Деятельность в области непрерывного экологического
здоровьесберегающего образования обучающихся (из АООП ООО)
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько комплексов мероприятий.
Первый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
Второй комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого комплекса необходима интеграция с курсом физической культуры.
Третий комплекс мероприятий формирует у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. В результате реализации данного комплекса обучающиеся получают представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
Четвертый комплекс мероприятий формирует у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
Пятый комплекс мероприятий обеспечивает профилактику разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих; формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; вовлечение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведенное за компьютером.
Основные направления и ценностные основы экологического воспитания и развития Экологическое образование и воспитание позволяют прививать учащимся общечеловеческие ценности гуманистического характера: - понимание жизни как высшей ценности; - человек как ценность всего смысла познания; - универсальные ценности природы; - ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли; - формирование следующих ключевых компетентностей: • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие. Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности обучающихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у детей первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, научно-исследовательские работы и т.п. Важное значение имеет практическая направленность деятельности обучающихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления обучающихся. Система реализации программы: - предметная – на уроках биологии (раздел «Основы экологии»); - межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.; - внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: - классные тематические часы; - экологическая работа в системе научных обществ; - исследовательская работа (проектная деятельность); - экологические праздники и мероприятия; - участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах; - практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники; - походы и экскурсии. Основное содержание программы Основное содержание экологического образования на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа экологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья» и «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение обучающихся к тем или иным общечеловеческим ценностям. Направление «Экология природы»
|
5-7 классы |
8-9 классы |
Цель:
|
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения, как показателя духовного развития личности |
Задачи:
|
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. |
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные
творческие дела
|
Конкурс фотографий «Поход выходного дня», приуроченный к Всемирному дню туриста Конкурс юных исследователей природы Конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» Дни защиты от экологической опасности |
|
Общение с природой |
Формы работы с классом
|
Акция «Чистый парк» Экскурсия «Осень золотая» Экскурсия «Путешествие на рироду» Экскурсия «Поход в лес» |
Поход на природу
Операция «Чистый двор»
Походы по родному краю |
|
Экологические игры и классные часы |
|
КВН «Береги природу родного края» «Как сохранить природу» «Вода, которую мы пьем» «Деятельность человека и охрана окружающей среды» «Эта хрупкая планета» |
Экологический КВН
«Загрязнения окружающей среды»
|
Деятельность
обществ «Сыроежки» и «Глобусята»
|
«Сыроежки» |
«Глобусята» |
Экскурсии: Сезонные изменения в биогеоценозе Знакомство с зимующими насекомыми, нахождение животных на снегу и под снегом. Экологическая акция «Здоровое село – чистое село» Семинар «Перспективы неразумной деятельности человека», посвященный международному дню охраны озонового слоя. Проведение исследовательских работ по изучению экологического состояния территории школы. Викторины: Интеллектуальная игра по биологии и экологии «Растения леса». Экологическая игра «Сохраним природу - сохраним жизнь» Викторина «Наш дом-Земля» Экологические мероприятия: Экологический суд над человечеством Экологический КВН Общешкольное мероприятие, посвященное Дню Земли. |
Экскурсии Загрязнение окружающей среды в настоящее время. Исследование территории поселка для оценки загрязнения. Экскурсия на водные объекты поселка. Флора республики Семинары Географическое положение России. Антропогенное воздействие. Катаклизмы в природе. Размещение природных строительных материалов в России и в нашем поселке. Вода – источник жизни. Экологические проблемы чистой воды. Практическая работа Практическая работа по теме «Индикаторы и их значение». Знакомство с различными образцами природных минералов. Практическая работа: «Очистка загрязненной воды» |
Работа с семьей
|
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистое село», «Мой экологический дом», «Школьный двор» |
Заповеди
|
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. |
Предполагаемый результат
|
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение обучающихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.
|
Направление «Экология здоровья»
|
5-7 классы |
8-9 классы |
Цель
|
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи
|
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.
|
Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела
|
Дни здоровья. Соревнования по баскетболу, футболу, волейболу, стрельбе, пионерболу, теннису и велогонки. Спортивные игры «Большие гонки», «Последний герой» и «Русская лапта». Областная акция «здоровый образ жизни это…» Работа спортивно-оздоровительных секций «Веселые старты» - оздоровительное мероприятие Конкурс «Турист года » Беседы по охране здоровья Соревнования по лыжам и биатлону |
Формы работы с классом |
Классные часы, беседы |
|
«Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков» «Полезно и вредно» «Способы укрепления здоровья» Беседа «Способы укрепления здоровья» «Роль спорта в жизни человека» Беседа «Имя беды – наркотик» «Здоровый образ жизни» «Компьютеромания. Правила безопасного пользование компьютером» «Курение: дань моде, привычка, болезнь» «Разговор о наркомании» «Курение и спорт не совместимы» «Пиво – алкоголь или тонизирующий напиток» «В здоровом теле здоровый дух» «Курить – здоровью вредить» «Быть здоровым – это здорово!» |
Круглый стол «Умею ли я отдыхать»
«Роль физической культуры для организма подростков»
«Как восстановить силы после умственной и физической работы»
«Здоровье – это здорово»
«Алкоголизм – повод, причина и последствия»
Беседа «Суицид – проблема современного общества»
|
Деятельность обществ «Сыроежки» и «Глобусята»
|
«Сыроежки» |
«Глобусята» |
Семинар на тему «Здоровое питание школьников» Экологическая игра «Сохраним природу - сохраним жизнь» |
Участие в конкурсах и исследовательских работах, в социальных проектах
|
Работа с семьей
|
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Походы выходного дня. |
Заповеди
|
Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. |
Предполагаемый результат
|
Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
|
5-7 классы |
8-9 классы |
Цель
|
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника |
Задачи
|
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. |
Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела
|
Предметные олимпиады. Выставка детских рисунков на экологическую тему. Экологическая конференция школьников «Мой проект – родному краю» Конкурс презентаций «Заповедная природа моей малой Родины» |
Формы работы с классом
|
Экскурсии в краеведческие музеи . Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. |
|
Классные часы, беседы. |
|
«О вкусах не спорят, о манерах нужно знать» «Нам об этом забывать нельзя…» «Книга – наш друг» «Учитесь управлять собой» «Мы в ответе за тех, кого приручили» «С чего начинается Родина» «Долой сквернословие» «История села – дорога во ремени» «Будьте добрыми и человечными» «Рождественская служба» «Великая истинная цена хлеба» «Человек – это звучит гордо!» «Этих дней не смолкнет слава» Акция «Милосердие» |
«Святые республики»
«Иконы Богаматери»
«Христианский праздник»
«Мое родное село»
«Их водила молодость»
|
Краеведческое направление
|
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления. Концертные программы к различным праздникам. Выставка детского творчества. Музей школы: экскурсии; поисковая работа; встречи с ветеранами, с интересными людьми; музейные уроки и тематические занятия «Живые истоки». Научно - исследовательская деятельность учащихся: интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-практическая конференция |
Работа с семьей
|
Открытые занятия кружков и секций. Помощь в организации и проведении праздников. Поисковая работа в краеведческом музее школы. |
Заповеди
|
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. |
Предполагаемый результат
|
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности обучающегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание обучающимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. | |