Младшие .школьники
7-10 лет.
Характерные особенности развития:
1.Активное анатомо-физиологическое созревание организма
2. Возрастает функциональное значение «второй сигнальной системы»
2. Интенсивное развитие когнитивной сферы.
3. Ребенок учиться управлять своим поведением, протеканием психических процессов:
- Мышления (абстрактно-логическое)
- Внимание (произвольное внимание)
- Памяти (произвольная память)
Ведущая Деятельность - учебная деятельность.
Новообразование – рефлексия (целеполагание, оценка себя и самокоррекция)
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 7-10 лет
Предмет исследования |
Цель |
Методики |
Восприятие (пространственные представления) |
1) Определение уровеня развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки.
2) Исследование особенностей пространственных представлений |
1) Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс)
2)Фигура А.Рея (3-5 класс)
3) счет 100-7
|
Внимание |
Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. |
1) методика «Кодирование» Пьерона-Рузера (для 1 класса.)
2) Корректурная проба Бурдона (2-5 класс)
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память |
1)Изучение слухоречевой памяти и устойчивости запоминания
2) Исследование зрительной памяти и устойчивости запоминания
|
1) Тест 10 слов А.Р. Лурия
2) Модифицированный вариант теста «Сложная фигура» А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман (1-2 класс)
3) Фигура А.Рея (3-5 класс)
|
Мышление |
1) Выявление уровня развития понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.
2) Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений. |
1) Предметная классификация
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.
2) Исключение предметов методика «4 лишний» |
* во всех тестах обращается внимание на развитие речи.
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы младших школьников 7-10 лет.
Цель |
Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению) |
1) Проективный рисуночный тест «Человек»
2) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»
3) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»
4) Проективный рисунок «Чего я боюсь»
5) Контурный САТ
6) Цветовой тест Люшера
7) Анкета для определения школьной мотивации.
8) Клиническая беседа наблюдение. |
Исследование общения со сверстниками |
1) Социометрия
2) Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля.
3) ЦТО – цветовой тест отношений
4) Контурный САТ. |
Исследование внутрисемейного взаимодействия |
1) Проективный рисунок семьи или «семья животных».
2)Методика исследования межличностных отношений Рене Жиля.
2) ЦТО – цветовой тест отношений
3) Контурный САТ
4) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»
5) Методика «Дерево»
|
Подростковый возраст 11-14 лет
Характерные особенности развития:
1. Переходный, критический возраст (кризис зависимости \ кризис независимости)
2. Переход от детства к взрослости
3. Новый этап физического развития и процесс полового созревания, скачок в росте.
4. Расширение жизненного опыта личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток.
5. Избирательные отношения со сверстниками, потребность в интимном общении.
Ведущая Деятельность – межличностное общение со сверстниками (интимно-личностное общение , общественно-полезная деятельность, общественно значимая деятельность.
Центральное новообразование – Сформированная «Я-концепция»( Какой Я? Сформированность чувства взрослости)).
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы подростков 11-14 лет
Предмет исследования |
Цель |
Методики |
Восприятие (пространственные представления) |
3) Определение уровня развития восприятия, организации и планирования действий, пространственных представлений, зрительной памяти и тонкой моторики руки.
4) Исследование особенностей пространственных представлений |
Фигура А.Рея
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Внимание |
Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. |
1)Корректурная проба Бурдона
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память |
1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения.
|
1)Тест 10 слов А.Р. Лурия
2) Пиктограмма
РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.
|
Мышление |
1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.
6) Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений.
7) Уровень развития абстрактоного мышления.
8) Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности.
9) Логическое мышление, операции анализа, абстракции.
|
1) Исключение предметов методика «4 лишний»
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.
2) Пиктогорамма
3) Пословицы , поговорки , метафоры.
4) ГИТ, ШТУР, тест Амтхауэра. |
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы подростков
11-14 лет
Цель |
Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению) |
1)Проективный рисуночный тест «Человек»
9) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»
10) Модификация теста Дембо-Рубинштейна «Самооценка»
11) Проективный рисунок «Чего я боюсь»
12) Контурный САТ
13) Цветовой тест Люшера
14) Анкета для определения школьной мотивации.
15) Клиническая беседа наблюдение.
16) Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
17) Пиктограмма
18) Незаконченные предложения
|
Исследование общения со сверстниками |
5) Социометрия
6) ЦТО – цветовой тест отношений
7) Незаконченные предложения
8) Контурный САТ. |
Исследование внутрисемейного взаимодействия |
2) Проективный рисунок семьи
3) ЦТО – цветовой тест отношений
10) Контурный САТ
11) Незаконченные предложения
12) «Три дерева»
|
Старшие школьники 15-18 лет
Характерные особенности развития:
- Выбор жизненного пути, ценностей, приоритетов.
- Развитие внимания:
- Повышается объем, сосредоточенность и переключаемость внимания
- Внимание избирательно зависит от интересов.
- Эмоциональная сензитивность.
- Кризис идентичности.
Ведущая Деятельность – профессиональное самоопределение.
Новообразование – Самоидентификация («Кто Я?)
…..
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития познавательной сферы 15-17 лет
Предмет исследования |
Цель |
Методики |
Внимание |
Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объема внимания при монотонной работе, определение темпа деятельности и ведущей установки на скорость или точность выполнения задания. |
1)Корректурная проба Бурдона
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом. |
Память |
1)Объем и скорость слухоречевого запоминания, объем отсроченного воспроизведения.
|
1)Тест 10 слов А.Р. Лурия
2) Пиктограмма
РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.
|
Мышление |
1)Исследование понятийного мыщления, изучение процессов обобщения и абстрагирования, критичности, объема и устойчивости внимания.
2)Исследование уровня обобщающих операций, способность выделять существенные признаки явлений.
3).Уровень развития абстрактоного мышления.
4)Исследование целенаправленности, критичности, особенностей речемыслительной деятельности.
5)Логическое мышление, операции анализа, абстракции.
|
1) Исключение предметов методика «4 лишний»
Методическое пособие Семаго Н.Я, Семаго Н.Н. и диагностический альбом.
2) Пиктогорамма
3) Пословицы , поговорки , метафоры.
4) КОТ |
Диагностический пакет для психологического обследования уровня развития эмоционально- личностной сферы старших школьников
15-17 лет
Цель |
Методики |
Исследование уровня эмоциональной зрелости и личностных особенностей (тревожность, агрессивность, страхи, преобладающий фон настроения, самооценка, мотивация к обучению, акцентуации характера) |
1) Проективный рисуночный тест «Человек»
2) Проективный рисуночный тест «Рисунок несуществующего животного»
3) Контурный САТ
4) Цветовой тест Люшера
5) Клиническая беседа наблюдение.
6) Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.
7) Пиктограмма
8) Незаконченные предложения
9) Выявление типа темперамента опросник Русалова
10) 16 – факторный опросник Кетелл
11) Тест Леонгарда- Шмишека определение акцентуаций
12) Методика Ценностные ориентации Рокича
13) Диагностика уровня притязаний Хоппе.
|
Исследование общения со сверстниками |
1) Социометрия Анцупов
2) ЦТО – цветовой тест отношений
3) Незаконченные предложения
|
Исследование внутрисемейного взаимодействия |
1) Проективный рисунок семьи
2) ЦТО – цветовой тест отношений
3) Незаконченные предложения
4) Бланковые методики
|