В требованиях ФГОС НОО одно из центральных мест занимает сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как ценностной составляющей, способствующей их познавательному и эмоциональному развитию. С этой целью в учреждении сравнительно недавно оборудована и функционирует современная сенсорная комната, которая оказывает большую помощь в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача сенсорной комнаты - релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса. Это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и развивается, получает новые представления о мире, ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
В школе-интернате разработана и успешно применяется коррекционно-развивающая программа «В волшебном мире», направленная на раскрытие интеллектуально-личностного потенциала учащихся и создание условий для их эмоционально-нравственного развития. Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.
В оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов - цветовые таблички, объемные и шероховатые буквы, различные мягкие модули. Внимание обучающихся привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует их познавательную деятельность и мотивацию, а также эмоциональное и речевое общение, мелкую и общую моторику и двигательные навыки.
В сенсорной комнате педагогом-психологом проводятся занятия с обучающимися младшего и среднего школьного возраста, имеющими характерные нарушения, связанные, в основном, с трудностями поведения и общения (страхи, тревожность, агрессивность, синдром дефицита внимания, гиперреактивности и т.д.), которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. Ощущение безопасности и принятия способствуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.
Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в условиях школы-интерната, когда ребенок практически весь день находится в коллективе своих сверстников. В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.
Особое место в программе занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, ребенок словно попадает в сказку. Создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.
Самым важным и уникальным в программе «В волшебном мире» является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
Оборудование сенсорной комнаты
Диагностический инструментарий находится в папке в кабинете педагога-психолога и на сайте http://kovalevskaya.ucoz.ru/
Диагностико - развивающий инструментарий сенсорной комнаты:
№
п/п |
Наименование |
1 |
Аудиокнига. Синельников В: Волшебная книга (медитация для детей. - М.: Издательство «Школа здоровья и радости доктора Синельникова В»,2009г. |
2 |
Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. / Е.В. Колесникова.- М.: Издательство «Ювента». 2013 г. |
3 |
Коррекционно-диагностический комплекс «Зазеркалье» для анализа психологического состояния ребенка с помощью тестов и опросников с последующими методами решения проблем. ООО «Корпорация Сфинкс», Санкт - Петербург, 2008 г. |
4 |
Странников В.Ю. Профессиональные тесты, «Когито - центр», Санкт-Петербург, 2007 г. |
5 |
Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта для детей младшего школьного возраста. В 2 частях. Изд. 1-ое. Троицк: Издатель А.С. Пономаренко, 2009 г., СD с компьютерными развивающими уроками в комплекте |
6 |
Интерактивная программа «Большая энциклопедия развивающих игр», ООО «Новый Диск», 2010 г |
7 |
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 2008 г. |
8 |
Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д. Глазунов. – М.: Глобус, 2008 г. |
9 |
Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д. Глазунов. – М.: Глобус, 2010 г. |
10 |
Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д. Глазунов. – М.: Глобус, 2010 г. |
11 |
Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Национальный книжный центр, 2013 г. + CD. |
12 |
Развивающие компьютерные методики для детей 7-9 лет |
13 |
Электронное пособие «Диагностическая работа психолога в школе. Методика. Анкеты. Тесты» Издательство «Учитель», 2009 г. |
14 |
Электронное пособие «Диагностическая работа психолога в школе. Диагностика. Психокоррекция» Издательство «Учитель», 2010 г. |
15 |
Электронное пособие «Профильная школа. Психологическое сопровождение. Диагностика. Рекомендации» Издательство «Учитель», 2009 г. |
16 |
Электронное пособие «Коррекционная школа специального вида. Нормативы. Презентации. Методическая база» Издательство «Учитель», 2010 г. |
17 |
Электронное пособие «Социально-психологическая работа с учащимися» Издательство «Учитель», 2010 г. |
18 |
Диски с релаксационной музыкой. Свежесть водопадов. Вечерняя прохлада |
19 |
Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/ О. Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г. |
20 |
Программа «Развитие познавательных процессов у детей в возрасте 6-8 лет с учетом основных принципов детской нейропсихологии». Тематическое планирование к программе. Содержание занятий. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. / Алендеева О.М. – Чебоксары: «Новое Время», 2010 г. + Рабочая тетрадь для проведения групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий + Учебно-методический комплект к программе. |
21 |
Программа по развитию познавательных процессов социального и эмоционального интеллекта младших школьников. Тематическое планирование к программе. Содержание занятий. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. / Алендеева О.М. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2013 г. + Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников + Учебно-методический комплект к программе. |
22 |
Шаги к успешности. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. / Алендеева О.М. – Чебоксары: Перфектум, 2012 г. + Рабочая тетрадь по развитию познавательных процессов, формированию универсальных учебных действий+ Учебно-методический комплект к программе. |
23 |
Сказки и игры с «особым» ребенком. Сборник сказкотерапевтических занятий/ Набойкина Е.Л. – СП .: Речь, 2006 г |
24 |
Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие/ Л.М. Семенюк. – М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003 г |
25 |
«Мы есть, мы вместе, мы живем …»: Комплексная социально-реабилитационная программа для детей, воспитывающихся в замещающих семьях. / Авторы-составители: И.Н. Андреева, Е. А. Гаврилова, И.С. Косова, С.Н. Новикова, И.А. Степанова / - Чебоксары, 2011 г. |
26 |
Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство) – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007 г. |
27 |
Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. – М.: Генезис, 2012 г.+ Рабочие тетради школьника с 1 по 4 класс. |
28 |
Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. Короткова Л.Д. – М.: ЦГЛ, 2006 г. |
29 |
Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007 г. |
30 |
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно методическое пособие. - М.:Генезис,2014г.+ Рабочая тетрадь для учащихся по данной программе. |
31 |
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Лютова Е.К., Монина Г. Б. – СПб. Речь; М.: Сфера, 2008 г. |
32 |
Возняк И.В. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов.- Волгоград.: Издательство «Учитель»,2015. |
|