекта, 3 дошкольные группы |
174 школьников, 27 дошкольников |
Основные общеобразовательные программы БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
N п/п |
Уровень (ступень) образования |
Наименование (направленность) образовательной программы |
Год начала реализации образовательной программы |
Нормативный срок освоения образовательной программы |
Количество обучающихся, воспитанников |
Количество обучающихся, завершающих обучение в текущем учебном году |
Дата окончания действия |
лицензии на осуществление образовательной деятельности |
свидетельства о государственной аккредитации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Дошкольное образование |
|
2013 |
5 лет |
27 |
|
бессрочная
(дата выдачи 16.08.2016 г.)
|
20.05.2026 г.
|
2. |
Начальное общее образование |
Основная образовательная программа начального общего образования
|
2012 |
4 года |
41 |
10 |
3. |
Основное общее образование |
Основная образовательная программа основного общего образования
|
2008 |
5 лет |
48 |
- |
4. |
Образование обучающихся с умственной отсталостью |
Основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
|
|
9 лет |
85 |
10 |
|
|
Альтернативные формы освоения образовательных программ
Кол-во уч-ся, осваивающих образовательные программы в формах: |
Всего по ОУ |
семейного образования |
- |
экстерната |
- |
обучения по индивидуальному учебному плану, СИПР |
45 |
дистанционного образования |
- |
другие (указать) |
- |
Итого |
- |