System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Ядрицова А.А. Иван Яковлев и духовность / / Портал образования ЧР

Внимание!!!

Портал образования Чувашии закрыт

Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Образование Чувашии
Единая Образовательная
Информационная Среда
Чувашской Республики
Поиск
Get Adobe Flash player
Ядрицова А.А. Иван Яковлев и духовность

Ядрицова Алена Андреевна МОУ « СОШ № 2» п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики

        В современной системе образования и воспитания немало проблем. Одна из основных – это духовно-нравственное воспитание и обучение подрастающих поколений, формирование гуманности и доброты. Эта проблема может быть названа самой главной проблемой современности как по актуальности в наше время, так и по значению для дальнейшего развития образования и воспитания в будущем, так как молодёжь особо нуждается в духовном руководстве.

       Немалую роль в формировании духовно-нравственной культуры играют традиции народа, семьи, школы, пример великих людей. Что же такое духовность? Духовность – это проявление высших человеческих чувств, таких, как любовь, доброта, человечность, которые порой не объяснимы, либо, будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну.

       Нравственные традиции складывались веками, они сохранились и передавались из поколения в поколение. Чувашский народ изначально отличался высокой нравственностью, трудолюбием, добротой, честностью, порядочностью.

       Проектная работа «И.Я. Яковлев и духовность» проводился на занятиях чувашской художественной культуры.

      Проект имитирует творческую и исследовательскую деятельность, пытается решить проблемные и духовно-нравственные вопросы. Эффективность формирования личности зависит от включения её в трудовую деятельность, от её трудолюбия и старательности. Ведь для успешной жизни необходимо овладеть знаниями, умениями и практическими навыками.

      Этот проект позволяет развивать и повышать духовное мышление и нравственность учащимся, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относится к жестокому миру, творчески работать и достичь хороших результатов.

     Основополагающий вопрос:

В чём заключается историческое значение просветительской деятельности И.Я. Яковлева?

     Вопросы учебной темы:

        Какова цель достижения просветительской деятельности И.Я. Яковлева?

        Какие направления были сформированы в Симбирской чувашской школе?

        Какова была  роль Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников?

        Как отражается образ просветителя в произведениях искусства?

        Каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей?

      Актуальность проекта:

  1. Проект направлен на формирование самостоятельной творческой познавательной активности и практической исследовательской деятельности школьников.
  2. Творческая работа и самостоятельное получение новых знаний способствует более глубокому их усвоению и запоминанию.
  3. Проблемные вопросы и творческие задания утверждают связь  чувашской художественной культуры с жизнью и развивают интерес к предмету.
  4. Проект предполагает использование различных информационных ресурсов (в том числе и электронных) и компьютерных технологий.
  5. Проект предполагает развитие отношений дружеского делового сотрудничества учителя и учащихся.
  6. Работа в группах создаёт ситуацию успешности, комфортности и самореализации учащихся, что позволяет говорить о наличии здоровьесберегающих технологий в проекте.

      Учебные темы:

ü                   чувашский язык и литература;

ü                   культура родного края;

ü                   русский язык и литература;

ü                   изобразительное искусство;

ü                   история;

ü                   музыка.

        Дидактические цели проекта:

ü                   способствовать развитию воображения  творческих способностей учащихся;

ü                   побудить к самостоятельной исследовательской деятельности;

ü                   развить речевые способности учеников; 

ü                   расширить круг учеников, увлекающихся предметом;

ü                   развивать умение делать параллели и выводы.

         Методические задачи проекта:

*             дать характеристику проекта с опорой на  литературные источники;

*             создание альманаха о жизни и творчестве И.Я.  Яковлева;

*             воспитание нравственной позиции в учащихся;

*             научить ребят самостоятельно анализировать, применяя ранее усвоенные сведения и приобретения новых знаний;

*             научить пользоваться Powerpoint для  оформления результатов.

         В результате реализации данного проекта будет достигнуто:

·           сплочение коллектива учащихся, учителей;

·           налаживание партнёрских отношений;

·           приобретение практических способностей.

    Участники проекта:

            Учащиеся 10 или 11 классов;

            Учитель.

    Этапы и сроки проведения проекта:

      Во время изучения по программе жизни и деятельности И.Я. Яковлева, итоговые уроки по творчеству И.Я. Яковлева.

      Предварительно за две недели вперёд класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаётся карточка с проблемными вопросами и направляющими тезисами. Отчёты в виде презентаций, буклетов и газет по выбранному вопросу на открытом уроке.

       Творческое домашнее задание: эссе «Моя опора в жизни» (по «Духовному завещанию чувашскому народу»).

   Место проведения:

            кабинет чувашского языка и литературы;

            кабинет информатики.

   Необходимые дидактические и организационные материалы:

*       кроссворд;

*       карточки с проблемными вопросами и направляющими тезисами.

    Проблемы:

v            создать общество свободных, высококультурных и образованных людей

v            значит заложить фундамент для расцвета народа и государства.  

     Этапы реализации проекта:

                Подготовительный этап (вне урока):

o        ознакомить учащихся с темой проекта, планом и формой его проведения;

o        создать с учащимися микрогруппы;

o        организовать самостоятельную исследовательскую деятельность

       информационной группы по поиску дополнительной информации   по теме.

    Уроки по расписанию:

Ø постановка основной проблемы проекта и частных проблемных вопросов учебной темы;

Ø обсуждение, поиск решения проблем;

Ø организация самостоятельной практической исследовательской работы;

Ø устная презентация информационной группы;

Ø вывод учащимися.

        Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания:

      Групповые творческие отчёты-защиты по проблемным вопросам в виде:

ü             презентации «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева»;

ü             презентации «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения;

ü             презентации «Выдающиеся ученики Симбирской чувашской школы»;

ü             презентации «Образ И.Я. Яковлева в чувашской литературе»;

ü             презентации «Образ И.Я. Яковлева в искусстве».

       Сбор информации:

       В результате обсуждения поднятой проблемы, над которой предстояло работать, ребята, разделившись на группы по интересам, попытались выяснить, как данная проблема может найти своё решение в обществе.

       Первая группа изучала специальную литературу по теме «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева».

       Вторая группа изучала специальную литературу на тему «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения».

       Третья группа провела исследование о выдающихся учениках  «Симбирской чувашской школы».

       Четвёртая группа ребят решила заняться исследованием образа И.Я. Яковлева в чувашской литературе.

       Пятая группа провела исследование по теме «Образ И.Я. Яковлева в искусстве».

       После изучения различной литературы и проведения исследований собрались вновь для подведения итогов.

        Как видно по итогам исследовательской и творческой работы, у ребят есть желание работать и решить проблему в пользу добра.

        Планируемый результат:

§         в результате работы развивается воображение и творческие способности учащихся;

§         ученики приучаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с жизнью и творчеством И.Я. Яковлева.

       Механизм реализации:

          Первая группа изучала специальную литературу по теме «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева», где задача исследования заключалось в выяснении цели достижения просветительской деятельности И.Я. Яковлева. Из различных источников мы пришли к такому заключению: И.Я. Яковлев – личность по-настоящему интеллигентная, с широким культурным кругозором и высочайшей нравственностью. Он был эталонным человеком культуры.

         Вторая группа изучала специальную литературу по проблеме «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения». В ходе изучения различной литературы выяснилось, что, «создать общество свободных, высококультурных и образованных людей – значит заложить фундамент для расцвета народа и государства. Именно эту задачу призвана решить и сегодняшняя наша Программа «Новая школа», которая является добрым продолжением дела Великого Яковлева».

        Третья группа изучала специальную литературу о выдающихся учениках Симбирской чувашской школы. Задача исследования ребят заключалось в выяснении роли Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников. В ходе исследования выяснилось, что, И.Я. Яковлев в созданной им Симбирской чувашской учительской школе воплотил идеи всестороннего и гармоничного развития личности, доказал важность их решения в школьной практике для процветания чувашского народа, показал пути их реализации.

       Четвёртая группа ребят исследовала образ И.Я. Яковлева в чувашской литературе и поставила перед собой задачу: выяснить, каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей. В результате исследования ребята пришли к заключению: «и в повестях Марфы Трубиной и Тихона Педэркки, и в драмах И.С. Максимого-Кошкинского и Н.Т. Терентьева, и в поэмах П.П. Хузангая, и в романе А.С. Артемьева на переднем плане – показ  могучего духа великого просветителя и важнейших его человеческих качеств: трудолюбия, мудрости, уникальной дипломатичности и гибкости, любви к своему народу и уважения ко всем нациям».

       Пятая группа исследовала образ И.Я. Яковлева в искусстве. Задача исследования этой группы ребят была, выяснить, как отражается образ просветителя в произведениях искусства и какова главная мысль в произведениях искусства. В результате изучения различных источников пришли к заключению, что, образ просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева в произведениях искусства отражён полно, ярко, многогранно. Фрагменты жизни и деятельности великого просветителя запечатлены в разных видах искусства: и в музыке, и в живописи, и в архитектуре и т.д.

      

 

 

Эффективность проекта:

   Осуществляя работу над проектом, мы поняли, как можно принять знания, полученные на уроках, научились быть более нравственными, более самостоятельными в решении проблем, почувствовали свою ответственность за свой поступок.

 Кроме того, мы поняли, что без духовного начала будущее неизвестно, поэтому нам нужно обратиться к прошлому – к Яковлеву, ведь чувашский просветитель – классический образец для подражания подрастающему поколению. Вся жизнь Яковлева – пример высокого морального подвига, который убеждает, «что только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства». (Результаты учеников прилагаются в виде презентаций)

1 группа: Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева

    Цель исследования: ознакомиться с личностью, жизнью и деятельностью И.Я. Яковлева.

    Задача исследования:

    1. собрать материал о жизни и  деятельности И.Я. Яковлева;

    2. выяснить цели достижения просветительской деятельности  И.Я. Яковлева.

     Эпиграф: И.Я. Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в тёмное глухое время. В течение одного человеческого века он создал литературный чувашский язык и дал законченные образцы изложения на нём труднейших видов литературы, т.е. сделал то, что для славянских народов сделали Кирилл и Мефодий, для германского – Лютер, для английского – Уйклиф, для французского – Саси.

                                                                  Педер  Хузангай, народный поэт Чувашии

     Результаты учащихся:

Ø        Деревня, где 25 апреля 1848 г. родился И. Я. Яковлев,ныне называется Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана.

Ø       Еще, будучи грудным ребёнком, Иван осиротел. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Пахома Кириллова из той же деревни.

Ø       До учёбы в школе Иван был пастухом, ходил со стадом вместе с татарином Хакимом, который учил мальчика своему языку, красиво вить кнут, плести лапти.

ü       Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в селе Бурундуки.

ü       Как одного из лучших учеников Симбирская удельная контора направила Яковлева в уездное училище.                       

v      В мае 1864 г. он был назначен мерщиком Сызранской удельной конторы.

v      После увольнения со службы Яковлев начал собирать документы для представления в гимназию.

v      9 ноября 1868 г. И.Я. Яковлев в Симбирске открыл чувашскую школу. В этот день к нему в Симбирск прибыл на учёбу А.В. Рекеев, первый ученик школы.

o        1870 г. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.

o        1972 г. был издан первый чувашский букварь, подготовленный И.Я. Яковлевым.

o        1875 г. Яковлев получил свидетельство об окончании Казанского университета и назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.

Ø       В конце XIX в. имя И.Я. Яковлева стало широко известно не только в России, но и за рубежом.

Ø       Желающих поступить в школу с каждым годом становилось всё больше и больше.

§         Симбирская чувашская школа была тесно связана с деревней, с крестьянами.

§         Как инспектору Казанского учебного округа Яковлеву приходилось совершать дальние поездки по деревням.

§         К Яковлеву нередко обращались крестьяне за помощью в приобретении земельных участков, в судебных делах.

ü       В 1908 г. к 40-летию Симбирской чувашской школы и 60-летию ее основателя И.Я. Яковлева была издана первая антология чувашской поэзии «Сказки и предания чуваш», где были напечатаны произведения и воспитанников школы.

ü       В подготовке учителей И.Я. Яковлев придавал особое значение музыке. Он считал ее средством гармонии души.

ü       Яковлев ценил народное творчество и оберегал его. В начале 90-х гг. он выпустил две книжки чувашских народных песен.

ü       Живя в Петрограде и Москве, И.Я. Яковлев не переставал думать о Симбирске, где прошла большая часть его жизни.

          Вывод: И.Я. Яковлев – личность по-настоящему интеллигентная, с широким культурным кругозором и высочайшей нравственностью. Это был эталонный человек культуры.

2 группа: Симбирская чувашская школа – центр культуры и

просвещения

     Цель исследования: изучить деятельность Симбирской школы

     Задача исследования: 1. собрать материал о Симбирской чувашской школе;

   2. выяснить: какие направления были сформированы в Симбирской чувашской школе.

      Эпиграф: Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещённому россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев.

  Фёдоров Н.В., Президент Чувашской Республики

        Результаты учащихся:

·         Симбирская чувашская школа явилась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма.

·                     В основу развития школьной жизни и деятельности были положены следующие руководящие идеи. Основная идея – идея христианского просвещения. Другой идеей была идея сближения и объединения их с русским народом…

·         У чувашей появление школы в первой четверти второй половины ХIX века неразрывно связано с именем    И. Я. Яковлева.

o        Яковлев, будучи студентом Казанского  университета создал чувашский алфавит. И с помощью этого алфавита он составляет и издаёт ряд учебных книг, включая и букварь.

o        В сборниках были опубликованы оригинальные произведения чувашской художественной литературы. Они использовались в учебно-воспитательной работе чувашской учительской школы.

§         Дух воспитания в чувашской школе был своеобразный.  Иван Яковлев с самого начала завёл такой порядок: в школу принимали только детей крестьян, а кто поступил, тот должен был  не только учиться, но и работать.

§         Учащиеся весной, летом и осенью занимались сельскохозяйственным трудом, а зимою работали     в мастерской, в кружках рукоделия и домоводства. На выставке сельского хозяйства, кустарной и ремесленной промышленности им вручили серебряную медаль. 

o        Учрежденная Яковлевым в 1868 году частная школа-общежитие начиналась с единственного ученика А. В. Рекеева. А уже через три года она была признана Министерством народного просвещения.   

o        Школа И. Я. Яковлева      и его деятельность обеспечили интеллектуально-культурное развитие народа. Здесь выросли выдающиеся педагоги, деятели

     науки, художественной литературы и искусства, видные государственные и

     военные деятели.

          Вывод: Создать общество свободных, высококультурных и образованных людей – значит заложить фундамент для расцвета народа и государства. Именно эту задачу призвана решить и сегодняшняя наша Программа «Новая школа», которая является добрым продолжением дела Великого Яковлева.

3 группа: Выдающиеся ученики Симбирской чувашской школы

      Цель исследования: узнать о выпускниках, прославивших чувашский край.

      Задача исследования:

          1. собрать материал о выпускниках Симбирской чувашской школы;

     2. выяснить, какова была роль Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников.

Эпиграф: И.Я. Яковлев был великим возрожденцем чувашского народа.

                                                                        Ангел Тодоров, болгарский писатель

       Результаты учащихся:

      Школа И. Я. Яковлева      и его деятельность обеспечили интеллектуально-культурное развитие народа. Здесь выросли выдающиеся педагоги, деятели науки, художественной литературы и искусства, видные государственные и военные деятели:

ü       М.Д.Трубина (Марфа Трубина) - одна из первых учениц Симбирской женской  гимназии, заслуженная учительница школ чувашской АССР.   Она написала много произведений для детей, всю жизнь работала учительницей.

ü       Творческое наследие одного из самых крупных и талантливых представителей дореволюционной чувашской художественной литературы, поэта-демократа К. В. Иванова, снискало горячую любовь всего народа. Его поэма «Нарспи» получила  всемирное признание.

ü       Ф.П. Павлов - видный чувашский композитор, создатель чувашской профессиональной музыки, музыковед, драматург, внес бесценный вклад сокровищницу чувашской музыкальной культуры.

ü       И.С. Максимов-Кошкинский - основатель чувашского профессионального театра, создатель первых чувашских кинофильмов («Сарпике»,»Черный столб»,»Вихрь» на Волге», «Апайка», «Священная роща», «Помни»), актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

ü       С.М. Максимов - видный чувашский композитор, создатель чувашской профессиональной музыки,  воспитанник и учитель Симбирской учительской школы

ü        Д.П.Петров (Дмитрий Юман)- известный писатель, мастер прозы, публицист, историк, краевед, языковед, переводчик, экономист.

ü       В.Г. Егоров - воспитанник Симбирской чувашской школы, выдающийся чувашский филолог-ориенталист, доктор филологических наук, профессор.

      Вывод: И.Я. Яковлев в созданной им Симбирской чувашской учительской школе воплотил идеи всестороннего и гармоничного развития личности, доказал важность их решения в школьной практике для процветания чувашского народа, показал пути их реализации.                

       4 группа: Образ Ивана Яковлева в чувашской литературе

      Цель исследования: узнать произведения чувашских писателей, показывающих образ И.Я. Яковлева.

     Задача исследования: 1. собрать материал  чувашских писателей, показывающих образ  И.Я. Яковлева; 2. выяснить, каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей.

     Эпиграф: Если Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом, то Яковлев с неменьшим правом может быть назван первым чувашским университетом.

                                                                 Педер  Хузангай, народный поэт Чувашии 

       Результаты учащихся:

ü                   М.Д.Трубина (Марфа Трубина) «Детство» (повесть). Повесть М.Трубиной «Детство» относится к числу лучших произведений писательницы, где раскрывается просветительская роль И.Я. Яковлева.

ü                   И.С. Максимов-Кошкинский «Буря за бурей» (драма). Удачей драматурга И.С. Максимова-Кошкинского следует считать колоритный образ выдающего просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева в драме «Буря за бурей», где глубоко раскрыт демократизм его убеждений.

ü                   П.П. Хузангай «Поэт и миссионер», «Сегодняшняя поэма» (поэмы). Поэмное мышление позволило Педеру Хузангаю масштабно осмыслить важные проблемы, связанные с дореволюционной культурой народа, воссоздать образ И.Я.Яковлева.

ü                   П.Т. Петров (Тихон Педэрки) «Мальчик из чувашского села» (повесть). Итогом многолетней художественной исследовательской и краеведческой работы писателя стало появление в печати повести  «Мальчик из чувашского села», которая стала одной из самых популярных книг среди молодежи.

ü                   А.С. Артемьев «Перед бурей» (роман). Роман «Перед Бурей» - талантливое произведение о трагических судьбах видных представителей дореволюционной чувашской интеллигенции.

ü                   Н.Т. Терентьев «Волны бьют о берег» (драма). Заметным достижением всей национальной драматургии стала драма Н.Терентьева  «Волны бьют о берег», где раскрывается историческая роль и значение просветительской деятельности патриарха чувашской культуры И.Я. Яковлева.

       Вывод: и в повестях Марфы Трубиной и Тихона Педэрки, и в драмах И.С. Максимого-Кошкинского и Н.Т. Терентьева, и в поэмах П.П. Хузангая, и в романе А.С. Артемьева на переднем плане – показ  могучего духа великого просветителя и важнейших его человеческих качеств: трудолюбия, мудрости, уникальной дипломатичности и гибкости, любви к своему народу и уважения ко всем нациям.

5 группа: Образ Ивана Яковлева в искусстве

      Цель исследования: выявить  работы художников, архитекторов и музыкантов, показывающих образ И.Я. Яковлева

      Задача исследования: 1. собрать материал в произведениях искусства, показывающих образ И.Я. Яковлева; 2. выяснить, как отражается образ просветителя в произведениях искусства и какова главная мысль в произведениях искусства.

          Эпиграф: Ивану Яковлевичу Яковлеву народ определил статус Бога. Если будем жить в благодарной спасительной молитве Великим Учителям, все – и малое, и огромное в жизни у нас осуществится.

                                                                          Александр Васильев, композитор    

    Результаты учащихся:

  1. Брукманн «Яковлев» (портрет);
  2. В.А.Зотиков «Портрет И.Я.Яковлева»;
  3. А.Архипова « И.Я.Яковлев» (портрет);
  4. И.В.Дмитриев «И.Я. Яковлев в последние годы жизни» (картина);
  5. Ю.И.Богдяж «И.Я.Яковлев в детстве» (картина);
  6. Н.В. Овчинников «И.Я. Яковлев в Ходарской сельской школе» (картина);
  7.  Н.В. Овчинников  «И.Я. Яковлев на приеме у Николая II» (картина);
  8. П.Сизов. Серия  иллюстраций «И.Я. Яковлев»;
  9. И.И. Григорьев. Проекты института  музея И.Яковлева:
  10. Д.Народецкий, Г. Саевич «Памятник основоположнику чувашской письменности И.Я. Яковлеву»;
  11. Л.Я. Тихонов.  Медаль «И.Я. Яковлев»;
  12. В.П. Нагорнов «Памятник И.Я. Яковлеву»;

      13. А.Г. Васильев.  Опера «Иван Яковлев»;

14.   Фильм о великом просветителе.  К 100-летию чувашской письменности Московская киностудии «Центрнацфильм» создал научно-документальный фильм под названием «Дело его жизни» повествующий о выдающемся чувашском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве – основателе Симбирской чувашской учительской школы, положившем начало и чувашской письменности.

      Фильм построен - целиком на документальных материалах. Перед зрителем проходит яркая, героическая жизнь и общественно-педагогическая деятельность человека, пятьдесят лет работавшего над национальным подъемом родного народа.

     Автором сценария, режиссером-постановщиком фильма стал лауреат премии имени М.В. Ломоносова Д.Э. Дубинский.

     Вывод: Образ просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева в произведениях искусства отражён полно, ярко, многогранно. Фрагменты жизни и деятельности великого просветителя запечатлены в разных видах искусства: и в музыке, и в живописи, и в фильме, и в архитектуре

Rambler's Top100 TopList
2008-2011, Copyright © www.edu21.cap.ru - Все права защищены.

E-mail: support@edu21.cap.ru, Тел: (8352)45-16-23