Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога в старшей группе для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Она содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога в старшей группе. Содержание рабочей программы основывается на комплексно-тематическом принципе построения коррекционно-образовательного процесса, который самым тесным образом связан с принципом интеграции образовательных областей и многократной повторности изучаемого материала в течение одного учебного года. В программе раскрыты основные формы работы с детьми старшей группы, непосредственно-образовательная деятельность и работа с родителями.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами и на основе содержания программы «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014, методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 и 2 /под общей ред. С.Г. Шевченко.- М.: Школьная Пресса, 2007.-96с. и парциальной «Программы воспитания ребенка-дошкольника» /Под рук. О.В. Драгуновой. – Чебоксары: Чув.кн.изда-во, 1995.
В Программе определены следующие цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Исходя из требований ФГОС ДО при создании рабочей программы учитываются следующие принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа направлена на:
1) преодоление нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Программа выдержана по структуре. Определены целевые ориентиры по пяти образовательным областям для данного возраста.