















Тема моего выступления: Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в дидактических играх. (Слайд 1)
Цель: ( Слайд 2 )
Повышение методической компетентности педагогов.
Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.
Задачи: (Слайд3)
Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр по ФЭМП в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования математических игр в педагогическом процессе.
Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материал и оборудование: игровые пособия.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А Маркушевич).
Математику уже за то любить следует, она в ум порядок приводит! (М. В. Ломоносов) (Слайд 4)
В условиях совершенствования системы образования дошкольная организация должна создавать условия для умственного развития ребенка. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования реализация образовательной области «познавательное развитие» предполагает, среди прочего, развитие у детей элементарных математических представлений и первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Начальным периодом освоения свойств предметов является младший дошкольный возраст. (Слайд 5)
Одним из эффективных средств развития математических представлений у дошкольников являются дидактические игры. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. (слайд 6) А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. (Слайд 7,8)
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. (Слайд 9)
Все дидактические игры разделили на группы:
1.Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4.Игры с геометрическими фигурами.
5.Игры на развитие логического мышления
При разработке дид. игр я воспользовалась пособием: Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е. А. Стребелева. – Москва : Владос, 2007. – 256 с.
Ход мастер-класса
Сегодня я вам хочу рассказать об этих играх и предлагаю принять участие в таких играх, как «Воздушные шары», «Лесенка», «Какие бывают фигуры?» .
С чего начинается игра? (Организационного момента) (Слайд10)
При организации дид. игры «Воздушные шарики» я загадала детям загадку: Цель: мотивации для дальнейшей деятельности.
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.
В основной момент поставила ряд задач:
Задачи:
1. познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.
2. Развитие внимания у детей.
Для мотивации детей создаем проблемную ситуацию. «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т.п.
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель, проходя по рядам, предлагает исправить допущенные ошибки.
2. Какие бывают фигуры? (Слайд11,12)
Во время проведения игры «Какие бывают фигуры?» к детям пришла кукла Таня, чтобы заинтересовать детей. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.
«Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это – квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, – палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол – палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.
Кукла Таня хвалит детей, правильно выполнивших задание.
Дети познакомились с геометрическими формами (кругом и квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником) путем их обследования приемом обведения по контуру приложения друг к другу.
3. «Лесенка» (Слайд 13)
При организации игры «Лесенка» к детям в гости пришла матрешка. Воспитатель предлагает детям построить лесенку, по которой будет ходить матрешка. Вызывает ребенка, ставит самый большой брусок вертикально и указывает, в каком направлении надо продолжать постройку. Ребенок строит лесенку. Если он ошибается, воспитатель вызывает другого ребенка, который исправляет ошибку. Когда лесенка будет готова, необходимо спросить ребенка: «Какой брусок ты выбирал, чтобы получилась лесенка?» Ответ: «Самый большой, каждый раз – самый большой из оставшихся». Если ребенок не может сформулировать четкий ответ, педагог помогает ему и предлагает «погулять» с матрешкой по лестнице: вверх – «топ-топ-топ-топ», вниз – «топ-топ-топ-топ».
Далее воспитатель обращается ко всем ребятам: «Теперь все на своих местах построят лесенку из прямоугольников. Мы будем представлять, что это наши брусочки. Все ступеньки у лестницы должны быть одинаковые. Если вы будете выбирать все время самый большой прямоугольник, у вас получатся одинаковые ступеньки, вот такие (показывает пальцами размер ступенек)». Дети складывают лесенки.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, указывает на допущенные ошибки, предлагает исправить их. После этого дети играют с матрешкой. А взрослый подводит итог: «Мы научились строить красивую лесенку с одинаковыми ступеньками, по такой лесенке матрешке очень удобно ходить».
В результате апробации дидактической игры «Лесенка» дети научились устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.
4. «Построй зайчатам домики» (Слайд 14)
При выполнении игровых действий: воспитатель просит показать сначала красного, затем желтого зайца (действие выполняется по образцу «такого же как у меня»). Затем педагог показывает тучку и говорит, что скоро начнется дождик, а нашим зайчатам негде спрятаться и предлагает построить домики для них. Воспитатель показывает и объясняет, как строить дом, уточняет, что дом должен быть обязательно такого же цвета как зайчик (чтобы он мог спрятать в нем не только от дождя, но еще и от волка). В ходе игры взрослый называет цвета и геометрические фигуры, но от детей этого не требует.
Варианты игры:
- изменить цвета, также можно увеличить количество цветов до трех;
- увеличить количество геометрических фигур (например, добавить прямоугольник – дорожка к домику или круг – солнце, или же овал – полянка).
Дошкольники научились «строить» дом из геометрических фигур путем подбора их по цвету.
Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.
Анализ деятельности:
В течении мастер класса действия сопровождаются объяснением, показом, демонстрациями, вопросами на понимание. Предоставлена возможность высказаться каждому участнику мастер класса.
Использовала технологии:
· Здоровьесберегающие технологии
· ИКТ
· Социо-игровые (Игровые, сотрудничество)
· Контроль мало активности: особое внимание уделяется малоактивным детям, создавая по средствам одобрения, похвала, привлечение к работе, поощрение
· Использовалась рефлексия детей
Итак, я хочу закончить свое выступление словами: (Слайд 15)
Математика нужна
Математика важна
Потому что для ума
Как гимнастика она!
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.