System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Здоровьезбережение ( из опыта работы) / / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
учитель начальных классов
Теплова Венера Аркадьевна
Учительская
"КРЕАТИВНОСТЬ – НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА"
«Атте-анне- çемье ăшши»
Задание на каникулы
Здоровьезбережение ( из опыта работы)
Из опыта работы
Презентация "Грибы"
Презентация « Птицы зимой»
Сценарий развлекательной программы «Классная девочка»
Счастливый случай
Урок на тему "Глагол" (на чувашском языке)
Экологические игры
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
Здоровьезбережение ( из опыта работы)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

« Хормалинская средняя  общеобразовательная школа»

                          Ибресинского района Чувашской Республики         

 

 

 

 

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальных классах

 

Из опыта работы

 

 

 

                  

Теплова Венера Аркадьевна,

учитель начальных классов

                                                               

 

                                            2012 год

 

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ  ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.  А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

      За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

      Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на детский организм.

      Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

      Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:

-       обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

-       снижение уровня заболеваемости  учащихся;

-       сохранение работоспособности на уроках;

-       формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

-       формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

     В нашей школе работает программа «Здоровье», которая охватывает все ступени обучения, в том числе и начальные классы. Но я, как учитель начальных классов, поставила перед собой задачу – создать здороовьесберегающую среду на все 4 года обучения детей на первой ступени.

     Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия (см. приложение 1):

      1. Утренняя зарядка. В начале каждой учебной недели перед занятиями разучиваем комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

      2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.

      3. Дни здоровья. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Разработала 10 уроков Здоровья для учеников первого класса, главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровым» (см. приложение 2) и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

      4 Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». А вот с третьеклассниками решила заняться этой проблемой на уроках проектной деятельности. В течение года составлялись индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья» .

      Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном мной для индивидуальной работы с учениками во внеурочное время (см. приложение 3).

      В течение года дети работали над проблемой сохранения здоровья и подготовили папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформили стенды на соответствующие темы. Уроки проводились с использованием компьютера, что особенно возбуждало интерес детей к этим урокам. В конце полугодия подготовили презентацию проектов на слайдах.

      В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.

      Ко Дню открытых дверей подготовили выставку цветущих комнатных растений.

       Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

      Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамической паузы, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

      На уроках в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношением четверостиший.

      Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

      Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения , для осанки.  

      Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

      Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников такой:.

-       Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках.

-       Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащимися правил личной гигиены.

-       Проведение профилактики травматизма путем  бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности.

-       Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой),  применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

-       Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

      Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Встреча с родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.

      Работая с этой проблемой на протяжении четырех лет, после активного изучения и применения на практике с данным классным коллективом с первого по четвертый год обучения можно сделать конкретные выводы. Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы. Сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: (см. приложение 4) по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет. Отмечен рост незначительной заболеваемости в 1, 3 четверти. Ни разу не болели 60% учащихся. Не отмечались обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, ухудшение сколиоза и осанки.

      Анализ динамики заболеваемости показывает, что есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней  ребенком, увеличение количества учащихся, не болевших ни разу. Анализ работы показывает, что это является результатом  увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни (см. приложение 5).

      На начальной ступени обучения отмечался высокий фоновый уровень распространенности хронических заболеваний. Стабильными оставались на протяжении четырех лет обучения показатели групп, которые в значительной степени определяются общей учебной нагрузкой учащихся в урочное и внеурочное время. Отрадно то, что показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения слуха и нарушения зрения держатся на одном уровне.

      Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном  пространстве.

      Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то будущее поколение не будет  здоровым и развитым н духовно,  и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без здорового не может быть духовного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

                   Список использованной литературы.

 

 

 

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.

 

Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.

 

Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.

 

Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Спортивно-оздоровительные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Исполнитель

1

Утренняя зарядка

ежедневно

классный руководитель, физорг класса

2

Игровые перемены

ежедневно

классный руководитель

3

День здоровья

ежемесячно

 

классный руководитель, физорг класса

4

Оформление уголка здоровья

1 раз в четверть

учащиеся под руководством классного руководителя

5

Походы: в осенний лес; лыжные прогулки; весенний поход; совместный поход с родителями

по плану

классный руководитель

6

Неделя физической культуры

по плану

классный руководитель, учитель физической культуры

7

Соревнования-конкурсы: «День бегуна»; «Зов джунглей»; «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»

по плану

классный руководитель, учитель физичес.культуры

  

 

                                                                                                            Приложение 2

Урок здоровья

Тема: «Если хочешь быть здоровым»

 

      I. Беседа по теме.

-       Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?

      Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие по­лезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно при­готовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, по­падая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

-        Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разле­таются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)

-       Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

-       Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (Они закаляются.)

-       Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)

 

      II. Если хочешь быть здоровзакаляйся!

      1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

      2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или прини­майте душ.

      3.  Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

 

      III. Оздоровительная минутка.

-        Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так дума­ете? (Ответы детей.)

-       Можете ли вы себя назвать закаленными? Приведите при­меры закаленных людей,

-       Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

      Вспомним волшебные слова:

                    Я здоровье сберегу,

                    Сам себе я помогу!

 

      IV. Сделайте рисунок для классной выставки «Мы дружим с физ­культурой и спортом».

 

      V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

             1.  Очень редко болеет.

             2.  Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

             3.  Имеет хороший сон.

             4. Живет не менее 80 лет.

             5.  Может без одышки пробежать пять километров.

             6.  Если заболел, то быстро поправляется.

-       Какие признаки выбираются главными и почему?

-       Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

 

      VI. Это интересно!

-       Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, что­бы получить почетное звание долгожитель?

      В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – хороший характер. Третий сек­рет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – еже­дневный физический труд.

-       Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долго­жителем?

 

      Задание.

-       Выберите слова для характеристики здорового человека:

             красивый            ловкий            статный        крепкий

             сутулый              бледный         стройный      неуклюжий

             сильный              румяный         толстый        подтянутый

 

      Вывод: Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Приложение 3

Рабочий лист

ПРОЕКТ

«Сохранение зрения»

 

Что я знаю о глазах ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Для чего нужно зрение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что нужно соблюдать для сохранения зрения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Консультанты: _______________________________________________________

 

Над проектом работал(а) _______________________________________________

 

 

Приложение 4

Сравнительный анализ динамики заболеваемости

 

 

2007/2008

учебн. год

 2008/2009

учебн. год

 2009/2010

учебн. год

 2010/2011 учебн.год

1. Число случаев пропуска по болезни в %

60

52

40

30

2. Пропущено дней 1 ребенком

11

9,1

8,3

7

3. Не болевших ни разу в %

27

38

45

60

4. Болели 1 - 2 раза в %

46

37

32

25

5. Болели более 2-х раз в %

27

25

23

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Физическая подготовленность детей

Показатели в %

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

 

1. Основная группа

 

 

 

 

 

 

2. Подготовительная группа

2

2

1

0

 

 

3. Специальная группа

0

0

0

0

 

 

4. Нарушение осанки

7

7

5

2

 

 

5. Нарушение зрения

4

4

3

3

 

 

6. Нарушение слуха

2

2

0

0

 

 

7. Плоскостопие

2

0

0

0

 

 

8. Не болевшие дети

5

4

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные советы родителям
Реквизиты
<Январь 2021>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
1234567
Rambler's Top100 TopList